Меню Международное интернет - издание ISSN: 2409-4455
Современно Перспективно Оперативно
Назад » » » 2018 » Март » 15

Внеурочные мероприятия как средство повышения интереса обучающихся к предмету и получению новых знаний в целом

Солина Елена Михайловна
ГБПОУ НТГХиП, преподаватель физики и астрономии


Аннотация. Статья раскрывает особенности применения технологии развития критического мышления на внеурочных мероприятиях и показывает ее здоровьесберегающий характер. В современных условиях перегруженности обучающихся - это имеет первостепенное значение.

Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью учебного процесса и направлена на формирование научного мировоззрения обучающихся и расширения их кругозора.

Целью проведения открытых внеурочных мероприятий служит:
- стимулирование интереса обучающихся к изучению и исследованию актуальных проблем в конкретных областях знаний и жизнедеятельности;
- повышение престижа и популяризация научных знаний и интеллектуально-творческой деятельности среди обучающихся;
- выявление и поддержка творческих, талантливых обучающихся;
- предоставление им возможности заявить о себе;
- формирование предпосылок к социальной адаптации обучающихся, развитие у них коммуникативных навыков.

Преимуществом внеурочных мероприятий является то, что они проходят в неформальной, доброжелательной обстановке. Задания имеют творческий характер, что позволяет каждому обучающемуся проявить себя в полной мере, показав свою индивидуальность. Временные рамки выполнения работы соответствуют естественному интеллектуально-эмоциональному развитию обучающихся, что способствует их реализации, как здоровьесберегающих технологий.

Хотелось бы поделиться своим опытом проведения внеурочных открытых мероприятий на примере цикла «Великие физики мира».

Данное мероприятие проходит во всех группах, изучающих физику. На самих уроках редко обращается внимание на людей, открывших те или иные законы и эффекты, а именно им, мы обязаны тем, что живем в таком развитом и многообразном, технико-технологичном мире.

Опыт работы показал, что в развитии интереса к пред­мету нельзя полностью полагаться на содержание, изучаемого на уроках материала. Если обучающиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет в них лишь созерцательный интерес, который не будет являться познавательным интересом.

Поэтому при форми­ровании познавательных интересов особое место при­надлежит внеурочным и внеклассным мероприятиям по предметам общеобразовательного цикла. Они углубляют и расширяют знания обучающихся, полученные на уроках, повышают их интерес к изучаемому предмету и, связанному с ним, другим предметам.

Основной целью данного мероприятия является повышение интереса обучающихся к предмету физики, расширение их кругозора и укрепление навыка самостоятельного поиска информации, его правильного и доступного представления.

В ходе проведения мероприятия решаются следующие задачи:
- углубляются знания обучающихся по отдельным отраслям физики;
- повышается интерес как к физике, так и к другим общеобразовательным предметам;
- снимается проблема разобщенности, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов;

Данное мероприятие подразумевает как работу в команде, так и индивидуальную работу (по выбору и желанию обучающихся). Предлагается две формы выполнения задания: представление презентаций и(или) реферат с выступлением. Проведение мероприятия требует определенной подготовительной работы, в процессе которой обучающиеся самостоятельно работают с литературой и интернет ресурсами.

Мероприятие проходит внутри группы, с выбором лучших работ в двух номинациях: «реферат» и «презентация» и их поощрении.

Данное внеурочное мероприятие эффективно реализует технологию развития критического мышления (ТРКМ) как здоровьесберегающую технологию. Во-первых, мероприятие состоит из трех фаз: вызов – дается задание с объяснением требований и правил его выполнения; осмысление – самостоятельное выполнение работы в индивидуально-выбираемом временном режиме; рефлексия – выступление и его оценка. Во-вторых, не требует специальных методов, стимулирующих мозговую деятельность обучающихся, а предполагает самостоятельную траекторию его выполнения. В-третьих, каждый обучающийся может выбрать себе любого физика, но имена великих физиков не повторяются, то есть двух рефератов(презентаций) об одном и том же ученом не рассматриваются. Повторяемость между группами возможна, но идентичность работ оценивается как плагиат, и считается невыполненной. В-четвертых, на самом мероприятии как открытом осуществляются завершение второй и третья фазы технологии, и демонстрируется процесс формирования критического (качественного) мышления. Обучающиеся через работы других начинают смотреть на свою работу критически, вспоминают правила и требования, которые предъявляются к ним и здраво оценивают их как реализующие эти правила и требования или нарушающие их.

К основным недостаткам представляемых работ относятся: перегруженность количеством слайдов, много текста на слайдах, отсутствие логики в выступлении и выводах, чтение с листа, отсутствие понимания предлагаемого текста, нарушения временного регламента выступлений.

В качестве пожеланий было предложено:
- оптимизировать количество слайдов и текста на них, а это связано с более глубоким осмыслением имеющейся информации, ее анализом и синтезом, с новым прочтением текстов и их пониманием;
- ухода от чтения тестов и перехода на рассказ об значимых открытиях ученого с иллюстрациями на слайдах. Это требует от обучающихся более глубокого знания материалов отдельных разделов физики, иногда обучающиеся самостоятельно их изучают, так как по программе эти темы(открытия) проходят позднее. В рекомендациях преподаватель обращает внимание обучающихся на этот момент при выборе ученого, но всегда соглашается с его выбором;
- тренировать выступление перед зеркалом с секундомером, по часам, чтобы укладываться в регламент и рассказывать только, то, что понятно самому.

На стадии рефлексии обучающиеся выражают свое отношение к представленным работам и собственной, выбирают лучшие и осознают, как исправить, доработать собственные. Поэтому необходимо проводить цикл внеурочных мероприятий. На следующем мероприятии обучающиеся должны представить доработанные или новые презентации (рефераты), в которых учтут и исправят предыдущие замечания. Только регулярные мероприятия, а не от случая к случаю, могут в полной мере реализовать ТРКМ и сформировать у них критическое (качественное) мышление, активную позицию по отношению к получаемым знаниям и процессу обучения.

Для преподавателя такие мероприятия дают ряд возможностей. Во-первых, правильно оценить эмоционально-психологический микроклимат группы, обнаружить наличие межличностных конфликтов и выработать стратегию их преодоления. Во-вторых, создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества, что способствует развитию качественного мышления и самостоятельности у обучающихся в учебном процессе и повышает уровень освоения материала, а, следовательно, и успеваемости в группе.

Таким образом, внеурочные регулярные мероприятия выступают эффективным методом повышения интереса обучающихся к предмету, расширяют их кругозор, показывают наличие межпредметных связей, выявляют индивидуальные особенности обучающихся, раскрывают их творческий потенциал, развивают речевые и коммуникационные навыки, помогают снять личные комплексы, разрядить обстановку в группе, создать доброжелательную рабочую атмосферу в ней, позволяют сформировать критическое (качественное) мышление и закрепить активную жизненную позицию обучающегося к процессу познания и получения новых знаний.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar