- 22.11.2017
- 3687 Просмотров
- Обсудить
ГБПОУ СО «Уральский техникум автомобильного транспорта и сервиса», г. Екатеринбург
Аннотация: статья о развитии устной речи у студентов на уроках русского языка с помощью различных методов, которые делали бы ее более богатой, образной, точной, выразительной, логичной и уместной.
Ключевые слова: стандарт, речь, познавательная деятельность, общение, методы, алгоритм, развитие.
Анализ результатов ОГЭ и ЕГЭ за последние годы по русскому языку позволяет сделать вывод о невысоком уровне развития связной речи у достаточной части выпускников общеобразовательных учреждений, техникумов и колледжей. Исходя из того, что подобный навык необходим не только для сдачи экзамена по русскому языку и литературе, но и для тех зачетов, экзаменов, публичных выступлений и т.п., где необходимы развернутые ответы на вопросы и эссе, решение проблемы становится особенно актуальным.
Современные образовательные стандарты предусматривают развитие коммуникативных универсальных учебных действий, овладение общими компетенциями. Что включает в себя умение работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами, умение высказывать свою точку зрения на события и поступки, оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом жизненных ситуаций.
Понятие «речь» является межпредметным: оно встречается в лингвистической, психологической (психолингвистической) и методической литературе. В методике принято говорить о работе по развитию речи обучающихся, нацеленной на развитие устной и письменной речи.
Развивать речь обучающихся - это значит использовать такие методы, которые делали бы ее более богатой, образной, точной, выразительной и логичной и уместной.
Важную роль в своей работе я отвожу развитии устной речи у студентов на уроках русского языка.
Какие же факторы играют важную роль в развитии устной речи?
В процессе обучения познавательная деятельность протекает на мыслительном уровне: выполнение письменных упражнений, чтение про себя, слушание преподавателя и т.д., что не способствует развитию собственной речи обучающихся.
Для студента необходима постоянная разносторонняя практика речи, чтобы преодолеть скованность, застенчивость и развить коммуникабельность, инициативность, способность переходить от ситуативного диалога к монологической речи.
Развитие устной речи связано непосредственно с развитием памяти, т.к. в процессе деятельности идет запоминание написания и значения многих слов. Основная задача - это запоминание и удержание в памяти, а затем своевременное извлечение клише и стереотипов, которые используются в ситуациях общения либо для развернутых ответов на занятиях.
С целью развития речи отрабатываю навык пересказа текста, со временем усложняя виды пересказа. Студенту предлагается инструкция «Подготовка к пересказу текста».
Важной составляющей работы является выразительное чтение, поэтому уделяю внимание интонированию в различных синтаксических конструкциях, темпу чтения. Обучающийся работает над текстом с использованием инструкции «Подготовка к выразительному чтению».
Для обогащения словаря и грамматического строя речи студентов использую следующие задания:
- карточки с разнообразными заданиями;
- «объясни разницу» – это работа с парами слов (синонимы, антонимы и т.п.), подбор пары по заданию;
- исправление деформированного текста;
- введение на уроке новых словарных слов с помощью шарады;
- упражнения на замену одних конструкций другими, выбор из данных конструкций наиболее подходящего варианта.
Также на уроках русского языка развиваю у студентов монологическую речь, используя следующие виды работ:
- «Опиши фотографию», опираясь на инструкцию «Алгоритм описания фотографии»;
- рассуждение по поставленному вопросу (инструкция «Алгоритм рассуждения»);
- повествование на основе жизненного опыта (инструкция «Алгоритм повествования»);
- защита докладов и рефератов;
-включение высказывания в текст.
Использование различных типов речевых упражнений и словарной работы развивает устную речь обучающихся, обогащает словарный запас. Кроме того, у студентов вырабатывается умение вести дискуссию, убеждать и доказывать, слушать собеседника.
Литература.
1.Ожегов С.И. Словарь русского языка: ок.53000 слов / С.И. Ожегов; Под общ. ред. проф.Л.И. Скворцова. - 24-е изд., испр. - М.: ООО Издательство "Мир и образование", 2005.
3.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 2-е изд. (1946г.) - СПб.: Питер, 2002.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.