- 29.01.2018
- 51545 Просмотров
- Обсудить
Гераськина Екатерина Николаевна, преподаватель
ГПОУ «Беловский политехнический колледж», г. Белово, Кемеровская область
ГПОУ «Беловский политехнический колледж», г. Белово, Кемеровская область
Аннотация: интерактивные технологии позволяют учащимся внедриться в реальную деловую обстановку. В ходе занятия студенты взаимодействуют для разрешения различных проблемных ситуаций. На занятиях по истории эффективными являются игровые и кейс-технологии.
Ключевые слова: интерактивные технологии, интерактивное обучение, активность, игровые технологии, кейс-технологии.
Цель исследования – исследовать и использовать интерактивные технологии в процессе изучения истории.
В ходе исследования были изучены особенности интерактивных методов изучения, возможности и значение их применения. Исследовались термины «интерактивность», «интерактивное обучение», интерактивные методы обучения. Были исследованы особенности интерактивных методов изучения, возможности и значение их применения.
Интерактивное обучение- это особый способ познания, который осуществляется в коллективной деятельности учащихся, когда все участники между собой взаимодействуют, осуществляют обмен информацией, поиск решения проблем, моделируют различные ситуации, анализируют действия учащихся и свое личное поведение. Таким образом, они внедряются в действительную деловую обстановку по разрешению проблем в кризисной ситуации.
При интерактивном обучении обязательно рассматриваются потребности учащегося, используется его личный опыт, знания адресно корректируются, наиболее эффективный результат получается через процесс сотрудничества, самостоятельную работу и возможность свободного выбора.
Мы можем выделить 3 уровня активности учащегося:
- воспроизведения - характерно желание понять, запомнить, проявить знания, овладеть способами применения по примеру.
- интерпретации - определяется стремлением обучаемого выявить суть материала, определить связи, овладеть методами применения знаний в различных условиях.
- творческая - означает направленность учащегося к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельный поиск решения проблем, активное проявление познавательного интереса.
Самостоятельная работа вкупе с интерактивными методами обучения истории необходима для активизации созидательной деятельности учащихся, они должны научиться формулировать проблемы, выявлять пути их разрешения, находить среди них оптимальные, правильные.
Самостоятельная работа должна стать основой образовательного процесса. Смена приоритетов обучения, конечно же, требует качественно модернизированного методического сопровождения интерактивных способов обучения для студентов, в том числе разработки различных электронных ресурсов.
Вопрос, который больше всего интересовал в ходе исследования, как выстроить занятие так, чтобы не было равнодушия и пассивности, поэтому я посчитала необходимым внедрение интерактивных методов на уроках истории.
В результате исследования была подробно изучена игровая методика обучения истории- особая форма учебного занятия, в процессе которой формируется заданная ситуация из прошлого. Правильно организованная игра требует достаточно много времени для подготовки, высокой активности учащихся, в том числе в творческом поиске.
В процессе исследования данной темы были проведены занятия с использованием интерактивных технологий. Проводилась деловая игра на тему «Гражданская война» со студентами 1 курса, в ходе которой студентам необходимо было познакомиться с ходом боевых действий со стороны белых и красных, проанализировать биографии лидеров обоих движений.
В результате были выявлены следующие проблемы учащихся:
- отсутствие полноценного умения перерабатывать информацию, составлять тезисы;
- плохо сформированное умение четко и лаконично представлять материал;
- неумение слушать одногруппников и усваивать необходимые факты.
Были сделаны выводы о необходимости создания предварительных условий для деловой игры:
1. Должны вовлекаться в работу все учащиеся.
2. Необходима психологическая подготовка студентов.
3. Численность учащихся не должна составлять более 25 человек, ведь важно каждого услышать, дать возможность поучаствовать в решении проблемы.
4. Необходима подготовка помещения, так чтобы было удобно перемещаться во время занятия.
5. Необходимо предупредить о толерантности к различным точкам зрения.
6. Группы должны формироваться добровольно.
Также был исследованы такие интерактивные технологии как кейс-технологии. Выбор данной технологии был обусловлен тем, что она позволяет актуализировать материал занятия публицистикой, статистическими материалами, научными статьями, монографиями, отчетами, Интернет-ресурсами. На занятиях истории считаю эффективным применение такого рода источников информации. Поэтому для студентов 1 курса были подготовлены комплекты кейсов.
Применяется следующая технологическая схема создания кейса
1. Определение того раздела курса, которому посвящется ситуация, выявляющая проблему;
2. Формулировка образовательных целей и задач, решающихся в ходе использования кейса;
3. Выявление проблемной ситуации и создание объединенной модели;
4. Поиск альтернативы объединенной модели ситуации в действительной жизни, образовании или науке;
5. Поиск источников и методов сбора информации;
6. Определение технологии работы с данным кейсом;
7. Анализ желаемого результата по работе обучающихся с данным кейсом
8. Создание заданной модели;
9. Апробация в ходе обучения.
Кейс-технологии также часто сочетаются с деловой игрой, в том числе при рассмотрении различных исторических ситуаций. Кейс может быть методом внедрения участников в деловую игру. Данный материал может служить интеллектуальным, проблемным фоном для занятия. Но обязательно нужно выяснить усвоен ли учебный материал, так как участники могут просто «поиграть» и не усвоить смысл кейса, его предназначение, какие умения получили, иначе применение данной технологии не имело смысла.
Таким образом, подтвердилось предположение о необходимости специально организованной деятельности по формированию активности и самостоятельности у студентов техникума.
Список литературы
1. Панина, Т. С. «Современные способы активизации обучения» / М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 176 с.
2. Буланова-Топоркова, М.В., Духавнева, А.В., Кукушин, В.С., Сучков Г.В «Педагогические технологии». / - М.: 2004. - 336 с
3. Носорева, Н.Г. «Интерактивные технологии и электронные образовательные ресурсы» // Современная педагогика. 2015. № 11
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.