Меню Федеральное интернет - издание ISSN: 2409-4455
Современно Перспективно Оперативно
Назад » » » 2017 » Ноябрь » 9

Проблемы воспитательной работы с сиротами в ГАПОУ ИО «Заларинский агропромышленный техникум».

Карлова Наталья Владимировна, воспитатель общежития
ГАПОУ ИО «Заларинский агропромышленный техникум»

Сегодня в России проблема воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей очень актуальна. Государство предоставляет детям-сиротам достаточно прав, гарантий и льгот. Но сироты в нашей стране до сих пор остаются самой незащищенной социально группой. Одним из наиболее эффективных механизмов повышения социального статуса и защищенности сирот является получение ими бесплатного профессионального образования. Большинство детей-сирот не могут успешно адаптироваться в жизни, не в состоянии решить многих проблем, с которыми им приходится сталкиваться ежедневно без поддержки взрослых. Они испытывают большие трудности с устройством на работу, получением жилья, обустройством своего быта, составлением и соблюдением бюджета, отстаиванием своих юридических прав.

Воспитанников детского дома, к сожалению, не приучают к труду, самообслуживанию, готовности заботиться о себе, они знают, что их накормят и оденут – государство взяло на себя такие обязательства. У них не только нет необходимости себя обслуживать, это еще и запрещено. Администрация детского дома не имеют права привлекать ребенка даже к помощи на кухне - это не допускается нормативами по гигиене и технике безопасности. Таким образом, вольно или невольно воспитывается иждивенческая позиция: детский дом выпускники покидают не подготовленными к жизни, социально не адаптированными. Адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, личностное и профессиональное самоопределение, систематизация всей работы по социальной поддержке сирот, является одной из главных целей в техникуме при воспитательной работе с сиротами.

Обучающиеся в техникуме сироты проживают в общежитии. При заселении в комнаты учитываются и дружеские отношения, и личные интересы детей-сирот. В комнатах для комфорта проживания имеется вся необходимая мебель, постельные принадлежности меняются еженедельно. Взаимодействие с ребенком начинается с изучения его личности, личного дела и социальной карты. Собираются сведения о состоянии его физического и психического здоровья, об условиях жизни до поступления в учреждение, о его ближайшем окружении, изучаются особенности личности ребенка, выявляются проблемы в соответствии с его социальной ситуацией развития. На основе полученных данных осуществляется прогнозирование личностного развития сироты, вырабатываются единые условия оказания ему необходимой помощи и поддержки в период адаптации к новым условиям.

При работе с выпускниками детских домов существую проблемы:
- Нежелание обучающихся подчиняться общепринятому режиму техникума, распорядку дня в общежитии.
- Нарушение дисциплины, пропуски занятий;
- Недостаточное владение навыками самообслуживания (нежелание убирать в комнате, стирать свою одежду, ухаживать за обувью);
- Неумение строить свои взаимоотношения с другими обучающимися группы и обучающимися проживающими в общежитии;
- Нежелание участвовать в общественно-полезном труде (могут заявить, что уборка листьев на территории – это унижение человеческого достоинства и прав человека).

В воспитательной работе с сиротами в нашем учебном заведении можно выделить следующие направления:
1. Обучение социально-бытовым навыкам. Главные проблемы в общежитии с новичками сиротами то, что студенты не умеют готовить еду, планировать свой бюджет, выполнять культурно – гигиенические нормы. Для решения этих проблем проводятся воспитательные беседы, индивидуальные беседы. Здесь хочется отметить, что в общежитии сироты заселяются совместно с детьми из семей, что значительно расширяет социальные сети и дает обучиться социально бытовым навыкам в естественных условиях, наглядно.
2. Формирование навыка здорового образа жизни, вовлечение в занятия физкультурой и спортом и выработка умения культурно проводить досуг.

Суть всей воспитательной работы - это создание условий, обеспечивающих физическое и духовное здоровье молодежи, формирование у обучающихся ориентации на здоровый образ жизни, борьба с наркоманией, алкоголизмом, курением. С сиротами, как и с остальными обучающиеся поводится весь спектр воспитательных мероприятий тренингов, консультаций по профилактике употребления ПАВ и против вредных привычек. Для лучшей адаптации – обучающиеся сироты привлекаются к активному участию во внеклассной работе, во многих мероприятиях, как в техникуме, так и в общежитии. Занимаются в спортивных секциях, в тренажерном зале техникума. Основной целью проведения таких мероприятий является массовое вовлечение студентов в систематические занятия физической культурой и спортом, укрепление здоровья, воспитания чувства коллективизма у молодёжи; соединение спортивно-оздоровительной работы с патриотическим воспитанием студентов.

Большинство обучающихся проживающих в общежитии, активно посещают различные кружки, принимают участие в конкурсах поделок. Так в воспитательной комнате общежития собрана большая коллекция поделок из оригами, различных композиций сделанных руками обучающихся сирот. 3. Повышение социально-правового сознания и поведения. Одной из основных задач этого направления при работе с сиротами является донесение информации о правах и гарантиях, способах их реализации, помощь в защите прав и законных интересов, проведение бесед, направленных на повышение юридической грамотности студентов, разъяснение, куда следует обращаться по той или иной проблеме.

Мотивирование выпускников на самостоятельное решение возникающих вопросов. Участие студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в этих мероприятиях предполагает формирование у детей правовой культуры, способностей к социальной защите. Работа по профилактике преступлений и правонарушений. Работа с сиротами включает профилактику правонарушений, как основную задачу воспитательного процесса. Это профилактические беседы о недопустимости правонарушений, проведение классных часов в техникуме, лекций в общежитии на уровне педагогов, также с привлечением инспектора ОДН, КДН, прокуратуры.

Отдельное внимание уделяется лицам, совершившим правонарушения. С данной категорией лиц проводятся мероприятия, направленные на защиту прав сирот, профилактику рецидивов правонарушений. Полноценная социальная адаптация сирот также невозможна без формирования системы духовно-нравственного воспитания личности:
• знакомство с историческим и культурным наследием нашей страны, традициями народа;
• развития чувства толерантности и эмпатии;
• формируют нравственно-этические ценности;
• развивают коммуникативные качества.

Участие студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в этих мероприятиях, содействует полноценному развитию детей этой категории. Обучающиеся, включенные в коммуникативные отношения, получают возможность в процессе общения и совместной деятельности в дружественном им коллективе формировать свой взгляд на мир и его ценности, накапливать жизненный опыт. Они учатся воспринимать и принимать себя такими, какие они есть, компенсируя проблемы в развитии приобретенными знаниями и умениями, учатся выстраивать межличностные отношения.

Таким образом, одной из задач педагогического коллектива техникума в целом является социальная адаптация сирот и формированию у них социальной зрелости, создания благоприятных условий для развития рефлексивных способностей обучающихся и построения осознанной, непротиворечивой системы ценностных ориентаций. В итоге благодаря этим направлениям работы по адаптации у сирот более легко и гармонично проходит процесс адаптации. Не стоит забывать, что общение сироты с педагогом должен носить характер содружества, сотрудничества и сотворчества. Только в таких условиях ребёнок испытывает удовольствие от своей деятельности и её результата, потому что он делает то, что нравится ему, а не только то, что предлагает педагог, свобода выбора способствует появлению чувства независимости и уверенности в себе.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar