- 23.01.2018
- 1828 Просмотров
- Обсудить
ГПОУ ППЭТ, преподаватель русского языка и литературы
Аннотация: Идея гуманизации образования стала одной из ведущих ориентаций образовательной системы и всего образовательного процесса. Именно такое образование может гарантировать обучающимся право выбора индивидуального пути развития, а для этого нужно общение.
Демократические изменения в нашей стране, вызвавшие переосмысление отношения к человеку как ценности, повлекли нововведения и в системе образования.
Идея гуманизации образования стала одной из ведущих ориентаций образовательной системы и всего образовательного процесса. Именно такое образование может гарантировать обучающимся право выбора индивидуального пути развития.
Несмотря на возросший интерес к развитию отношений взаимного уважения обучающихся и педагогов, сохранению и укреплению чувства собственного достоинства, развитию личностного потенциала в образовательных системах, фундаментом развития каждой отдельной личности являются научные знания как средство саморазвития и самосовершенствования.
Знаниевоориентированный подход, по мнению автора статьи, должен рассматриваться интегрировано с другими на сегодняшний день ценностными подходами в обучении и воспитании (личностно-ориентированный, здоровьесберегающий, дифференцированный, деятельностный, системный).
Коллектив ГПОУ «Прокопьевский промышленно-экономический техникум», в условиях решения современных стратегических задач модернизации образования РФ организует свою деятельность на основе разработанной концепции развития.
Фундаментом концепции развития нашего техникума является идея гуманизации образовательной среды, направленная на развитие и проявление индивидуальных способностей, творческих сил личности студента как самоценности.
Гуманный подход в техникуме осуществляется через реализацию совместной деятельности на доверительных отношениях между всеми участниками педагогического процесса, через взаимосотрудничество.
Основной формой взаимодействия педагогов и студентов является общение, эффективность которого зависит от готовности обеих сторон к равноправному диалогу, от уровня сформированности гуманистически направленной коммуникативной основы у педагогов, и студентов, независимо от их социально-ролевой и функциональной позиции. Именно такая образовательная среда, формируемая в нашем техникуме, влияет на выбор правил общения, способов поведения субъектов взаимодействия, на проявление позитивной «Я – концепции» личности, на развитие у студентов уверенности в себе, в своих силах, в своем потенциале.
Несмотря на субъектно-субъектные отношения между педагогом и студентом ведущую роль в совместной деятельности отводится педагогу, как помощнику, советчику и соратнику в поисках истины, в овладении педагогическим мастерством.
Неоценимую помощь педагогам оказывает психологическая служба, которая не только способствует поддержанию психологического климата, но и создает условия для закрепления позитивных межличностных отношений.
«Основа любых взаимоотношений – утверждал В.А.Сухомлинский – это труд, активная деятельность, творчество».
Придерживаясь диалектической взаимосвязи между общением и деятельностью особое внимание в нашем техникуме уделяется организации самостоятельной внеаудиторной исследовательской деятельности студентов через выполнение проектов, курсовой и дипломной работ.
Главным принципом гуманного подхода к личности студента при выполнении им исследовательской работы является предоставление ему права свободы выбора руководителя своей деятельности, а также выбор темы исследования, что предварительно обеспечивает ему ситуацию успеха. Именно такая позиция позволяет студенту не только раскрыть свои индивидуальные способности к исследовательской деятельности, свой потенциал, но и предусмотреть комфортные взаимоотношения на основе симпатии, взаимопонимания и взаимоуважения.
Последующие этапы самостоятельной работы над темой исследования осуществляются под руководством избранного студентом педагога в обстановке заботы, внимания, сотрудничества, а не формального руководства.
Успешность деятельности студента определяется выполнением важных для обеих сторон правил:
параллельность интересов, проявляющаяся тогда, когда требования руководителя и действия студента согласованы. Например, при составлении графика консультаций, плана работы, при определении целей и задач исследования и тому подобное;
контролируемое доверие с определением форм и частоты (систематичности) контроля за ходом и результатами работы;
убеждение, а не принуждение, выражающееся в умении доказать свою точку зрения или принять сказанное другой стороной, а также обеспечение дифференцированного подхода к проблеме (зависит от потребностей и интеллектуальных возможностей студента).
Радость творчества, ощущение педагогического роста, заинтересованность студентов педагогической практикой в общеобразовательных учреждениях города способствовали созданию в техникуме студенческого научного общества (СНО). Членами СНО ведутся исследования, не входящие в учебный план и учебные программы колледжа. Вся деятельность СНО строится по интересам студентов к определенному виду и теме исследования. Преподавателями техникума оказывается посильная помощь в решении возникших проблем.
Совместный диалог при организации и проведении учебно-практических и научно практических конференций повышает теоретический и практический уровень развития студентов. Такая форма работы дает возможность студентам не только заявить о себе перед аудиторией, но и проявить свои ораторские и интеллектуальные способности, достойности оценить глубину и правильность собственных суждений. При такой форме сотрудничества субъекты одного процесса действуют вместе, становятся сотоварищами, партнерами, составляют союз более старшего и опытного с менее опытным, учатся друг с другом.
Дополняет и насыщает общение студентов и педагогов проведение ежегодных конкурсов «Студент года» и «Учитель года». В разработке и обсуждении Положений о конкурсах совместно с преподавателями участвуют студенты. Состав участников студенческого конкурса определяется собственным желанием студентов, а состав учительского конкурса выявляется через диагностику отношений студентов к определенной группе преподавателей.
Особым кладезем создания гуманных отношений между студентами и педагогами является подготовка выступлений «Клуба веселых и находчивых» (КВН). Совместная творческая деятельность рождает удивительные сценарии, где шутки, миниатюры, танцы, песни – результат тесного интеллектуального и творческого самовыражения студентов и преподавателей.
Таким образом, создаваемая в нашем техникуме образовательная среда формирует гуманные отношения в рамках общего коллектива, принимая новые различные формы сотрудничества – содружества, соучастия, сотворчества и соуправления.
Список источников
Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие . –– Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. - 544 с.
Гликман, И.З. Теория и методика воспитания: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.livelib.ru
Джуринский, А.Н, Развитие образования в современном мире [Текст]: учеб. пособие / А.Н. Джуринский. - М.: Просвещение, 1999. – 200 с.
Макаренко, А.С., Методика организации воспитательного процесса [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://coollib.com
Сластенин, В.А. Педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. Высш. Пед. учеб. Заведений / В.А. Сластенин., И.Ф. Исаев., Е.Н. Шиянов - М.: Академия, 2015. - 576с.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.