Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2018 » Март » 19

Роль общего образования в формировании человеческого капитала

Чернышкова Наталья Сергеевна
магистрант Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ


Аннотация: Выявление и развитие талантливой молодежи является одним из приоритетных направлений развития современной и эффективной системы образования, поэтому каждая общеобразовательная школа обязана создавать специальные условия для выявления и формирования человеческого капитала.

Ключевые слова: человеческий капитал, личностный потенциал, качество управления образовательного процесса.

В настоящее время современная школа переживает существенные изменения и является важной частью в развитии непрерывного формирования человеческого капитала. Конечно, в основную очередь необходимо учитывать личностный потенциал учащегося, но также те задачи и цели, которые лежат в основе изменений системы внутреннего управления качества образовательного процесса.

Важно отметить, что, в современной практике управления системой общего образования следует определить две основные стратегии. Первая стратегия успешности образовательной деятельности, основанная непосредственно на результатах учебных достижений, показывающими учащимися. Определить уровень человеческого капитала и конкурентоспособность учащегося в данном случае можно через знания, умения и способности. Разнообразие учебных достижений, определяемых в знаниях, умениях и навыках, находят свое отражение в современных образовательных стандартах. Поэтому, описанная выше стратегия «учебных достижений» направлена на создание социумом институциональных условий для развития минимальных способностей и навыков, соответствующих уровню человеческого потенциала.

Вторая стратегия основана на формировании и развитии человеческого капитала и конкурентоспособности обучающегося В отличии от первой стратегии, она ориентирована на долгосрочные эффекты в виде длительных результатов, выраженных в личных достижениях обучающегося за пределами школы. Причем, фундаментом данной стратегии являются не только способности и навыки, сформированные личным участием учащегося, а способности и навыки, сформированные за счет социокультурной среды и ближайшего окружения.

Из вышеизложенного можно сделать следующий вывод, что данная стратегия «формирования и развития человеческого капитала» основывается именно на качества и способности, которые имеют производительный характер, данными качествами и способностями может обладать конкретная личность, а социокультурная среда, коммуникативный уровень социума развивает эти качества и способности. Человеческий капитал представляет уже сформированные умения, знания и навыки, которые конкретной личностью накоплены, благодаря опыту данного индивида, личным способностям, уровню интеллекту и факторами и социально-коммуникативной среды. Следует добавить, что понятие «капитал» означает, что данные знания, умения и навыки принесут отдачу их обладателю в любом виде, например, в виде дохода, в виде измененного социального статуса, удовлетворенности, повышения самооценки и др. Но основное — это отдача в виде длительных результатов образования (повышения производительности труда) и наблюдаемой активности человеческого потенциала.

Разделяя экономические и педагогические основы исследования некоторых ученных, необходимо уточнить некоторые аспекты:

В теории педагогики и педагогической практики человеческий капитал — это совокупность качеств и характеристик, которые позволяют определять индивидуальную траекторию развития конкурентных человеческих качеств: от деловых качеств отдельной личности до профессиональных навыков.

Развитие человеческого капитала обучающегося, в условиях общего образования, подчиняется основным требованиям дальнесрочного планирования и вовлечения конкретных участников процесса в систему достижения стратегических целей. Имеется ввиду реализация схемы стратегического менеджмента, как некой концепции современного управления образовательными организациями, а некоторая возможность выбора вариантов и способов реализации стратегии определяется конкретными измеряемыми результатами и приоритетами социума. Рассуждения могут строиться лишь в отношении содержания данной стратегии, оба варианта которой были описаны выше, но не в отношении способов ее реализации. Самым эффективным механизмом стратегического менеджмента, в настоящее время, является система показателей, описанная в работах Р. Каплана и Д. Нортона. Данная система помогает приводить в некоторое соответствие цели каждого конкретного участника образовательного процесса с некоторыми показателями эффективности всей образовательной организации. При этом реализация поставленных целей в рамках данной стратегии осуществляется по четырем направлениям: финансы (данный показатель, формирует конкурентоспособность и престижность образовательной организации на рынке образовательных услуг), получатели услуг (показатель, определяющий отношение родителей и учащихся к школе), внутренние экономические процессы (показатель, характеризующий успешность обучающегося, качество образовательного процесса), развитие кадрового потенциала (показатель, демонстрирующий уровень развития профессиональных компетенций педагогов школы).

В системе описанных выше направлений формируется план стратегических целей, проецируемый на каждого конкретного участника образовательного процесса. Это и педагогический коллектив образовательной организации, обучающиеся, а также некоторые субъекты большой внешней институциональной системы российской системы образования (Учреждения дополнительного образования) Все институциональные субъекты, вовлеченные в процесс развития общего образования в разной степени принимают участие в создании некоторых условий для развития целостной, творческой, активной личности, которая способна эффективно реализовать себя в современной социально-экономической среде, на создание условий для выбора и самоопределения, социализации обучающихся на основе социокультурных и духовно-нравственных ценностей, которые приняты в обществе как некие правила и нормы поведения, которые действуют в интересах человека, общества и государства.

Основываясь на выше сказанном можно сделать вывод что, современное образование в современном мире рассматривается в контексте организованного рынка образовательных услуг, непосредственно качество которых влияет на конкурентоспособность выпускников школ, реализующих программы общего образования.

Таким образом, задача формирования конкурентоспособности обучающихся школы является самой актуальной, в условиях, когда разные сферы жизни изменяются, а школе необходимо обеспечивать обучающимся доступ к услугам дополнительного образования, способствовать успешной социализации и адаптации выпускника школы. Гибкость современных российских школ к меняющимся условиям позволяет подготовить конкурентоспособных выпускников, которые способны поступать в высшие учебные заведения, в соответствии с их личными интересами и предпочтениями.

Список литературы

1. Стратегия-2020: Новая модель роста – новая социальная политика
2. Корчагин Ю. А. Современная экономика России. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. С. 9.
3. Щетинин В. Человеческий капитал и неоднозначность его трактовки // Мировая экономика и международные отношения. – 2001.- № 12. - С. 44.
4. Becker, Gary S. Human Capital. — N.Y.: Columbia University Press, 1964.
5. Human Development Report 2013 [Электронный портал]: Режим доступа http://hdr.undp.org
6. Shultz T. Human Capital in the International Encyclopedia of the Social Sciences. — N.Y., 1968, vol. 6.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar