- 09.11.2017
- 3123 Просмотра
- Обсудить
ГАПОУ ИО «Заларинский агропромышленный техникум», п.Залари
Главной целью воспитательной работы в общежитии является мобилизация студенческого коллектива общежития для активной работы по созданию комфортной среды проживания, развития навыков самоуправления и самовоспитания. Ведь общежитие – не только место проживания, но и новая социальная микросреда, определяющая перспективные направления профессионального и духовного развития личности, преодоления трудностей и противоречий процесса адаптации молодежи к новым социально-бытовым условиям.
Ведущим принципом воспитательной работы в общежитии является создание комфортных условий для проживания студентов, ведь пребывание в общежитии – особый период в их жизни и значительно отличается от жизни в семье, где они находятся в центре внимания. Резкая смена условий жизни, социальной среды нередко оказывается пагубной для несформировавшейся личности. Приехавшие из отдаленных поселков, деревень в чужой поселок подростки оказываются в новой социальной роли, стремятся как можно скорее освоить специфику самостоятельной жизни. Большой поселок создает у ребят иллюзию взрослости. В условиях столь значительных жизненных перемен у молодых людей важно не только продолжить проводившуюся с ними ранее школой работу по нравственному воспитанию, но и обеспечить дальнейшее развитие моральных качеств.
Необходимо учитывать то, что отрыв подростков от семьи часто вызывает у них сложные состояния, характеризующиеся замкнутостью, нервозностью, капризностью, угрюмостью. Поэтому очень важно организовать в общежитии нормальную жизнедеятельность. Происходит естественное уменьшение влияния семьи, близких родственников на их нравственное развитие. У части студентов проживающих в общежитии ослаблены связи с родителями. Очень важно не упустить таких подростков, необходимо уделить им особенное внимание. Общение с взрослым высоко ценится среди обучающихся, особенно первых курсов.
Среди проживающих в общежитии есть особые категории студентов:
• выпускники детских домов;
• студенты из опекаемых или из многодетных семей;
• выпускники коррекционных классов.
Данным категориям, проживающих в общежитии уделяем особое внимание: проводим с ними индивидуальную работу, направленную на коррекцию их поведения, повышения уровня их общей культуры и адаптации к новым условиям проживания и обучения. Необходимо создание условий для удовлетворения их познавательных, эстетических и других потребностей, обеспечивающих формирование и развитие личности. Исходя из своих наблюдений за данной категорией студентов, трудности в адаптации состоят в том, что большинство из них нерационально распределяют свое время. Они не могут самостоятельно настроить свой режим дня.
В начале учебного года при массовом заселении студентов в общежитие комнаты комплектуются без учета личностных качеств человека, без учета их темперамента и характера. В связи с этим воспитателям очень часто приходится разрешать конфликты между проживающими в одной комнате. Чаще всего возникают затруднения при необходимости совместного распределения обязанностей с соседями по комнате, иногда просто два подростка не могут найти общий язык друг с другом, в результате чего иногда возникают конфликты на этой почве. Надо жить в одной комнате с людьми, о существовании которых ты никогда и не подозревал, налаживать с ними контакт, выстраивать отношения. Здесь приходится подходить к каждому индивидуально, выслушивать точку зрения каждого, примирять, устранять конфликты, предупреждать возникновение новых конфликтов. Однако в процессе взаимодействия с проживающими выявляем их интересы, потребности, склонности, психологические особенности, что в дальнейшем позволяет все это учитывать при улучшении качества проживания студентов.
Воспитателю надо уметь установить дружеский контакт с проживающими в общежитии. Для этого началом служит добрая улыбка, добрый взгляд или совместные действия, и если установился контакт, то уже легче становится понимать настроение воспитанников, мотивы их поведения. Очень важно уметь находить правильный подход к каждому проживающему в общежитии, учитывать его темперамент, уравновешенность нервной системы, его способности, интересы, потребности, предложить сферу применения сил, помочь поверить в себя, в свои творческие способности, научить жить более интересно. Эта работа должна проводиться с учётом психолого-возрастных особенностей молодежи. Для этого проводим опрос студентов при помощи анкеты «Анкета проживающего в общежитии», выявляем интересы и увлечения проживающих общежития с целью дальнейшего их привлечения в проводимых в общежитии мероприятиях.
Очень важно суметь помочь студентам организовать их свободное время, приобщить к занятиям спортом, кружки. Таким образом, важнейшим фактором воспитательной работы в студенческом общежитии является создание благоприятной психологической атмосферы – педагогически воспитывающей среды. Эта среда может быть, сформирована путём массового, и самое главное, качественного участия студентов в культурно-досуговых и спортивно- оздоровительных мероприятиях, проводимых в общежитии.
Для осуществления воспитательной работы в общежитии использую наиболее эффективные формы работы индивидуального и группового характера: беседы, собрания, тематические и развлекательные вечера, викторины, лекции, соревнования, конкурсы.
Одним из направлений воспитательной работы является профилактическая работа по предупреждению асоциального поведения обучающихся, профилактика вредных привычек, предупреждение травматизма и простудных заболеваний. Беседы о вреде курения, наркотиках, об алкоголизме, анкетирование студентов по теме «Вредные привычки» в начале учебного года.
Еженедельно проводим общее собрание студентов, проживающих в общежитии, на котором поднимаем вопросы, касающиеся правил проживания, соблюдения правил внутреннего распорядка, техники безопасности, пожарной безопасности, санитарных норм. Соблюдение данных правил контролируется, за нарушение правил проживания в общежитии может быть объявлено замечание, вынесен выговор, строгий выговор и отчисление из числа проживающих в общежитии. Для повышения правовой грамотности студентов организуем встречи с инспектором по делам несовершеннолетних и участковым инспектором.
В общежитии проводим работу по поддержанию необходимого санитарного состояния, выполнению распорядка дня, привитию навыков самообслуживания. С целью контроля соблюдения санитарно-гигиенических норм еженедельно совместно с сектором чистоты и порядка проверяем санитарное состояние комнат, ведем экран чистоты.
В начале учебного года необходимо выявить лидеров среди студентов, проживающих в общежитии. Из их числа на общем собрании студентов выбираем Студенческий совет общежития, который координирует деятельность старост различных секторов. Студенческий совет состоит из председателя, заместителя председателя, из культурно-массового сектора, художественно-оформительского, спортивного, санитарного. Студсовет организует работу по самообслуживанию, привлекает проживающих к выполнению общественно-полезных работ в общежитии и на прилагающей территории, организует проведение культурно-массовой работы.
Вся воспитательная работа в общежитии направлена на формирование личности высокой нравственной культуры, профессионально и социально компетентной, с активной жизненной позицией, имеющей навыки в управлении, умеющей принимать решения и нести за них ответственность.
Воспитание студентов, проживающих в общежитии – сложный и многогранный процесс, требующий от его организаторов тщательного отбора воспитательных средств, постоянного взаимодействия с администрацией, студенческим советом. Наша общая задача – искать и находить новые формы работы по организации досуга молодёжи, развивающие её духовно и интеллектуально, помогающие ей определить своё место в жизни.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.