- 03.02.2018
- 6541 Просмотр
- Обсудить
Сарникова Наталья Сергеевна, преподаватель спецдисциплин
ГБПОУ «Нижегородский техникум городского хозяйства и предпринимательства», г. Нижний Новгород
ГБПОУ «Нижегородский техникум городского хозяйства и предпринимательства», г. Нижний Новгород
Можно ли сказать, что на занятиях группа собирается в полном составе? Скорее всего, нет, всегда найдется хотя бы один отсутствующий, но это большая редкость – на практических занятиях отсутствуют примерно 3-4 человека, иногда больше, а на лекциях порой сидит меньше половины потока.
Студенты пропускают занятия, и прогулы влияют на их успеваемость, усложняют отношения с преподавателями, и, конечно же, чрезмерно нагружают студентов перед сессией, «внезапно» сваливая на них все накопившиеся за семестр долги. Именно поэтому посещаемость занятий – проблема актуальная.
Когда видишь, сколько человек приходят на занятия, то спрашиваешь себя, что двигает студентами при принятии решения не посещать пары? И что заставляет самых злостных прогульщиков иногда появляться в техникуме?
Эта проблема актуальна и интересна для исследования. Известны многие причины, почему студенты не посещают занятия, но хотелось бы систематизировать эти причины, определить мотивы непосещения учебных занятий.
Объектом исследования стали студенты третьего курса специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям), группа 15КОМ, в количестве 18 человек. Социологическое исследование проводилось на территории ГБПОУ «Нижегородский техникум городского хозяйства и предпринимательства».
Предмет исследования – причины низкой посещаемости занятий.
Целью работы стало исследование факторов, влияющих на пропуски занятий студентами, выявление причинно-следственных связей, влияющих на это обстоятельство и поиск путей решения этой проблемы.
Поставлены следующие задачи:
Определение влияния преподавателей и предмета на пропуски пар студентами;
Определение влияния различного рода дел на пропуски занятий студентами;
Определение влияния успеваемости на пропуски пар студентами.
Установлены следующие гипотезы, о факторах, влияющих на посещаемость занятий студентами:
Профессиональные качества преподавателя влияют на посещаемость;
Профессиональные дисциплины посещаются лучше, чем общеобразовательные;
Качество расписания влияют на посещаемость;
Внешние факторы, такие как транспорт, работа, могут влиять на посещаемость.
Студенческие годы считаются самым активным и насыщенным временем в жизни. Студенты занимаются своими делами, начинают зарабатывать первые деньги – все это может приводить к пропуску занятий, прогулам и, как следствие, неуспеваемости. Новое поколение овладевает коммуникационными устройствами с раннего возраста и имеет доступ к информационным интернет - ресурсам круглосуточно, что также может приводить к пропускам и прогулам учебных занятий. В этих условиях преподавателям становится все сложнее организовывать процесс обучения и привлекать внимание студентов. Кроме того, изменились организационная и содержательная стороны образовательного процесса, когда преподаватель уже не является непререкаемым авторитетом, его высказывания не являются истиной в последней инстанции для современного студента.
Учебная посещаемость, под которой понимается присутствие студентов на занятиях в целях усвоения образовательной программы, является важной проблемой образовательного процесса. Посещение занятий студентами, с одной стороны, является объектом управления образовательным процессом в техникуме, а с другой – связано с усвоением учебного материала студентами и умением планировать и организовывать свою деятельность. Таким образом, посещение учебных занятий как социально-педагогическое явление определяет академическую успеваемость и организованность студентов.
В качестве основного метода исследования посещаемости занятий студентами был выбран анкетный опрос. Анкетирование проводилось анонимно.
По результатам анкетирования больше половины опрошенных на вопрос «Как часто вы посещаете занятия» ответили: «Всегда» - 50%, «Часто» - 17%, «Иногда» - 33%.
Гипотеза о том, что профессиональные качества преподавателя влияют на посещаемость, подтвердилась. 64% респондентов выделили профессиональные качества преподавателя фактором, влияющим на посещаемость.
Весомой причиной пропуска занятий обучающимися является болезнь, плохое самочувствие. У 58% респондентов это единственная причина пропуска занятий. При наличии контроля за посещаемостью количество пропусков значительно ниже (так ответило 88%), что является подтверждением еще одной гипотезы.
Из всех опрошенных 64% студентов часто пропускают занятия, опаздывают в связи с транспортными проблемами. Необходимость совмещать учебу с работой является причиной частого пропуска занятий для 10% опрошенных. На посещаемость влияют объективные факторы (болезнь, транспорт и т.п.), так и факторы, непосредственно связанные с учебным процессом (не нравиться дисциплина, скучно, конфликт с преподавателем и т.п.).
Среди преимуществ регулярного посещения занятий были названы; «учеба важна для меня», «получение знаний», «никто не ругает, нет конфликтов», «из-за пропусков, пропускаю полезную информацию».
Профессиональные дисциплины и общеобразовательные предметы посещаются студентами одинаково (82%).
В результате чтобы повысить посещаемость занятий в техникуме, следует ужесточить санкции, применяемые к «прогульщикам», например, при большом количестве пропусков делать строгий выговор с последующим отчислением. Для тех, кто напротив пропускает занятия очень редко, или вообще не пропускает, необходимо придумать систему поощрений в виде дополнительных баллов, преимуществ при сдаче зачета или экзамена, повысить стипендию и т.д.
Внедрение новых образовательных технологий, включающих использование компьютеров (в том числе системы Internet), аудио- и видеоматериалов и т.п., позволяет добиться повышения эффективности учебного процесса при сокращении объема аудиторной нагрузки.
Возможно, стоит рассмотреть в качестве рекомендации изменение организации момента, связанного с приемом пищи.
Данные проведенного опроса и анкетирования позволили установить в качестве закономерностей такие явления, как: посещаемость учебных занятий у девушек выше, чем у юношей; чем сложнее, интеллектуальнее и престижнее получаемая профессия, тем выше качество посещаемости обучающихся ей; зависимость посещаемости от времен года - в конце осени и в начале зимы посещаемость падает, весной ее качество растет; чем успешнее учится учащийся, тем благополучнее у него с посещаемостью.
Список использованных источников и литературы
1. Абабкова М.Ю., Леонтьева В.Л. Исследование причин пропусков и прогулов студентами учебных занятий / Нейромаркетинг в образовании: возможности и вызовы новых технологий // Конфликтология: Ежеквартальный научно-практический журнал. - № 1. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2016. - 284 с. - С. 221-242.
2. Исикава К. Японские методы управления качеством. М.: Экономика, 1998. – 250с.
3. Дегтярева С. Н. Активизация посещаемости занятий студентами СПО и повышение их успеваемости / С. Н. Дегтярева // Педагогический опыт: теория, методика, практика: материалы VI Междунар. науч.–практ. конф.— Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 1 (6). — С. 32–35.
4. Мандель Б.М. Приглашение к дискуссии о причинах прогулов и пропусков занятий. // Образовательные технологии. 2014. № 1. С. 102–117.
5. Миселимян Т.Л., Метелица Н.Т. Влияние посещаемости занятий учащимися на каество образовательного процесса// Успехи современного естествознания. – 2005. – № 5. – С. 76-79;
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.