Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2018 » Март » 20

Влияние позитивно-эмоционального фона на развитие эмоциональной памяти в процессе изучения иностранного языка

Торопко Р.В., преподаватель иностранных языков
ГБПОУ «Кропоткинский медицинский колледж»
Влияние позитивно-эмоционального фона на развитие эмоциональной памяти в процессе изучения иностранного языка

Изучение памяти является одним из важных разделов психологической науки. Ещё в XIX веке немецкий ученый – психолог Эбенгауз предложил прием с помощью которого было возможно изучить законы «чистой памяти». А другой не менее известный немецкий психолог Г.Э. Мюллер осуществил фундаментальные исследования законов закрепления и воспроизведение следов памяти у человека. Однако, эмоциональным компонентом памяти занимались немногие ученые, которые выяснили, что память на эмоциональные ситуации лучше, чем на неэмоциональные (Neisser, 1982; Rapaport,1942).
Между тем, вопросы изучения памяти, а именно ее важность в обучении иностранному языку, остается открытым. На наш взгляд, эмоциональный компонент памяти является наиболее эффективным в запоминании иноязычной речи. Для активизации его на занятиях необходимо создать соответствующие условия. Прежде всего, это:
• использование определенных методов обучения, при которых эмоциональный компонент памяти будет задействован в полной мере;
• создание необходимой эмоциональной ситуации, того позитивного эмоционального фона, при котором занятия иностранным языком станут продуктивными и активизируются эмоциональный компонент памяти.

В данной статье мы остановимся на создании позитивного эмоционального фона более подробней, поскольку такие условия необходимые не только для развития памяти, но и вообще для эффективного освоения иностранного языка. Следует учитывать также при создании позитивно-эмоционального фона настроения учащихся. Важным является влияние эмоций на процесс запоминания. Он будет более продолжительным, если восприятие осуществляется на фоне повышенных эмоциональных состояний. Когда явления и события затрагивают чувства, то мыслительная деятельность студентов будет более активна.
Активизируя многообразие методов изучения иностранного языка, мы пришли к выводу, что именно эмоционально-смысловой метод является продуктивным в создании эмоционально-смыслового метода. Данный метод базируется на следующих положениях:
• эмоциональность как активный компонент значения слова;
• эмоциональность как активный компонент значения словосочетания;
• эмоциональность как активный компонент значения предложения;
• эмоциональность как активный компонент текста;
В первом случае эмоциональность базируется на основе оценки. В языке существуют разнообразные и многочисленные способы выражения эмоционального. Это, прежде всего, узуальная эмоциональная лексика, словообразовательные элементы и модели. Однако в выполнение определенных упражнений на выявление эмоциональной лексики, необходимо ввести элемент позитивности. Так, например: Выделите эмоционально-оценочные слова позитивно характеризующие человека:
Ein bissiger, mißtrauischer, cleverer Kerl, einer, der mit allen Wassern gewaschen ist, gegen den man anrennen kann, wie gegen eine Wand, doch er kann durchaus auch jemanden an sich heranlassen, sich gütig und wohlfühlend zeigen,der für alles Verständnis hat. Dieser Kerl versteht es, sein Schäfchen ins trockene zu bringen. Er ist beileibe nicht der beste der Freunde, vielleicht sogar der zweilichtigste- Trotzdem kann man ihm vertrauen…
В зарубежной психологии существует два направления в исследовании эмоциональной жизни человека. Одно из них проводиться в рамках когнитивной теории эмоций, другое - мотивационной.
Представители когнитивной теории эмоций исходят из следующих:
а) человек, прежде всего, в наибольшей степени рациональное существо;
б) рациональное в своей сущности – хорошо, а эмоциональное - плохо;
в) когнитивные процессы контролируют и замещают эмоции.
Подчеркивается, что эмоции в основном дезорганизуют деятельность человека, они подчинены познавательным процессам и детерминированы ими, и именно когнитивные процессы тем или иным образом организуют эмоциональные состояния.
Сторонники мотивационной теории эмоций занимают в определенном смысле альтернативную позицию. Эмоции в рамках этого направления рассматриваются как побудительные силы всей психологической деятельности, которые направляют и регулируют ее, организуют когнитивные процессы и поведение, развиваются в онтогенезе.
Эмоции проявляются как эмоциональные процессы, эмоциональные состояния, а в устойчивых формах реагирования они могут переходить в эмоциональные свойства личности.
Так, К. Изард считает, что причины возникновения базовой эмоции, как правило, универсальны. Среди критериев, на основе которых можно определить, является ли та или иная эмоция базовой, автор, в частности, называет наличие отчетливых и специфических переживаний, которые осознаются человеком.

Наряду с негативными эмоциями, количество которых больше, исследователи чаще сего называют следующие позитивные эмоции:
• счастье;
• желание, надежда, любовь;
• радость;
• восторг, подчинение, эмпатия, удивление;
• удовлетворенность, интерес, безмятежность;
• удовлетворенность.
В.А. Ганзен среди позитивных эмоций (эмоциональных состояний) выделяет атараксию (полное спокойствие), радость, наслаждение, счастье, эйфорию, экстаз.
В разряд позитивных эмоциональных состояний мы относим все относительно длительно протекающие аффективные явления, осознаваемые как оказывающие полезное воздействие на психические и внутриличностные процессы, способствующие процессу взаимодействия личности с ближайшим социальным окружением, повышающим эффективность деятельности. Позитивные эмоции, такие как радость, интерес, удовлетворенность, приобретая временные характеристики, становятся позитивным фоном, настроением, или эмоциональным состоянием.
Таким образом, развивая эмоциональный компонент памяти, прежде всего, необходимо помнить о том, что позитивный эмоциональный фон – является основополагающим в создании ситуаций обучения при использовании эмоционально-смыслового метода.

Список литературы
1. Ганзен В.А. Системные описания в психологии – М., 2010-81с.
2. Изард К.Психология эмоций – М., 1991-464с.
3. Сакиева Р.С. Deutsch.Эмоциональная разговорная речь – М., 2010
4. Настольная книга преподавателя иностранного языка: Справочное пособие / Ред. – сост. Е.С. Маслыко, П.К. Бабинская, А.Ф. Будько, С.И. Петрова – 9 –е изд., стер. – Мн.: Выш. Шк.,2004. – 522 с.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar