- 14.01.2018
- 4000 Просмотров
- Обсудить
Шульга Алла Андреевна, преподаватель
ГПОУ «Воркутинский педагогический колледж», г. Воркута
ГПОУ «Воркутинский педагогический колледж», г. Воркута
Аннотация: В статье рассмотрена важность самостоятельной работы студентов в ходе овладения теоретическими и практическими знаниями. Раскрыты особенности формы организации и проведения «Дня науки», которая способствует привитию у студентов привычки к целенаправленному интеллектуальному труду как основе формирования общих и профессиональных компетенций.
Ключевые слова: самостоятельная работа, День науки, задания к практическим и лабораторным работам, педагогическая ценность.
Известное выражение «знание – сила», принадлежащее английскому философу и естествоиспытателю Френсису Бэкону несомненно актуально и в наше время. [5]
Опора на образованность общества, качество человеческого потенциала позволит России занять достойное место среди государств мирового сообщества. При этом в содержании образования должны иметь место те методы обучения, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения.
Многолетний опыт ученых и педагогов-практиков показал, что одним из эффективных методов, способствующих восприятию и осмыслению материала и создающих условия для глубокого овладения знаниями развития мышления обучающихся, является самостоятельная работа.
Успешная организация самостоятельной работы на занятиях и систематическое выполнение заданий студентами развивают индивидуальные способности, содействуют выработке практических умений и навыков, повышают культуру умственного труда, качество и прочность знаний. [2, С.45]
Напряжение мысли и проявление воли служат основой познавательной активности студентов, являются стимулом для его саморазвития, самовоспитания, самовыражения, то есть совершенствования своего «Я».
В Воркутинском педагогическом колледже метод самостоятельной работы имеет отражение во всех видах и формах обучения. Особая значимость придается организации и проведению Дня науки.
По традиции, День науки в колледже проходит в рамках защиты проектных и курсовых работ с целью формирования учебно-исследовательских умений студентов в аудиторной и внеаудиторной деятельности.
В связи с тем, что занятия в этот день не проводятся, все преподаватели и студенты колледжа становятся активными участниками проведения Дня науки.
Методической службой ведется предварительная работа по организации и проведению Дня науки (в рамках защиты реферативных и курсовых работ): осуществляется подготовка информационного материала, содержащего в себе сведения о времени проведения мероприятия, о количественном и составе экспертных комиссий, о студентах, защищающих свои исследовательские работы.
Следует отметить, что студентам, не участвующим непосредственно в защите исследовательских работ, предоставляется право выбора участия в работе комиссии по защите студенческих работ, исходя из собственных интересов к тематике рассматриваемых проблем.
В состав экспертной комиссии помимо преподавателей колледжа входят члены студенческого научного общества.
Процедура защиты ведется в соответствии с требованиями Положений реферативной и курсовой работах. При оценивании выступлений учитываются мнения присутствующих студентов – слушателей, членов студенческого научного общества, но окончательное решение при оценивании работ принимают члены экспертной комиссии из числа преподавателей.
Для получения объективной информации и оценочных суждений проведенного дня составляется протокол заседания комиссии, разрабатывается анкета для студентов, в которой они высказывают свое мнение о заслушанных выступлениях, отмечают наиболее удачную защиту, указывают на позитивные факты в работе комиссии, на недочеты, допущенные студентами, защищающими свою исследовательскую работу.
На основе протоколов заседаний комиссий и обработки результатов анкет составляется анализ результатов проведения Дня науки. Полученные результаты свидетельствуют о высоком интересе всех участников учебного процесса к обсуждаемым проблемам, о необходимости использования именно такой формы организации исследовательской деятельности студентов.
Подобная форма общения между педагогами и студентами создает для первокурсников условия, порождающие потребность в дополнительных учебных знаниях, стимулирует их к познанию нового, неизвестного в избранной профессии – поэтому выступления студентов вторых курсов для них являются образцом и алгоритмом процесса защиты. [3]
Для второкурсников, отстаивающих и обосновывающих важность своей работы, их защита – это ответственность за качество выполненной работы, возможность добиться личного успеха, проявить чувство собственного достоинства.
Итогом Дня науки является выпуск информационного бюллетеня, который сопровождается иллюстрированным материалом.
День науки проводится также и в системе учебных занятий, имеющих следующую цель: самостоятельно усвоить и закрепить теорию вопроса, отработать специальные умения и навыки, проявить творчество.
Дни науки (в рамках учебных занятий) организуются один раз в месяц. Подготовка к ним начинается за три-четыре недели. В соответствии с расписанием занятий выбирается один из оптимальных дней недели, обеспечивающий индивидуальное развитие личности, активизирующий мыслительные операции студентов.
Содержательную основу таких Дней науки составляют учебные задания, к которым предъявляются особые требования.
Преподавателями, чей предмет будет изучаться в этот день студентами самостоятельно, формулируются цели заданий на уровневой основе.
Подобранные задания ограничены учебной программой по дисциплине, но должны носить исследовательский, творческий характер.
Таким образом, преподавателем может быть предложено студентам на выбор несколько заданий различных уровней [4,С.78]:
законспектировать в учебном пособии определенный параграф,
прочитать или найти нужную статью в периодическом издании,
составить рецензию и так далее.
В заданиях обязательно должна быть указана учебная или иная литература, с помощью которой осуществляется их выполнение.
К разработанным практическим и лабораторным заданиям преподавателями также прилагается инструктивная карта, где четко определен ход самостоятельной работы – такой подход позволяет сосредоточить действия и усилия студентов на решение основных вопросов изучаемой проблемы.
Задания, подготовленные ко Дню науки (в рамках учебных занятий), рассматриваются на заседании методической службы, с целью их соответствия требованиям государственного образовательного стандарта к минимуму содержания и санитарно-гигиеническим нормативам к объему и временным рамкам их выполнения.
Утвержденные на заседании задания эстетично оформляются и за день до проведения Дня науки помещаются на рабочем стенде «Самостоятельная исследовательская работа студентов».
Исходя из ведущего принципа гуманизма, студентам в этот день предоставляется право выбора места выполнения учебных заданий (колледж, городская библиотека, домашние условия), темпа работоспособности, формы учения (индивидуальная, в паре, в группе), способов и приемов работы.
Во время проведения Дня науки (в рамках учебных занятий), студенты, пожелавшие работать в колледже, занимаются в специально отведенных кабинетах.
Все задания, выполненные студентами самостоятельно, оцениваются преподавателями: письменные (практические и лабораторные) работы студенты могут сдать на проверку в течение двух дней, устные задания – в следующий по расписанию день преподавания дисциплины.
Все преподаватели-предметники, находясь в других кабинетах, проводят консультативно – разъяснительную работу для студентов, у которых возникли трудности в ходе выполнения заданий или оценивают работы успешно справившихся студентов. Вся оказанная помощь преподавателем фиксируется в оценочной карте, которая по завершении Дня науки сдается в методический кабинет.
По истечении недели, с момента проведения Дня науки, преподаватели составляют анализ работы по предмету, где отражают количественную и качественную характеристику выполненных заданий. Эти данные являются основой для написания общего анализа проведения Дня науки.
Педагогическая ценность проводимых Дней науки заключается в объединении деятельности преподавателя и студента, реализации личностно-ориентированного обучения, гуманизации образовательного процесса.
Направляющая, стимулирующая и координирующая функции преподавателя тесно взаимосвязаны с деятельностью студентов. Они предполагают программирование их учения при организации самостоятельной исследовательской работы.
Таким образом, вышеизложенная форма организации и проведения самостоятельной исследовательской работы студентов становится мощным инструментом, позволяющим формировать у студентов необходимые знания и познавательные приемы, а также развивать мотивационные и процессуальные компоненты самостоятельности.
Список литературы
1. Гуслова М.Н. Инновационные педагогические технологии. Москва: ОИЦ «Академия», 2010 г.
2. Загвязинский В.И. Исследовательская деятельность педагога. Учебное пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2006.
3. Методические рекомендации по организации и методическому сопровождению самостоятельной работы студентов СПО. [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2012/04/19/metodicheskie-rekomendatsii-po-organizatsii-i
4. Пастухова И.П., Тарасова Н.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов. Москва: ОИЦ «Академия», 2010 г.
5. Харламов И.Ф. Педагогика. [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://www.pedlib.ru/Books/6/0265/6_0265-13.shtml
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.