Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2017 » Декабрь » 8

Конструирование образовательной среды техникума, как условиe непрерывной подготовки специалистов автотранспортного профиля

Стахеев Леонид Анатольевич, преподаватель, мастер производственного обучения, ВКК
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Уральский техникум автомобильного транспорта и сервиса», г. Екатеринбург, Свердловская обл.

Аннотация: В данной статье рассматривается образовательная среда, которая включает социокультурные, экономические условия, влияющие на непрерывную подготовку специалистов автотранспортного профиля. Данная проблема рассматривается на примере образовательного учреждения ГБПОУ СО «Уральский техникум автомобильного транспорта и сервиса», г. Екатеринбург.

Ключевые слова: образовательная среда, развивающая образовательная среда, компетентностно-ориентированная среда.


Актуальность данной темы обусловлена преобразованиями в современном обществе, определяющими новые условия, в которых придется работать специалисту, выпускнику образовательного учреждения. Тенденции развития современного профессионального образования свидетельствуют о приоритетном значении среды как фактора подготовки специалистов, активизирующего потенциал творчества, компетентности и конкурентоспособности студента.

Образовательная среда – одно из наиболее эффективных и в то же время одно из наименее используемых средств подготовки современного профессионала. На фоне развития новых подходов к содержанию профессионального образования, проблематика, связанная с созданием и эффективным использованием профессионально ориентированной образовательной среды остается в тени.

Таким образом, образовательная среда может быть охарактеризована как совокупность социальных, культурных, а также специально организованных в образовательном учреждении психолого-педагогических условий, в результате взаимодействия индивида с которыми происходит становление его личности.

В профессиональном образовательном учреждении одним из направлений подготовки успешного специалиста, отвечающего современным требованиям рынка труда, является конструирование условий для развития его профессионально и социально-значимых компетенций, которые в своей совокупности представляют профессиональную образовательную среду.

ФГОС СПО, основанные на компетентностном подходе к подготовке специалиста, ориентируют на профессиональную направленность содержания образования, что предполагает инновационные методы в организации учебной и производственной практики, активное внедрение практико-ориентированных технологий обучения и воспитания, усиление междисциплинарных связей и развитие способности личности интегрировать разнопредметные знания, использовать их для решения профессиональных и жизненных ситуаций.

Конструирование образовательной среды техникума рассматривается как совокупность условий и возможностей для самоопределения и профессионально-личностного становления будущего специалиста. Компетентностно-ориентированная образовательная среда, определяется новыми ценностно-смысловыми основаниями, ориентацией на формирование общих и профессиональных компетенций обучающихся, адекватных их предстоящей социально-профессиональной деятельности, направленностью на развитие системы социального партнерства.

Под компетентностно-ориентированной образовательной средой понимается организуемая в техникуме, профессионально-образовательная ситуация – совокупность специально организованных психолого-педагогических условий, востребующих, поддерживающих и создающих возможности становления специалиста в компетентностном формате, профессиональной и социальной мобильности выпускников, их готовности к дальнейшему профессиональному развитию и совершенствованию.

Процесс создания компетентностно-ориентированной образовательной среды техникума автотранспортного профиля как среды профессионально-личностного развития и саморазвития осуществлялся согласно следующему алгоритму:

- Выявление целей и задач образовательного процесса (на основании требований ФГОС и потребностей субъектов образования);

- Определение содержания образовательного процесса в соответствии с поставленными целями и задачами, технологий достижения поставленных целей;

- Определение критериев и показателей для определения эффективности созданной образовательной среды.

·Ведущими целями образования являются развитие интеллектуальной, эмоциональной, физической, социальной и духовной сфер сознания личности студента, формирование необходимых для осуществления профессиональной деятельности компетенций; dключение студента в образовательный процесс как полноценного субъекта, не «формирование извне», а самостоятельное управление собственным развитием.

Для того, чтобы создать образовательную среду, способствующую развитию личности студента – будущего специалиста необходимо четко представлять себе реальные каналы и механизмы формирования присущего его профессии способа видения мира и понимания своего места в нем.

Сегодня в техникуме созданы благоприятные предпосылки для дальнейшего развития компетентностно-ориентированной среды, обогащения ее развивающего потенциала. Главной целью деятельности является формирование мировоззрения будущего специалиста и способности реализовать профессиональные умения и компетенции в практической деятельности, в реальных жизненных ситуациях.

Наиболее значимыми результатами работы педагогического коллектива техникума по формированию образовательной среды и подготовке специалистов являются:

Создание привлекательного в глазах всех субъектов образовательного процесса и социальных партнеров имиджа техникума, обеспечивающего высокий уровень конкурентоспособности образовательного учреждения на региональном рынке образовательных услуг. Каждый год в техникуме проводятся профориентационное мероприятие «День открытых дверей» для будущих абитуриентов.

Достижение нового качества образования, соответствующего требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, современным потребностям общества и личности, на основе использования новых педагогических технологий, методов, форм обучения. Так, работодатели в своих отзывах подчеркивают личную дисциплинированность студентов социально-педагогического техникума, умение решать проблемы и конфликты, анализировать и корректировать свою профессиональную деятельность, тактичность в общении с коллегами, восприимчивость к советам опытных педагогов.

3. Рост образовательных и творческих достижений всех субъектов образовательного процесса. Студенты и преподаватели техникума – участники олимпиад, профессиональных конкурсов и спортивных соревнований различного уровня.

4. Успешная социализация студентов и формирование и опыта гражданского поведения. О гражданской активности и ответственности студентов свидетельствуют следующие факты: обучающиеся колледжа являются постоянными активными участниками областных и городских акций благотворительности «Неделя добра», «Зеленая планета», мы за безопасность на дорогах.

5. Удовлетворенность участников образовательного процесса качеством образовательной среды техникума. С целью изучения степени удовлетворенности образовательной средой было проведено исследование мнения преподавателей и студентов. Результаты опроса продемонстрировали удовлетворенность студентов и преподавателей формируемой в техникуме средой: 80 % опрошенных студентов показали, что учебные помещения полностью отвечают современным требованиям, 79 % считает, что в техникуме достаточно учебных пособий, книг, методических материалов для качественного образовательного процесса.

Таким образом, исследование проблемы формирования образовательной среды позволяет заключить, что конструирование образовательной среды профессионального учебного заведения – это система возможностей и условий формирования разносторонней личности будущего специалиста. Компетентностно-ориентированная развивающая образовательная среда обеспечивает все необходимые компоненты для формирования готовности к профессиональной деятельности: развитие необходимых компетенций, инициативы, самостоятельности, творчества субъектов и в наибольшей степени обеспечивает возможности развития свободы и активности личности будущего специалиста.

Список литературы
Козырев В.А. Теоретические основы развития гуманитарной образовательной среды педагогического университета. – Автореф. дис. д-ра. пед. наук: 13.00.01/ ИОВ РАО.– СПб., 2007. – 36 с.
Сетевое взаимодействие образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования в контексте ресурсной интеграции / Колл. авторов: Т.В. Абанкина, Н.Ю. Бабанов, С.А. Варакса и др. – М.: Издательский дос ГУ ВШЭ, 2010. – 58 с.
Ю.В. Ананьина, В.И. Блинов, И.С. Сергеев образовательная среда: развитие образовательной среды среднего профессионального образования в условиях сетевой кластерной интеграции. Под общей редакцией доктора педагогических наук, профессора В.И. Блинова. М.: ООО «АВАНГЛИОН- ПРИНТ», 2012. – 152 стр.

Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar