Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2017 » Ноябрь » 16

Методика организации самостоятельной работы как средство профессиональной адаптации студентов специальности сварочного производства

Григоров Игорь Юрьевич, преподаватель
Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Курский автотехнический колледж»

Экономическое и социальное развитие страны диктуют перемены в сфере образовательных услуг с целью подготовки профессионалов нового формата.

Это, в свою очередь, определяет перемены в квалификационной структуре профессиональных кадров, требуя от них профессиональной мобильности и совершенства, необходимости постоянно обновлять свои знания.

Изменения в квалификационной структуре профессиональных кадров влияет на совершенствование целей, содержания программ, форм организации образовательного процесса и используемых методов и приемов работы.

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования и требования работодателей к современному специалисту ориентированы на умение самостоятельной деятельности направленной на решение производственных ситуаций и задач..

Такие качества, как умения проявить инициативу, решить нестандартную задачу, способность планирования и прогнозирования самостоятельных действий напрямую оказывают влияние на профессиональный рост специалиста.

Стратегическим направлением повышения качества образования в этих условиях является оптимизация системы управления учебной деятельностью студентов, в том числе и их самостоятельной работой.

Компетентностный подход в образовании составляет методологическую основу самостоятельной работы студентов. При этом, компетентностный подход является базой формирования общих и профессиональных компетенций, необходимых как для самообразования, так и для дальнейшего повышения квалификации в системе непрерывного образования, развития профессиональной карьеры.

Научить студентов работать самостоятельно — одна из основных задач образовательного процесса сегодня. Решение задачи предполагает постоянно развивать способности и потребности студентов к самостоятельному творчеству посредством повседневной и планомерной работы не только во время проведения учебных занятий, но в самостоятельной работе над учебниками, учебными пособиями, периодической литературой и т.д., активному участию в научной работе.

Самостоятельная работа – это вид учебной деятельности, которую студент совершает в установленное время и в установленном объеме индивидуально или в группе, без непосредственной помощи преподавателя (но при его контроле), руководствуясь сформированными ранее представлениями о порядке и правильности выполнения действий.

Самостоятельная работа проводится с целью формирования общих и профессиональных компетенций, самоорганизации и развития исследовательских умений.

Роль самостоятельной работы студентов существенна в преподавании различных дисциплин, но особое звучание она приобретает в преподавании дисциплин, междисциплинарных курсов и профессиональных модулей, где в значительной степени формируется будущий специалист.

Являясь преподавателем профессиональных дисциплин Курского автотехнического колледжа, осуществляю подготовку специалистов сварочного производства и работаю над методической темой: «Методика организации самостоятельной работы как средство профессиональной адаптации студентов специальности сварочного производства».

В ходе практической деятельности по реализации методической темы накопился определенный опыт работы и сформировался алгоритм действий.

Эффективная аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа студентов возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации.

Это первое и важное условие успешности самостоятельной работы студентов.

Факторы, способствующие активизации самостоятельной работы студентов: осознание полезности выполняемой работы, творческая направленность деятельности студентов, создание ситуации успеха даже для студентов с низким уровнем подготовки, участие в конференциях, конкурсах профессионального мастерства, олимпиадах.

Вторым условием реализации самостоятельной работы являются технология организации самостоятельной работы студентов и информационно-методическое обеспечение, которые дают возможность использования информационных и материально-технических ресурсов не только образовательной организации, но и сети Интернет, библиотек, музеев, баз практик и различных предприятий города.

Третье условие — перед выполнением самостоятельной работы обязательно провожу инструктаж по выполнению задания, который включает цель задания, его содержания, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. В процессе инструктажа предупреждаю студентов о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания.

Четвертое условие — своевременный контроль выполнения студентами самостоятельной работы и корректировка их дальнейшей деятельности.

Наряду с традиционными формами контроля использую методы, основанные на современных образовательных технологиях, поощряю активную работу студентов.

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов нашего колледжа представляет собой логическое продолжение аудиторных занятий и проводится по конкретным разработанным заданиям, со студентами проводится консультативная индивидуальная работа.

Такой вид совместной работы студентов и преподавателя имеет положительный результат при выполнении студентами опережающих заданий по определенным темам, где имеется возможность самостоятельного изучения учебного материала.

Практикую сочетание в одном учебном занятии двух форм самостоятельной работы студентов - аудиторную и внеаудиторную. Использую различные формы и виды самостоятельной работы студентов: самостоятельное изучение материала по литературным источникам и работу со справочной литературой, поиск необходимой информации в сети Интернет, реферирование источников, составление или заполнение таблиц, подготовка презентаций и устного сообщения для выступления на занятии, просмотр видеоматериалов, изучение инструкционной и технологической карт и другие формы.

Приведу пример одного из моих уроков: МДК 01.01 Технология сварочных работ специальности «Сварочное производство», в группе третьего курса по теме: «Конструктивные элементы сварных швов и дефекты швов».

В целях которого: создавать условия для совершенствования, расширения и развития имеющихся теоретических знаний студентов по теме сварных швов и использования полученных знаний для решения практических заданий; продолжать формирование навыков и умений самостоятельного поиска и отбора новой учебной информации, выполнении презентаций; умения сопоставлять, выделять главное, проводить анализ; воспитывать познавательный интерес к освоению технологии сварочных работ, расширять кругозор, формировать умение осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль, отражены основные условия результативного использования самостоятельной работы студентов.

В ходе реализации поставленных целей было использовано сообщение нового материала, подготовленного студентами самостоятельно, опережающее задание: теоретический материал и презентация, с моей консультативной помощью. Учебный материал урока подобран с учетом сложности восприятия и возрастных особенностей студентов.

Рабочее время урока распределено рационально, экономия времени урока для самостоятельной работы студентов осуществлялась за счет работы с опорным конспектом и заполнением информационных таблиц.

Проведенная в конце урока рефлексия свидетельствовала о том, что новый теоретический материал всеми студентами группы усвоен, способы определения дефектов сварных швов отработаны.

Поставленные цели урока реализованы, работа каждого студента оценена положительно.

Вышеизложенное является подтверждением того, что организация аудиторной и внеаудиторной деятельности является важной составляющей современного педагогического процесса, позволяет мобилизовать студентов на творческую деятельность и качественное усвоение изучаемого материала, играет важную роль в профессиональной подготовке специалистов.

Литература
Георге, И.В. Некоторые аспекты разработки программы самостоятельной работы студентов, направленной на формирование профессиональной компетентности [Текст] // Среднее профессиональное образование. – 2011. - № 3.
Горбунова, Л.Н. Организация самостоятельной работы студентов СПО [Текст] / Л.Н. Горбунова // Среднее профессиональное образование. – 2007. - № 8.
Методическое пособие по организации самостоятельной работы студентов [Текст] / Сост. В.И. Медведева. - Смоленск: СПЭК, 2010.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar