- 27.03.2018
- 6293 Просмотра
- Обсудить
В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Лучко О.Ю.
ГБПОУ Иркутской области «Усть – Илимский техникум отраслевых технологий»
В современное время экологическое образование признается приоритетным направлением совершенствования образовательной системы. Оно является основой развития экологического сознания и воспитания экологической культуры личности.
Под экологическим образованием понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью.
В связи с этим оно приобретает большую значимость в системе СПО, так как, выпускники, не владеющие основами экологических знаний могут нанести непоправимый ущерб здоровью человека и природной окружающей среде, в том числе и при осуществлении профессиональной деятельности. Поэтому оно складывается из биологической компоненты здоровья человека и изучения взаимоотношения человека и природы. Известно, что на здоровье оказывают влияние факторы природной и социальной среды. Исходя из этого, экологическое образовательное пространство в ГБПОУ Иркутской области «Усть – Илимский техникум отраслевых технологий»
включает в себя:
- уроки общеобразовательных дисциплин, например Природа и экология родного края, Биология, Химия, Литература, Физическая культура;
- уроки учебных дисциплин согласно профессии;
- медицинское и психологическое сопровождение обучающегося;
- систему внеклассной работы, направленную на воспитание у ребят потребности в здоровом образе жизни – спортивные секции, соревнования, походы, часы общения, Дни здоровья и др.;
- выпуск газеты «Экология здоровья».
Наиболее эффективен в решении этой задачи метод учебного проекта. Метод учебного проекта – это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики. В основе каждого проекта лежит проблема. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы. Метод проектов позволяет вовлечь в учебную деятельность обучающихся разной профессиональной направленности на уроках биологии, химии и природы и экологии родного края. Он способствует развитию общих и профессиональных компетенций в соответствии с новыми образовательными стандартами.
В качестве примера ниже приводится проект по теме: «Минерально-сырьевые ресурсы Иркутской области. Углеводороды», который я использую в своей педагогической практике с учетом подготовки профессии «Автомеханик» и применением интерактивных средств обучения. Содержание проекта интегрирует два предмета: «Природа и экология родного края» и «Эксплуатация автомобилей».
Цели урока:
Обучающие:
• Знать природные источники углеводородов и методы их переработки.
• Знать продукты переработки источников углеводородов и области их применения.
• Уметь ориентироваться в информации, анализировать, обобщать и представлять информацию в виде оформленного результата: презентация исследовательской деятельности учащихся, таблица «Природные источники углеводородов и области их применения».
Развивающие:
• Способствовать развитию познавательной активности учащихся, через вовлечение их в исследовательскую деятельность по изучению вопросов темы.
• Способствовать развитию умения давать характеристику видам топлива
Воспитательные:
• Способствовать воспитанию экологической культуры личности учащегося на примере изучения охраны окружающей среды от загрязнения выхлопными газами и нефтепродуктами.
На уроке продолжается развитие общих и профессиональных компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК. 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК. 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК. 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК. 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
Обучающиеся группы проводили исследования по данной теме по следующим вопросам:
Основные источники углеводородов: природный и попутный нефтяной газ, нефть.
Нефть, перегонка нефти, нефтепродукты.
Топливные материалы.
Воздействие топливных материалов на ДВС (двигатель внутреннего сгорания) и окружающую среду).
Ребята, которые заняты проектной деятельностью, ведут подготовку к запуску проекта по алгоритму:
Погружение в проект:
- проблема проекта: «Почему?»;
- актуальность проблемы – мотивация;
- цель проекта («Зачем?» мы делаем проект) – целеполагание;
- задачи проекта («Что?» для этого мы делаем) - постановка задач;
- методы и способы («Как?» мы это можем делать);
Организация деятельности.
Осуществление деятельности.
Презентация результатов (выбор способов и методов).
Преподаватель на уроке создает мотивацию:
- В этом учебном году вы изучаете предмет «Органическая химия» и изучили свойства, строение и применение таких органических соединений как углеводороды, спирты, альдегиды, кислоты и другие. Скажите, а в вашей профессии «Автомеханик» применяются органические вещества?
- Многие из перечисленных вами веществ производятся из углеводородов.
- А кто знает, каковы источники углеводородов?
Обозначается проблема: Исходя из нашего обсуждения, как вы думаете, какой будет цель урока?
- Формулирование темы и цели урока: изучить природные источники углеводородов и области их применения.
Часть ребят вашей группы проводили исследования по данной теме.
- Ваша задача: по ходу выступления заполнить таблицу «Природные источники углеводородов» (Приложение).
Этап изучения нового материала включает выступления обучающихся с презентациями проектных заданий. На этапе подведения итогов демонстрируется вариант заполнения таблицы, выставляются оценки, они оценивают свою деятельность и деятельность напарника через оценочный материал (Приложение). Рефлексия проводится с использованием смайликов, отражающих эмоции удовлетворённости уроком: удовлетворен, не вполне удовлетворен, не удовлетворен.
Таким образом, опыт показывает, что главной особенностью метода проектов является обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, соответствующую его личным интересам. Этот метод интересен тем, что позволяет получить результат в виде продукта проектной деятельности и позволяет
Литература
1. Дьюи Дж. «Школа и общество» (1925) – цит. по «Педагогическая лоция. 2003/04 учебный год. Метод проектов в школе» / Спец. прилож. к журналу «Лицейское и гимназическое образование», вып. 4, 2003 – с.
2. Е.Г. Сатарова «Метод проектов в трудовой школе» (1926) – цит. по «Педагогическая лоция. 2003/04 учебный год. Метод проектов в школе» / Спец. прилож. к журналу «Лицейское и гимназическое образование», вып. четвертый, 2003 – с. 12.
3. Каверин В.А. Два капитана: Роман в 2-х кн. – К.: Рад. школа, 1982. – с. 54, 56-57.
4. Килпатрик У.Х. «Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе» (1928) – цит. по «Педагогическая лоция. 2003/04 учебный год. Метод проектов в школе» / Спец. прилож. к журналу «Лицейское и гимназическое образование», вып. 4, 2003 – с. 6.
5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат – М.: 2000
6. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, №1, 2004. – с. 42.
7. Прокофьева Л.Б. Взгляд на качество образования с позиций методологического подхода / Модернизация современного образования: теория и практика. Сборник научных трудов / под ред. И.М. Осмоловской, доктора педагогических наук, сост. Л.Б. Прокофьева, Г.А. Воронина – М.: ИТиИП РАО, 2004. – стр. 503.
8. Словарь иностранных слов. 17-е изд., испр. – М.: Рус. яз., 1988. – с. 401.
9. Управление проектами в современной организации: Стандарты. Технологии. Персонал. – М.: Академия Управления Проектами, 2004. – с. 1.
Приложение
Вопросы к таблице «Природные источники углеводородов»
1. Перечислить природные источники углеводородов.
2. Назвать вещества, входящие в состав природного газа.
3. Нефть. Каковы физические свойства нефти?
4. Перегонка нефти – дать определение.
5. Назвать оборудование для перегонки нефти.
6. Перечислить продукты переработки нефти.
7. Назвать области применения нефтепродуктов.
Взаимооценка
7 правильных ответов – «5»
6 -5 правильных ответов – «4»
4 -3 правильных ответов – «3»
Меньше 3 правильных ответов – «2»
Оценка преподавателя за презентацию по критериям
- Выполнено 2 балла;
- частично выполнено – 1 балл;
- не выполнено 0 баллов.
Максимальная сумма -20 баллов.
20 баллов – оценка «5»
15-19 баллов – оценка «4»
10 – 14 баллов – оценка «3»
Меньше 10 баллов – оценка «2»
Критерии оценки
- Постановка цели, планирование путей ее достижения.
- Постановка и обоснование проблемы проекта.
- Глубина раскрытия темы проекта.
- Разнообразие источников информации, целесообразность их использования.
- Соответствие выбранных способов работы цели и содержанию проекта.
- Анализ хода работы, выводы и перспективы.
- Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе.
- Соответствие требованиям оформления письменной части.
- Качество проведения презентации.
- Качество проектного продукта
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.