- 30.05.2018
- 8520 Просмотров
- Обсудить
Бородавкина Татьяна Ивановна
преподаватель химии, биологии, экологии
ГБПОУ МО «Московский областной медицинский колледж № 3»
г.Орехово-Зуево, Московская область
преподаватель химии, биологии, экологии
ГБПОУ МО «Московский областной медицинский колледж № 3»
г.Орехово-Зуево, Московская область
Аннотация: В данной статье рассмотрен педагогический опыт применения игровой технологии, как средство формирования общих компетенций на занятиях химии, биологии и экологии в системе профессионального образования. Проведение игр способствует повышению информационной компетенции студентов. Данная форма проведения аудиторных и внеаудиторных занятий позволяет систематизировать обширный материал по дисциплинам «Химия», «Биология», «Экология».
Ключевые слова: Игровая технология, компетентностный подход, общие компетенции.
«Всё, что я хотел бы знать -это яблоня.
Всё, что я знаю,- ветвь яблони.
Всё, что я могу преподать ученикам, - это яблоко.
Всё, что останется в них, - это семечко,
но из любой семечки может вырасти яблоня»
Ж.Эрве-Базен
Всё, что я знаю,- ветвь яблони.
Всё, что я могу преподать ученикам, - это яблоко.
Всё, что останется в них, - это семечко,
но из любой семечки может вырасти яблоня»
Ж.Эрве-Базен
С 2009 года введен новый Федеральный Государственный Образовательный стандарт, в основе которого лежит компетентностный подход. Данный подход предполагает освоение обучающимися умений, позволяющих действовать в новых проблемных ситуациях, для которых нарабатываются средства в процессе разбора примерных ситуаций с достижением требуемых результатов.
Быть компетентным означает быть способным мобилизовать полученные знания и опыт. К областям развития компетентности относится учёба, забота о здоровье, охрана окружающей среды. Поэтому, в становлении обучающегося ГБПОУ МО «Московский областной медицинский колледж № 3», согласно компетентностной модели выпускника, особую роль играет развитие следующих компетенций:
• профессионально-трудовая;
• познавательная деятельность;
• здоровьесбережение;
• гражданственность;
• социокультурная.
В связи с этим, одна из важнейших задач медицинского колледжа – это повышение экологической грамотности студентов, вооружение их навыками экономного бережного использования природных ресурсов, формирование гуманного отношения к природе и к своему здоровью. Такие дисциплины, как химия, биология и экология нужны каждому выпускнику нашего колледжа: и лаборанту, и медицинской сестре (медицинскому брату) и фармацевту.
Компетентностный подход в обучении химии, биологии и экологии направлен на формирование общих компетенций, обучающихся через мотивацию. Мотивация позволяет акцентировать внимание обучающихся к изучаемой теме, например, через проблемные ситуации, загадки, игры, задачи.
Каждый преподаватель химии, биологии и экологии стремится к тому, чтобы его обучающиеся получили прочные знания по предметам и понимали тесную взаимосвязь химии, биологии и экологии с другими науками. Умение педагога вызвать интерес к предметам - одно из условий успешного обучения.
В последнее время, по мнению большинства обучающихся, образование требует значительного умственного напряжения. Студенты перегружены огромным потоком информации: большим количеством термином, формул, определений. Для преподавателей химии, биологии и экологии данная проблема особенно актуальна, так как, например, не секрет, что в рейтинге предметов химия занимает не первые места. Однако, мы видим, что обучающиеся с удовольствием проводят лабораторные опыты, а к предмету не проявляют ни малейшего внимания. На мой взгляд, одним из способов решения проблемы мотивации к предметам может оказаться применение игровой технологии на материале химии, биологии и экологии, которая способствует формированию общих компетенций.
Педагогическая игра обладает чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.
Целью игровых технологий является реализация следующих задач:
• Дидактических
• Развивающих
• Воспитывающих
• Социализирующих
Интеллектуальные игры всегда вызывают оживление и любопытство, активизируют знания у обучающихся. Активность учебных игр в ответы на вопросы, и дух состязательности не оставляют студентов безразличными. Учебные игры с биологическим, экологическим и химическим содержанием способствуют поддержания заинтересованности к данным дисциплинам. Обучающиеся учатся работать вместе, показывая свои знания по химии, биологии и экологии, и в тоже время, соревнуясь вместе в группе.
Игровая технология способствует занятиях развитию речевой деятельности и аргументированности.
Например, на своих занятиях я мотивирую обучающихся к знаниям, используя задания, содержащие распознавание веществ, устранение химических, биологических и экологических ошибок, разрешение противоречивых фактов, разгадывание тайных посланий, кроссвордов, чайнвордов, ребусов, загадок, рассказов-задач. Приведу отрывок рассказа-задачи «Приключения серной кислоты».
Решила отправиться серная кислота в путешествие, день стоял жаркий, ей захотелось пить. И вдруг она увидела колодец: «Вода!» - кислота, и подбежав к колодцу, прикоснулась к воде. Вода страшно зашипела. С криком испуганная кислота бросилась прочь. Конечно же, молодая кислота не знала, что при смешивании серной кислоты с водой выделяется большое количество теплоты.
Сразу же, не рассказывая задачу дальше, прошу студентов вспомнить, как будет реагировать вода с кислотой, как нужно приливать к кислоте воду?
Например, на занятиях по экологии студенты решают следующие задачи: на основании «экологической пирамиды» необходимо определить, сколько нужно планктона, чтобы в море вырос один дельфин массой в 300 килограмм.
Разгадывание кроссвордов занятиях по биологии, экологии и химии способствуют развитию сообразительности. Обучающиеся с любопытством стараются справиться с вопросами данных кроссвордов, охватывающие основные темы дисциплин, и найти правильное решение.
На своих занятиях провожу такие игры как: «Что? Где? Когда?», «Своя экологическая игра», «Кто хочет стать отличником?», «Брейн -ринг», «Аукцион», «Суд над этанолом». Например, при проведении сюжетно-ролевой игры «Суд над этанолом» студенты в ходе выступлений представляют не только схему получения и химические реакции, лежащие в основе его применения, а также строение этилового спирта, его химические и физические свойства. Обучающиеся в роли адвокатов доказывают «невиновность» этанола. Студенты самостоятельно делают выводы о том, что в больших дозах этанол вреден, и в этом вина человека. Прав был Авиценна, когда говорил: «Всё хорошо, друзья, в меру».
Познавательные игры превращаются в мощный метод воспитания на основе отобранного содержания обучения. При этом в интеллектуальных играх временно снимаются барьеры между «сильными» и «слабыми» студентами, а также между обучающимся и преподавателем. Студенты с огромным интересом проверяют свои интеллектуальные знания и становятся участниками таких игр, как «Кто хочет стать отличником?», «Аукцион», «Своя экологическая игра».
В интеллектуальной игре знания усваиваются не для запоминания, а для их использования в реальном процессе принятия решений. Игра вынуждает обучающихся быть энергичными, и обучение проходит через творчество студентов. Музыкальное сопровождение, например, в «Своей экологической игре» в виде пения птиц или звуков водопада, способствует эмоциональному восприятию проведению занятий.
В ходе учебных игр обучающиеся общаются, формируются умения выражать мысли, правильно строить речь, используя термины, определения. Наблюдая друг за другом, слушая результат учебного материала, обучающиеся стараются оценить способности каждого, критически выразить свои замечания. Определить, выполнены ли поставленные перед ними задачи, что ещё необходимо доработать или изучить дополнительный учебный материал.
Достижением освоения программ учебных дисциплин таких, как химия, биология и экология является развитие обучающимися общих компетенций. Формирование компетенций происходит в активном стремлении обучающихся узнать, что-то новое в медицинском колледже, погруженных в игровую деятельность. В ходе таких занятий обучающиеся максимально раскрываются, показывают все свои возможности и способности, чувствуют свою значимость.
Список литературы:
1. Бондарчук М.М, Ковылина Н.В. Биология. Дополнительные материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по биологии и экологии в 10-11 классах. -Волгоград: Учитель, 2008. -167с.
2. Зимин В.Н. Внедрение ключевых компетенций в содержание профессионального образования: Методические рекомендации. -Иркутск: Издательство ИПКРО, 2007-24с.
3. Курганский С.М. Интеллектуальные игры по химии. - М:5 за знания, 2007. -208с
4. Шукайло А.Д.Тематические игры по химии. Методическое пособие для учителя. - М: ТЦ Сфера, 2004.-96с.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.