- 02.03.2018
- 1849 Просмотров
- Обсудить
ГАПОУ ТО «Тюменский колледж водного транспорта»
Меня всегда волновал вопрос, каким образом вовлечь обучающегося в образовательный процесс? Ответ, казалось бы, простой: только с помощью действия, где на первый план и выходит проблема самоопределения, обучающегося в учебном процессе. Обучающийся должен быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты. В нашем колледже создана благоприятная среда для развития и обучения подростков. На заседаниях ЦК, педсоветах и методических завтраках происходит теоретическое изучение новых образовательных педагогических технологий, обмен опытом работы.
Главным для себя мы, педагоги, считаем воспитание в своих учениках таких качеств личности, которые отвечают требованиям сегодняшнего информационного общества, воспитание творческой личности, ориентированной на результаты своего образования.
Поэтому сегодня педагог приобретает иную роль и иные функции в учебном процессе, значительно более важные и более сложные, чем в традиционном обучении. Произошла смена образовательной цели. Вместо передачи суммы знаний - развитие личности обучающегося на основе освоения способов деятельности.
На уроках математики я использую разнообразные формы и методы, учитывая индивидуальные особенности каждого обучающегося (одаренных детей, с ограниченными возможностями, психологическими и физиологическими особенностями), обеспечивающие рост творческого потенциала, познавательных мотивов. Самое важное, на мой взгляд, чтобы обучающийся умел анализировать, планировать свои действия, самостоятельно добывать знания.
Уровень познавательных способностей, обучающихся разный, значительная часть имеет низкую мотивацию к обучению, поэтому, основной целью педагогической деятельности считаю развитие познавательных способностей обучающихся.
В соответствии с целью ставлю перед собой следующие задачи:
- Способствовать повышению мотивации обучающихся к изучению предмета через применение заданий профессиональной направленности.
- Способствовать формированию личности средствами математики.
- Развивать умения взаимодействия с окружающими людьми, владения различными социальными ролями, навыков работы в группе.
- Прививать навыки самостоятельной работы.
В последнее время в список социальных потребностей общества попали следующие необходимые сегодня качества личности: владение универсальными способами деятельности, владение коммуникативными навыками, навыками коллективного труда, владение специфическими навыками учебного труда (способность к самообразованию), нормы и эталоны социальной жизнедеятельности (воспитанность). Если обучающийся будет обладать указанными качествами, то он будет, с большей долей вероятности, реализован в современном обществе.
У большинства обучающихся профессиональных колледжей слабый интерес к математическим знаниям. В этом возрасте мало ко задумывается, насколько необходимы математические знания в практической деятельности человека. Поэтому использую задания, связанные с выбранной профессией. Умение применять знания на практике дает вероятность выполнения многих производственных операций. Чтобы способствовать повышению мотивации обучающихся к изучению предмета через применение заданий профессиональной направленности.
Проводятся интегрированные уроки, уроки деловые игры, накоплены задачи с профессиональным содержанием.
Интегрированный урок.
Это урок интегрированных связей нескольких предметов. Дает учащимся широкое представление об окружающем мире, о взаимосвязях и явлениях. Структура таких уроков отличается четкостью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала, на каждом этапе урока. Удачно сочетаются в интегрированном уроке теоретическое и производственное обучение.
Урок - деловая игра
Такие уроки имитируют научную, производственную. Социальную деятельность людей. Моделируют самые разнообразные жизненные ситуации. На этих уроках использую групповую форму обучения, ребята пробуют на себе различные роли, в группах распределение ролей происходит по желанию каждого участника.
Пример задачи с профессиональным содержанием
Пример. Мореплаватель проплыл 1800 миль в одном направлении из точки А к точке В, повернул на 60 градусов и проплыл в новом направлении еще 2700 миль, оказался в точке С. Требуется найти расстояние между точками А и С (по поверхности земного шара)
Решение:
Обозначим через a, b и с длины ВС, АС и АВ соответственно, — внутренний угол при вершине В сферического треугольника АВС. Тогда:
где R — радиус земного шара, выраженный в морских милях.
Считаю важным включение обучающихся в познавательную деятельность на каждом этапе урока. А так как каждый ученик имеет разный уровень познавательных способностей, разную степень обученности, подбираю рациональные виды работ, создаю ситуацию успеха, которая является важным условием для формирования мотивации и развития обучающихся. Применяю карточки-инструкции, тесты с выбором ответа, яркие слайды, неоднократные повторения, игровые моменты.
Дидактическая игра «Математическое домино» - состоит из 12-30 карточек, каждая карточка разделена на 2 части, на одной задание, на другой ответ к другому заданию. Игра «Снежный ком» смысл игры заключается в том, что комок снега катится с горы и увеличивается. 1 обучающийся называет свое имя + математический термин и т.д. Игра «Аукцион» до начала аукциона коллективно определяется стоимость идей. Затем идеи продаются. Получивший большую сумму признается победителем. Такие игры и игровые моменты усиливают мотивацию к обучению, развивают познавательные способности обучающихся.
Использую в своей работе дифференцированный подход в обучении. Дифференцирую задания по степени оказания помощи обучающимися друг другу, по степени самостоятельности учеников при выполнении задания. Это особенно важно для слабых обучающихся. Работа организуется так, чтобы степень самостоятельности ученика возрастала, а доза помощи снижалась. Для подобной дифференциации в своей практике использую образцы выполнения заданий, памятки-опоры, памятки-алгоритмы, разно уровненные тесты.
В системе работы по предмету накоплен методический пакет контрольно - измерительных материалов, отражающих как предметную специфику выделяемых педагогических технологий, способов деятельности, приемов, так и уровень их реализации. Наиболее востребованной и методически обоснованной системой контроля результатов учебно-познавательной деятельности обучающихся является педагогическое тестирование. Для тематической проверки знаний обучающихся в процессе экспресс - контроля и для итоговой проверки знаний и умений мною используются тесты, причем, в заданиях используются различные задания, с использованием жизненных ситуаций, что позволяет стимулировать интеллектуальные умения обучающихся.
С целью закрепления знаний использую на уроках опорные конспекты, схемы, алгоритмы, обобщающие таблицы. Использую в своей работе изложение материала блоками, объединенными общей темой. Обучающиеся получают хорошую возможность повторить материал, разбросанный по 2-3 годам обучения.
Компьютер выполняет на уроке роль источника информации, выступает в качестве средства оценки, учета и регистрации знаний обучающегося. На уроках я применяю мультимедийное оборудование, интерактивные методические комплексы и обучающие программы, интернет - ресурсы (сайты по математике).
Рассматриваю информационные технологии как одно из средств обучения и воспитания учащихся, способствующее их развитию, активной познавательной деятельности. В своей практике использую мультимедийные презентации, слайд-шоу, видеофрагменты, программы тестирования. Такие уроки всегда вызывают живой интерес у обучающихся, способствуют более эффективному и глубокому усвоению программного материала, подготовки к промежуточной аттестации.
Исследовательская работа обучающимся интересна, им нравится обдумывать, обобщать, искать общие принципы и закономерности, привлекают самостоятельные формы занятий на уроках, трудный учебный материал, возможность самому строить свою познавательную деятельность на уроке. Это делает моих учеников более взрослыми и самостоятельными в собственных глазах и мнений товарищей. Свои работы, обучающиеся представили на уроках в виде докладов и презентаций.
Считаю, что, несмотря на внедрение инновационных технологий в образовательный процесс, не стоит забывать и традиционные формы обучения, которые помогают добиваться хороших результатов. Учитель должен уметь комбинировать элементы всех форм, методов, технологий и приемов обучения, как современных, новых, так и традиционных, для достижения главной цели – развитие познавательных способностей обучающихся.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.