Меню Федеральное интернет - издание ISSN: 2409-4455
Современно Перспективно Оперативно
Назад » » » 2017 » Ноябрь » 30

Педагогическое творчество (мастерство) – залог подготовки конкурентоспособного выпускника

Герасимова Александра Николаевна, преподаватель высшей категории
КГА ПОУ Колледж технологии и сервиса г.Владивосток

Новые социально-экономические условия развития России предъявляют высокие требования к подготовке специалиста. Сегодня обществу нужен инициативный, самостоятельный человек, способный постоянно совершенствовать свою личность и деятельность. Именно такая личность может адекватно выполнять свои функции, отличаясь высокой восприимчивостью, социально – профессиональной мобильностью, готовностью к быстрому обновлению знаний, расширению арсенала навыков и умений, освоению новых сфер деятельности.
Введение федеральных стандартов третьего поколения ставит перед образовательными учреждениями среднего профессионального образования ряд проблем по выполнению их требований, среди которых мы выделяем проблему выбора методов и технологий обучения, обеспечивающих процесс формирования у студентов профессиональных компетенций.

Несмотря на большое разнообразие методов и технологий обучения, рекомендуемых для формирования профессиональных компетенций студентов, на сегодняшний день, пока не решен вопрос оптимизации их применения в образовательной практике, адекватно компетентностному подходу к подготовке специалистов.
Потребность в выявлении талантливых людей существует в любом обществе, а поиск и поддержка юных талантов позволяет сохранять интеллектуальную элиту государства.

Важным условием выживания и работы человека в информационном мире становится овладением методом научного познания мира и исследовательским стилем мышления.

Исследовательский подход в обучении не является новым явлением в сфере педагогики. В России идея его использования была впервые выдвинута во второй половине XVIII века, однако более 100 лет потребовалось, чтобы она стала востребованной педагогическим сообществом. Исследовательский подход в обучении – это путь знакомства учащихся с методами научного познания, важное средство формирования у них научного мировоззрения, развития мышления и познавательной самостоятельности.
Для того чтобы деятельность студентов стала исследовательской, преподаватель должен решить ряд проблем по формированию творческого импульса в сознании студента, а затем обучить его принципам, методам, формам и способам научного исследования, основам профессионального знания и научного познания, дать возможность самореализоваться студенту через решение задач исследовательского характера по индивидуальной теме.
При этом студент должен четко представлять, что он должен получить, каким образом и когда сможет достичь конечного результата.

Исследовательская работа – это система мероприятий, приобщающая к творческой деятельности, способствующая развитию инициативы, индивидуальных интересов студентов, которая повышает у студентов интерес к учебе, приобщая их к самостоятельной творческой деятельности. Результатом такой работы является повышение уровня подготовки будущих специалистов в области использования современных ингредиентов, добавок и вспомогательных материалов.

Элементы исследовательской деятельности для студентов СПО должна вводиться постепенно, усложняясь от курса к курсу через различные виды самостоятельной работы:
 на первых курсах студенты знакомятся с методами учебного исследования через доклады и индивидуальные предметные задания для написания рефератов, введение элементов творческого поиска при выполнении лабораторных и практических работ. Доклад это первый этап в организации учебно-исследовательской работы студентов, который осуществляется через публичное сообщение на определенную тему, способствует формированию первых навыков исследовательской работы, а реферативное исследование это следующий этап в организации учебно-исследовательской работы студентов и он осуществляется через краткую запись идей или тем с анализом использованной литературы.
 на следующем курсе вводится непосредственное исследование, какого-либо процесса, явления.
Особым видом учебного исследования является курсовая работа, где важнейшими задачами, которого являются:
 закрепление, углубление и обобщение знаний по учебным дисциплинам профессиональной подготовки;
 овладение методами научных исследований;
 формирование навыков решения творческих задач в ходе учебного исследования по определенной теме;
 формирование умений использовать справочную, нормативную и правовую документацию;
 развития творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности.
На последнем курсе – обязательное выполнение выпускных квалификационных работ с элементами научных исследований. Студенты самостоятельно разрабатывают и исследуют темы, которые наработаны при прохождении преддипломной практики.
Выпускная квалификационная работа является определенным итогом всей учебно-исследовательской деятельности выпускника и преследует следующие основные задачи:
 систематизирует, закрепляет и расширяет теоретические и практические знания по специальности, позволяет применить эти знания при решении конкретных профессиональных задач;
 формирует и развивает умение логично и грамотно излагать литературный материал и данные собственного исследования;
 определяет степень готовности выпускника к осуществлению основных видов деятельности и составление качества подготовки выпускника Государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования.

Существует и применяется два основных вида научно-исследовательской работы студентов.
Первый вид – это учебно-исследовательская работа студентов, предусмотренная действующими учебными планами, о чем было сказано ранее.
Второй вид – это научно-исследовательская работа, т.е. работа сверх тех требований, которые предъявляются учебными планами.

Такая форма является наиболее эффективной для развития исследовательских и научных способностей у студентов. Это легко объяснить: если студент за счёт свободного времени готов заниматься вопросами, какой-либо дисциплины, то снимается одна из главных проблем преподавателя, а именно мотивация студента к занятиям.
Студент уже настолько развит, что работать с ним можно не как с учащимся, а как с младшим коллегой. То есть студент из сосуда, который следует наполнить информацией, превращается в источник. Он следит за новинками литературы, старается быть в курсе изменений, происходящих в выбранной им науке, а главное – процесс осмысления науки не прекращается за пределами учебного заведения и подготовки к практическим занятиям и экзаменам. Даже во время отдыха в глубине сознания не прекращается процесс самосовершенствования.

Внеклассные мероприятия позволяют выйти за рамки урока, в сферу практического использования знаний, в ту область, где эти знания подкрепляются и пополняются, обогащаются и где на основе более глубокого познания развивается интерес к предмету, проявляются творческие возможности личности
В ходе внеклассной работы происходит выдвижение на первый план воспитательных и развивающих целей обучения. Существенным образом меняются ролевые позиции участников образовательного процесса. Из учителей и учеников они часто превращаются в соратников, участников, творцов и изобретателей. Такая деятельность чаще всего носит творческий характер и эмоционально окрашена.

Внеклассные занятия нужны, прежде всего студентам, поскольку удовлетворяют некоторые его важнейшие потребности: потребности в общении, самовыражении и самореализации, признании и уважении.
Являясь самостоятельной частью учебно-воспитательного процесса, внеклассная работа может интегрироваться с уроком, быть его продолжением, что обеспечивает реализацию воспитательных и развивающих функций в полной мере. Во внеклассную деятельность могут, вовлекаются родители, специалисты в сфере производства, науки, культуры, спорта, медицины и т.д.

Однако правильное сочетание внеклассной и учебной работы обеспечивает большую гибкость всей системы учебно-воспитательной деятельности. Внеклассное мероприятие может служить эффективным средством дифференциации обучения и воспитания при сохранении единого и обязательного учебного плана. Внеклассная работа может компенсировать его недостатки, трудно устранимые в рамках учебной деятельности из-за ее большой насыщенности обязательными занятиями.
Огромное значение во внеклассной работе имеет развивающая функция, которая заключается в выявлении и развитии индивидуальных способностей, склонностей и интересов учащихся через включение их в соответствующую деятельность.

Содержание внеклассного мероприятия представляет собой адаптированный социальный опыт, эмоционально пережитые и реализованные в личном опыте ребенка разнообразные аспекты человеческой жизни. Специфика содержания внеклассного мероприятия характеризуется следующими факторами:
- преобладанием эмоционального аспекта над информативным: для эффективного воспитательного воздействия требуется обращение к чувствам учащегося, его переживаниям, т.е. к разуму через эмоции;
- в содержании внеклассного мероприятия определяющее значение имеет практическая сторона знаний, т.е. содержание внеклассной работы направлено, прежде всего, на совершенствование разнообразных умений и навыков. Во внеклассной исследовательской работе совершенствуются учебные навыки, отрабатываются умения самостоятельной работы при поиске информации, организации различных внеклассных дел, коммуникативные умения, умения сотрудничать, умения соблюдать этические нормы. Поскольку в содержании внеклассного мероприятия практический аспект преобладает над теоретическим, разумнее рассматривать содержание с позиции деятельности учащихся, через которую они осваивают ту или иную область социального опыта.

Внеурочная работа ставит целью углубление знаний, полученных студентами на уроках, помогает сделать процесс познания интересным и увлекательным. В ходе внеурочной работы приобретаются умения работать с книгой и справочной литературой, интернет ресурсами, реферировать и рецензировать, готовить сообщения и доклады, выступать с ними перед аудиториями.

Одной из перспективных форм внеклассной работы, позволяющей студентам пережить ценный опыт самостоятельного исследования, является студенческая исследовательская конференция. Она осуществляется в свободное от уроков время и охватывает студентов разных групп или часть группы.
Основными формами учебно-исследовательской работы студентов, выполняемой, во внеурочное время являются:
 предметные и проблемные кружки;
 проблемные студенческие лаборатории;
 участие в научных и научно-практических конференциях.

Особенно значима эта деятельность в современной ситуации, когда образовательно-воспитательный процесс основывается на принципах деятельностного метода и личностно-ориентированного подхода
Внеклассная работа создает условия для индивидуализации, дифференциации и творческого развития учащихся. Результаты внеклассной деятельности зависят от познавательной активности учащихся. Организовывая и проводя внеклассные учебно-воспитательные мероприятия необходимо вызвать интерес студентов, только при таких условиях можно рассчитывать на их ответные действия, выражающиеся в их желании быть активными участниками учебно-воспитательных мероприятий.

Варианты организации внеклассной учебно-воспитательной работы разнообразны и зависят от возможностей каждого образовательного учреждения от творчества, личного интереса преподавателя, мастера п/о и студентов.
Следует выделить несколько направлений внеклассной работы в колледже: патриотическое, гражданско – правовое, историко – гуманистическое, экологическое, здоровье сберегающее, профориентационное.
В отличие от классно-урочных видов деятельности, внеклассные занятия не ограничены временем. К тому же преподаватель при этом свободен в выборе содержания работы. Участие студентов является добровольным, что делает внеурочную деятельность особенно привлекательной.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar