18 марта
Меню Федеральное интернет - издание ISSN: 2409-4455
Современно Перспективно Оперативно
Назад » » » 2018 » Январь » 16

Доклад "Раскрытие граней личности"

Позднякова Ирина Сергеевна
Бюджетное учреждение "Нижневартовский политехнический колледж"


Уважаемые коллеги!

Разрешите представиться, меня зовут Ирина Сергеевна Позднякова, учитель математики Локосовской средней общеобразовательной школы им. Зиновия Трофимовича Скутина.

Думаю, для всех истина, что жизнь человека должна быть многогранной, интересной, с яркой сменой событий, и дети в этом являются отличным примером. Для меня ребёнок в некотором смысле ассоциируется с кубиком-рубиком с 3 видимыми вращающимися гранями: типом, подтипом и функциональным профилем и 3 невидимыми гранями. При этом современная жизнь крутит этот кубик-рубик как хочет, и мы имеем на момент времени некую случайную конфигурацию личности, которую должны принять и раскрыть все его грани.

Видимая первая грань - это сам ребенок, с характером, психологическими особенностями, темпераментом.

Вторая грань - это уже раскрытые творческие способности.

Третья грань - это приобретенный багаж знаний (положительный и отрицательный жизненный опыт).

Три невидимые грани - это потенциал ребёнка: интеллект, нравственные качества и социализация, и их необходимо раскрывать.

Таким образом, раскрывая скрытые грани ребенка, мы развиваем личностные, предметные и метапредметные результаты. Моя задача, как учителя, создать атмосферу движения, деятельности каждого ребенка через постоянный выбор педагогических технологий, форм и методов работы.

На мой взгляд, в процессе обучения главное место занимает работа с учебником. Научить школьника приёмам работы с книгой - это значит научить его учиться (а это основная задача стратегии развития округа и России в целом).

Как известно, математический текст отличается от других текстов тем, что он насыщен формулировками теорем, правил и алгоритмами выполнения действий, поэтому основная проблема заключается в механическом запоминании текста учащимися, упускаются важные слова, искажается смысл, они воспроизводят лишь "пустотелую речевую оболочку". В итоге и учитель, и сам ученик оказываются в плену иллюзий, что текст понят, материал усвоен.

Усвоение текста и его понимание не одно и то же, то есть понимание не сводится только к запоминанию или точной передачи текста, хотя без усвоения - нет понимания. Понимание смысла означает, что на основании логического препарирования текста ученик определяет сущность, выражает эту сущность в определенном понятии и устанавливает истинность текста.

Одним из решений этой проблемы является системная работа по пониманию смысла текста, в которой выделяю три этапа.

I этап - работа до чтения.

Развитие умения предположить, найти выход из ситуации непонимания - цель данного этапа. Данный этап учит учеников выдвигать гипотезы исследования и определять, доказаны они или опровергнуты.

Основной метод: прием "Банк гипотезы", который позволяет быстро включить детей в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока. Приемы "Верные и неверные утверждения" и "Верите ли вы..." - вызывают интерес к изучению темы и направлены на развитие познавательной активности, создание положительной мотивации самостоятельного изучения текста по этой теме.

II этап - непосредственная работа с текстом.

Это само чтение. Эта работа обязательно преследует цель, которую на начальном этапе ставит учитель, а впоследствии сами ученики. Основными целями могут быть: знакомство с информацией, понимание информации, выделение смысла текста, поиск примеров, научных фактов, работа с рисунками, чертежами диаграммами, структурирование текста.

На данном этапе использую методические приёмы: "Инсерт" - он основан на использовании маркировочных знаков во время чтения текста, и итогом данной работы является или устное обсуждение или заполнение таблицы; "Конспектирование с помощью алгебраического языка"; "Тонкие" и "Толстые" вопросы; "Ромашка Блума". Приёмы учат мыслить, критически относится к информации.

III этап - работа после чтения текста.

Цель данного этапа - развитие умения учащихся высказывать своё отношение, своё мнение, свои мысли о прочитанном, давать свою характеристику, приводить собственные примеры.

Основные методические приемы на данном этапе: "Дерево знаний", "Кластеры", "Синквейн" - развивают умения учащихся выделять ключевые понятия, главные идеи, синтезировать полученные знания.

Составление маркировочной таблицы "Знаю, Хочу узнать, Узнал", является вариацией вышеописанного метода "Инсерт", мне позволяет видеть работу каждого ученика с текстом.

Конечно, смысловое чтение, как универсальное действие, формируется благодаря использованию технологий проблемного обучения, критического мышления, интерактивной технологии.

В результате системной работы ученик приобретает личностные результаты образования, отличающиеся от общепризнанных глубиной, гибкостью, открытостью, неординарностью, критичностью, наличием субъективной точки зрения, тем самым способствует раскрытию всех невидимых граней учащихся.

Начало моей работы в данном направлении позволяет видеть положительную динамику в достижении предметных, метапредметных и личностных результатов.

Считаю, что проблема не исчерпала себя, в дальнейшем она актуальна, планирую эффективно взаимодействовать с коллегами по организации и проведению интегрированных уроков и занятий внеурочной деятельности в данном направлении.

«Всякий новый век, давая нам новые знания, даёт нам новые глаза.» Эти слова Генриха Гейне соответствуют тому, что происходит сегодня в отечественном образовании. Стандарт - "новые глаза", помогающие раскрыть способности, сориентироваться в современном мире.

Благодарю за внимание!
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar