- 07.12.2017
- 3064 Просмотра
- Обсудить
Трофимова Любовь Григорьевна, преподаватель
СОГБПОУ « Козловский многопрофильный аграрный колледж», УЦПК г. Ельня
СОГБПОУ « Козловский многопрофильный аграрный колледж», УЦПК г. Ельня
Аннотация: в данной статье рассматриваются элементы современных образовательных методов и технологий проблемного, дифференцированного обучения, информационно - коммуникационных и игровых технологий, проектного обучения, которые можно применить при проведении учебных занятий по дисциплине « Математика».
Ключевые слова: педагогическая технология, компететностный подход, личностно-ориентированные технологии, технологию проектной деятельности.
На современном этапе развития общества необходим человек способный к творческому овладению знаниями, который может применить знания в нестандартных ситуациях, человек, который умеет работать в команде, обладающий мобильностью и развитым чувством ответственности. Этого нельзя добиться, если не развивать деятельностные способности обучающихся, формирование которых происходит не при пассивном усвоении новых знаний, а тогда, когда обучающиеся включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность: обучить их формами, методами и средствами самостоятельно добывать знания, научить ориентироваться.
Одной из основных задач начального и среднего профессионального образования в подготовке высококвалифицированных рабочих и специалистов среднего звена является повышение качества образования. Сегодня повысить качество образования невозможно без применения современных образовательных методов и технологий, с помощью которых можно сопоставить учебный процесс индивидуальным способностям обучающихся, уровню сложности содержания обучения.
На мой взгляд, основным средством реализации компететностного подхода на современном этапе является изучение и использование элементов образовательных технологий дифференцированного обучения, проблемного, информационно - коммуникационных технологий, технологий проектного обучения, игровых технологий, так как их структура позволяет включить в самостоятельные виды деятельности каждого обучающегося, используя при этом их индивидуальные способности.
Что такое «технология»? Это понятие изучали многие ученые и педагоги. Но все они за основу происхождения брали греческое слово «техно»- искусство, мастерство, умение и «логия» - слово, учение, понятие. В совокупности технология обучения отображает путь освоения конкретного материала в рамках определенной темы, раздела, каждого предмета.
В энциклопедическом словаре дается следующее определение: технология-это «совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции».
В толковом словаре В.Даля под технологией понимают «совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве».
Педагогическая технология - это упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательного процесса (В.А. Сластенин).
Современные требования к качеству образовательной работы подразумевают, что преподаватель должен быть творческой личностью, хорошо владеть необходимыми образовательными технологиями и использовать их в своей работе.
На учебных занятиях наиболее часто я использую технологию проблемного обучения, которая способствует повышению качества знаний и привитию интереса к учению.
Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание проблемных ситуаций на уроках под руководством преподавателя, а обучающиеся активно включаются в самостоятельную деятельность, в результате чего и решается поставленная проблема.
Технологию проблемного обучения использую в основном на уроках изучения нового материала, при первичном закреплении, на комбинированных уроках, потому что в ее основе лежит стремление к познанию нового, ранее неизвестного. Но чтобы познать, изучить новые факты необходимо вспомнить, обобщить и применить старые знания, а в некоторых случаях обратиться к дополнительным источникам (справочникам, таблицам, интернет - ресурсам и др.).
Данная технология позволяет вовлечь каждого обучающегося в активный процесс получения и переработки новых знаний, предусматривает увеличение информативности, способствует развитию коммуникабельности обучающихся, способности к взаимодействию и совместной деятельности, а самое главное – способствует самореализации каждого обучающегося.
Элементы технологии проблемного обучения я использую в основном при изучении нового материала (например, при изучении темы « Правила вычисления производных», « Многогранники» и др.).
Изучив способности и особенности каждого обучающегося и группы в целом, в своей работе также использую коллективную учебную деятельность: для достижения общей цели использую фронтальную работу в группе, групповую работу (на принципе дифференциации), межгрупповую работу (для достижения общей цели каждая группа должна выполнить свое задание), фронтально-коллективную деятельность при активном участии всех обучающихся. Эти формы позволяют не только повысить качество успеваемости, но и реализовать основные условия коллективности: целесообразное распределение обязанностей, зависимость друг от друга, осознание общей цели и контроль за результатом работы. Данный вид деятельности использую, например, при изучении темы «Объем параллелепипеда».
В наш век огромной информации педагогам, необходимо научить наших обучающихся самостоятельной работе, самоконтролю, взаимоконтролю, приемам исследовательской деятельности, умению самостоятельно добывать знания, используя различные пособия, электронные справочники и т.д.
В этом помогает одна из личностно-ориентированных технологий – адаптивная система обучения.
На уроках с адаптивной системой обучения коммуникативные навыки развиваются у всех обучающихся, так как при работе в парах переменного состава каждый обучающийся учит каждого. При этом возрастает культура речи, воспитывается способность слушать другого, запоминать и исправлять ответ товарища. При использовании этой технологии возрастает время самостоятельной работы обучающихся на уроке.
Данный метод обучения использую, в основном, на обобщающих уроках, при подготовке к контрольной работе, зачету.
На протяжении уже нескольких лет использую игровую технологию обучения. В результате использования этой технологии наблюдается рост творческих способностей обучающихся, значительно повышается интерес к предмету, а в результате наблюдается положительная динамика качества знаний
Элементы данной технологии использую на итоговых занятиях по теме, на зачетных уроках (например, на зачете по теме « Производная», «Первообразная» использую математическое лото и домино, как один из вариантов сдачи зачета по теме « Прямые и плоскости в пространстве» - составление кроссвордов ).
В последние несколько лет использую технологию проектной деятельности, которая особенно актуальна в настоящее время, так как она помогает обучающимся осознать необходимость получения знаний на уроках и при самостоятельном изучении. А результат – повышение успеваемости.
Основными целями и задачами проектной деятельности по дисциплинам естественнонаучного цикла являются:
-развитие исследовательских способностей;
- умение работать с натуральными объектами;
-развитие самостоятельности;
- формирование естественнонаучной картины мира;
- возможность работать с компьютером;
-развитие социально-личностных качеств личности;
- умение уважать чужое мнение;
- развитие коммуникативных способностей4
-развитие информационной грамотности и культуры.
Элементы технологии проектной деятельности применяю, например, при обобщении и закреплении темы « Объемы и площади поверхностей многогранников и тел вращения».
Следовательно, можно отметить, что используя элементы педагогических технологий можно оптимизировать учебный процесс, активизировать познавательную деятельность обучающихся, повысить интерес к предмету и как результат - повысить успеваемость.
Таким образом, я пришла к выводу, что в моей профессиональной деятельности использовать современные образовательные технологии необходимо, так как это приводит к положительному результату.
Список литературы:
1.Левитес Д.Г. Практика обучения. Современные образовательные технологии - Мурманск, 2010
2.Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования - М.: «Академия», 2000.
3. Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: учебное пособие для преподавателей учреждений среднего профессионального образования - М.: Мастерство, 2001.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.