- 19.04.2018
- 4898 Просмотров
- Обсудить
Нязепетровский филиал ГБПОУ «Каслинский промышленно-гуманитарный техникум»
г. Нязепетровск, Челябинская область
Аннотация. Любой учитель, работающий в 9 классе, с тревогой и волнением ожидает успешной сдачи основного государственного экзамена каждым выпускником. При этом было бы хорошо, чтобы результаты основного государственного экзамена соответствовали потенциальным возможностям выпускников основной школы. Я думаю, что с этим мнением согласны и обучающиеся и их родители.
Как и прежде, содержание и структура экзаменационной работы предусматривают проверку наличия у учащихся базовой математической компетентности и математической подготовки повышенного уровня.
Введение государственной итоговой аттестации по математике в новой форме (ОГЭ) в 9 классе вызывает необходимость изменения в методах и формах работы учителя.
Данная необходимость обусловлена тем, что изменились требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся в материалах экзамена по математике. Существенно сместился акцент к требованиям умений и навыкам. Изменилась формулировка вопросов: вопросы стали нестандартными, задаются в косвенной форме, ответ на вопрос требует детального анализа задачи. И это всё в первой части экзамена, которая предусматривает обязательный уровень знаний. Содержание задач изобилует математическими тонкостями, на отработку которых в общеобразовательной программе не отводится достаточное количество часов. В обязательную часть включаются задачи, которые либо изучались давно, либо на их изучение отводилось малое количество времени (проценты, стандартный вид числа, свойства числовых неравенств, задачи по статистике, чтение графиков функций), а также задачи, требующие знаний по другим предметам, например, по физике.
К сожалению, научно-методические службы не всегда могут обеспечить школы новыми, соответствующими современным требованиям, учебно-методическими комплексами, поэтому учителям приходится самим находить пути решения данной проблемы. И здесь уже однозначного решения нет, так как подготовленность детей разная, уровень классов разный.
В общеобразовательных классах основное внимание нужно уделить отработке первой части экзамена по математике, так как только первая часть обеспечивает удовлетворительную отметку.
Подготовка к основному государственному экзамену существенно отличается от традиционной. В ОГЭ введено много прикладных, «жизненных» задач и ученикам, привыкшим к традиционным школьным контрольным работам или диктантами, иногда бывает поначалу совсем непросто.
Ключевые слова: ОГЭ, математика, экзамен, школа, мотивация.
В связи с внедрением ОГЭ в практику школы, становится актуальной проблема подготовки школьников к экзамену. Поскольку основные проблемы были выявлены в подготовке слабых учащихся и учащихся, желающих получить отличные отметки, необходимо всесторонне развивать разноуровневое обучение и обобщающее повторение.
Роль методов повторения на уроках при подготовке к ОГЭ по математике велика, так как повторение обеспечивает прочность усвоения знаний. Умственное развитие при повторении обеспечивается его вариативностью. Обычно повторение проводится на новых примерах, в ином порядке с применением новых способов деятельности.
Каждый учитель сталкивается с проблемой повторения и закрепления материала. Решение этой проблемы начинается с обеспечения положительной мотивации учащихся на повторение ранее изученного и усвоенного материала, раскрывается перспектива учебной деятельности, устанавливается связь учебного материала, предназначенного для повторения, с идеями, которые предстоит освоить, ученики убеждаются, что эти идеи интересны и важны [1, с. 36].
Одним из важнейших направлений совершенствования процесса обучения математике является целенаправленная систематическая работа учителя по организации повторения, эффективность которого определяется следующими принципами: целенаправленности, сознательности, активности и самостоятельности, регулярности и систематичности, проблемности, прочности и системности, доступности, дифференциации и индивидуализации.
Необходимость повторения обусловлена задачами обучения, требующими прочного и сознательного овладения ими.
Повторение учебного материала по математике осуществляется во всей системе учебного процесса: при актуализации знаний – на этапе подготовки и изучения нового материала, при формировании учителем новых понятий, при закреплении изученного ранее, при организации самостоятельных работ различных видов, при проверке знаний учащихся. А также, основная подготовка к ОГЭ осуществляется на уроках математики. Особую роль при новой форме проведения выпускного экзамена приобретает организация итогового повторения.
Методы и приемы повторения должны находиться в тесной связи с видами повторения. При повторении необходимо применять различные приемы и методы, сделать повторение интересным, путем внесения, как в повторяемый материал, так и в методы изучения некоторых элементов новизны. По поводу полезности многообразия методов и приемов весьма удачно выразился немецкий математик-педагог Керр: «Лучше одну теорему разобрать десятью способами, чем десять теорем одним способом». К сожалению, этому хорошему принципу следуют далеко еще не все преподаватели математики [5, с. 58].
Организация повторения в процессе обучения математике представляет собой довольно сложную в методическом отношении проблему предполагающую решение нескольких частных задач. Это и выбор учебного материала для повторения, и определение наиболее эффективных приемов и форм организации деятельности учащихся на уроках и дома, и выделение места для уроков повторения в структуре учебного процесса. В связи с этим решению данной проблемы был посвящен целый ряд исследований в области теории и методики обучения математике, а также психолого-педагогической науки. Причем она решалась в русле следующего направления.
Она реализовалось в рамках исследований, раскрывающих методику организации итогового повторения учебного материала в различных курсах [2, с. 98]. Исследуются возможности реорганизации учебного материала на заключительном этапе изучения математики 5-6 классов, геометрии 7-9 классов, алгебры 7-9 классов, начал стереометрии, а также систематизации заданного материала. Предлагается распределять материал по методическим линиям.
Я считаю, что для успешности повторения ранее изученного материала необходимо соблюдать следующие условия:
- повторять надо в течение всего учебного года,
- должна быть четкая целеустремленность в работе, сознательное отношение учащихся к повторению,
- тщательно отбирать материал и продумывать планирование его при повторении,
- стимулировать самостоятельность и активность в процессе повторения,
- правильно дозировать и распределять материал повторения во времени,
- органически связывать и продумывать сочетание отдельных видов повторения.
При повторении математики значительную часть времени приходится уделять теории, так как у учащихся возникает много вопросов, требующих более полного и глубокого освещения.
Уроки повторения должны быть продуманы как с точки зрения содержания, так и организации их. Постановка самих вопросов и разбор упражнений по своей форме и характеру должны заставлять несколько по-иному осмысливать прежний материал.
Ниже представлена классификация видов повторения. Я считаю ее наиболее подходящей и продуманной.
1. Повторение в начале учебного года.
2. Текущее повторение всего, ранее пройденного, а повторение пройденного в связи с изучением нового материала сопутствующее повторение б повторение пройденного вне связи с новым материалом.
3. Тематическое повторение, обобщающее повторение законченных тем и разделов программы.
4. Систематическое повторение учебного материала.
5. Заключительное повторение, организуемое при окончании прохождения большого раздела программы или в конце учебного года.
В качестве основных средств обобщения и систематизации знаний используются систематизирующие схемы и таблицы, решение задач разными способами, выполнение упражнении на классификацию понятий, воспроизведение и анализ теоретических положений и т. д.
Анализ учебно-методической и психологической литературы показал, что система уроков по повторению обеспечивает преподавание математики на должном уровне, а знания учащихся становятся достаточно полными и прочными.
Определены основные требования к организации повторения.
Однако, несмотря на это, можно отметить многие важные вопросы, связанные с повторением, которые не были до конца исследованы. В частности, организация итогового повторения осуществлялась в отрыве от других его видов: от повторения в начале учебного года и текущего. В то время как самими авторами не раз отмечалось, что эффективность заключительного повторения во многом определяется успешностью организации всех его видов. Но исследование, включающее в себя методику организации повторения на различных его этапах, до сих пор отсутствует. Это отрицательно сказывается на эффективности повторения в практике обучения математике в школе. Методика организации повторения должна наиболее оптимальным образом быть направлена на разрешение как можно большего числа задач в обучении математике, стоящих перед повторением. Оно должно выступать и как средство реализации внутрипредметных связей учебного материала, как способ предупреждения забывания знаний школьниками, и как один из путей реализации прикладной направленности обучения.
Библиографический список
1. Васильева И. В. Технология обобщения знаний учащихся в контексте ведущего понятия «Алгебраическая структура» // Актуальные проблемы обучения математике: Материалы Всероссийской научно-практической конференции.—т.2. —Орёл: Изд-во ОГУ, 2002. -С.24-28
2. Зайкин М. И. Методика обобщающего повторения при изучении математики в 9-10 классах средней школы: Дисс. канд. пед. наук. — Московский госпединститут им. В.И. Ленина —1984. —176с.
3. Суворова М. Математика в школе 1986 2. М Ройтман П. 10. 20.
4. http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-02/dissertaciya-teoriya-i-praktika-povtoreniya-v-obuchenii-matematike-uchaschihsya-osnovnoy-shkoly#ixzz48ycP9pxg
5. http://www.telenir.net/psihologija/pedagogika_konspekt_lekcii/index.php
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.