18 марта
Меню Федеральное интернет - издание ISSN: 2409-4455
Современно Перспективно Оперативно
Назад » » » 2018 » Январь » 21

Практико-ориентированный подход к подготовке будущих медицинских работников

Оманашвили Ольга Вячеславовна, заместитель директора по практическому обучению
Конова Тамара Анатольевна, преподаватель
ГБПОУ РО «Ростовский базовый медицинский колледж», г. Ростов-на-Дону, Ростовская область

Аннотация: статья раскрывает необходимость обеспечения условий для эффективной профессиональной подготовки будущих медицинских работников в рамках образовательного учреждения и клинических баз.

Ключевые слова: профессиональные компетенции, ситуационные задачи, практическое обучение, учебная и производственная практики, медицинские технологии


Компетентность и профессионализм специалистов – это основные требования современного работодателя. Будущему медицинскому работнику важно осознать практическую значимость изучаемого материала, понять перспективу своей профессиональной деятельности, увидеть образцы преданности своей профессии, овладеть новыми технологиями, представить трудности медицинского труда и быть готовыми к их преодолению. В этом состоит основное назначение практико-ориентированного подхода к подготовке будущих медицинских работников [2].

На занятиях преподаватель должен всесторонне обеспечить качество образовательного процесса, используя современные педагогические, информационные технологии и методы активного обучения. Важно не просто дать сумму знаний, но и научить применять их на практике.

Практические занятия – наиболее сложный этап деятельности преподавателя, где формируются профессиональные и общие компетенции, осуществляется личностное воздействие на каждого студента, вырабатываются формы общения на основе медицинской этики и деонтологии. На практических занятиях используются различные технологии: погружение в профессиональную деятельность, решение ситуационных задач, проведение ролевых игр. При решении ситуационных задач студенты анализируют, оценивают ситуацию, принимают правильное решение. Основные методы обучения основаны на принципах «обучение через действие», «обучение через процесс», которые обязательно подразумевают посильную для обучающихся самостоятельность и проблемность.

Практико-ориентированные задачи выступают средством формирования у студентов системы интегрированных умений, необходимых для освоения профессиональных компетенций специалиста. Задачи способствуют анализу не только правильных решений, но и ошибочных. В случае установки ошибочных решений следует понять мотивацию выбора студентом неправильного решения и, разобрав вместе предложенную ситуацию, подвести его к правильному решению.

Практическое обучение является наиболее важным направлением учебного процесса в медицинском образовательном учреждении и предполагает тесную связь, взаимодействие с лечебными учреждениями. Это позволяет студентам приобретать практический опыт профессиональной мобильности и осознанный интерес к самообразованию.

Практические занятия проводятся в кабинетах доклинической практики, лабораториях, а также в кабинетах, организованных на базах практического обучения. На этих базах имеются учебные кабинеты, позволяющие проводить практические занятия с максимальными возможностями для адаптации студентов и освоения соответствующих видов деятельности по специальности. Кабинеты и лаборатории колледжа и их материально-техническое оснащение отвечают требованиям, предъявляемым федеральными государственными образовательными стандартами по специальностям к организации практического обучения. Материально-техническая база, созданная в колледже, обеспечивает благоприятные условия для целенаправленного практического обучения студентов [1].

Одной из практических баз колледжа является Государственное бюджетное учреждение Ростовской области «Онкологический диспансер», где находится один из кабинетов – кабинет лечения пациентов хирургического профиля. Такое сотрудничество позволяет значительно повысить качество и уровень подготовки студентов, чтобы в будущем они смогли стать конкурентоспособными профессионалами на рынке труда.

Общие и профессиональные компетенции осваиваются студентами непосредственно на рабочем месте в процессе взаимодействия с реальными пациентами. Студенты изучают истории болезни больных, присутствуют при их осмотре, беседуют с пациентами, выполняют медицинские технологии: первичную хирургическую обработку ран, инструментальную перевязку ран с применением современных перевязочных материалов, введение мочевого катетера, обследование онкобольных, наложение бинтовых повязок и т.д.

На учебной практике студенты приобретают первоначальный практический опыт ухода за пациентами.

При прохождении производственной практики студенты приобретают практический опыт по организации специализированного ухода за пациентами при различной патологии с учетом возраста; оказания медицинских услуг в хирургии, травматологии, онкологии.

Живое общение с пациентами позволяет обучающимся столкнуться с реалиями будущей профессии, когда приходится не только применять полученные знания и освоенные медицинские технологии, но и личностные качества, способствующие установлению контакта с пациентом.

Активно работая на базе ГБУ РО «ОД» на практических занятиях, при прохождении производственной практики студенты отделения «Сестринское дело» были приглашены на работу по окончании обучения. Уже не первый год успешно работают медицинскими сестрами: Шестопалова Елена, Рогова Дарья, Немцева Юлия, Рудь Ксения, Куланина Вероника, Панченко Юлия, Руденко вероника; старшими медицинскими сестрами – Галушкина Алина и Фишич Вероника.

В целом между колледжем и организациями, предоставляющими базы для практики, осуществляется двухстороннее сотрудничество, в результате которого успешно решается проблема трудоустройства будущих выпускников колледжа, а медицинские организации получают молодых специалистов, способных быстро адаптироваться в новых условиях труда.

Список литературы
Кравченко Л.С. Развитие социального партнерства – качественный ресурс подготовки компетентного специалиста. Сестринское дело: вчера, сегодня, завтра // Региональный практический опыт: сб. ст. Омск: ГБОУ ВПО ОмГМА Минздрава России: ОРОО «Омская профессиональная сестринская ассоциация», 2013.
Курносова Е.А. Применение инновационного подхода в деятельности СПО / Ю.В. Рожкова // Подготовка современного специалиста: проблемы, поиски, решения: сб. ст. областной интернет-конференции. Самара: ЦПО, 2010.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar