Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2018 » Май » 31

Технология проблемного диалога как средство реализации ФГОС

Радчук Светлана Валерьевна
ОГБПОУ "Старомайнский технологический техникум"


Знания только тогда знания, когда они приобретаются усилиями своей мысли, а не одной лишь памятью.
Л.Н. Толстой


При подготовке современного специалиста необходимо учитывать требования, предъявляемые непосредственно к личности потенциального работника. К ним относятся коммуникативные навыки, инициативность, способность находить нестандартные решения, ставить цель, организовывать работу, принимать решения и нести ответственность. Необходима личность человека, способного творчески мыслить, обладающего гибкостью ума, изобретательностью, чувством нового, возможностью осуществлять выбор.

Технология проблемного диалога представляет собой современную образовательную технологию деятельностного типа и позволяет реализовать требования ФГОС.

Данная технология позволяет развить творческие способности, способствует формированию самостоятельного мышления, успешному освоению знаний учениками. Не случайно она является универсальной, т.е. подходящей для организации учебной деятельности на любом предметном уроке.

Проблемная ситуация и учебная проблема являются основными понятиями проблемного обучения. В самом определении “проблемно-диалогическое обучение” первая часть понятия означает, что на уроке изучения нового материала прослеживаются два звена — это постановка учебной проблемы и поиск её решения, а слово “диалогическое” означает, что постановку учебной проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенных диалогов. Принципы технологии проблемного диалога - проблемность и диалогичность. Основная цель создания проблемных ситуаций заключается в осознании и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя, при оптимальной самостоятельности учеников и под общим направляющим руководством учителя, а так же в овладении учащимися в процессе такой деятельности знаниями и общими принципами решения проблемных задач.

Существуют три основных метода постановки учебной проблемы (по Мельниковой Е.Л):
• побуждающий от проблемной ситуации диалог;
• подводящий к теме диалог;
• сообщение темы урока с использованием мотивирующих приёмов.

Побуждающий от проблемной ситуации диалог. Данный метод постановки учебной проблемы является наиболее сложным для учителя, поскольку требует последовательного осуществления четырех педагогических действий:
1) создания проблемной ситуации “с удивлением” и “с затруднением”;
2) побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации;
3) побуждения к формулированию учебной проблемы;
4) принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.

Подводящий диалог представляет собой систему (логическую цепочку) посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию темы урока. В структуру подводящего диалога могут входить разные типы вопросов и заданий: репродуктивные (вспомнить, выполнить по образцу); мыслительные (на анализ, сравнение, обобщение). Но все звенья подведения опираются на уже пройденный классом материал, а последний обобщающий вопрос позволяет ученикам сформулировать тему урока.

Сообщение темы урока с использованием мотивирующих приёмов. Он состоит в том, что учитель сам сообщает тему урока, но с применением одного из двух мотивирующих приемов. Первый прием “яркое пятно” заключается в сообщении классу интригующего материала, захватывающего внимание учеников, но при этом связанного с темой урока. В качестве “яркого пятна” могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, демонстрация непонятных явлений с помощью эксперимента или наглядности. Второй прием “актуальность” состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы для самих учащихся, лично для каждого.
Решение проблемного вопроса может быть организовано в форме диспута, эвристической беседы, мозговой атаки, деловой игры, самостоятельного поиска.

Результативность технологии проблемно-диалогического обучения технологии заключается в:
-повышении интереса обучающихся к изучению предметов;
- обеспечении развивающего эффекта и мотивации учения;
- развитии личности ребёнка, его творческих способностей;
- создании атмосферы сотрудничества учителя и ученика;
- развитии речи, логического мышления;
- достижении высокого уровня обученности.

Данная технология является здоровьесберегающей, так как исключает пассивное восприятие учебного материала, утомляющее детей, обеспечивает для каждого ребёнка адекватную нагрузку, что обеспечивает снятие стрессовых факторов во взаимодействии между учениками и учителями, создание атмосферы доброжелательности и взаимной поддержки.
Благодаря проблемно-диалогическому обучению у обучающихся развиваются пять универсальных компетентностей:
- способность к исследованию;
-способность к эффективным коммуникациям и организации взаимодействия;
- способность принимать решения;
- способность осуществлять принятое решение;
- способность постоянно осваивать новые виды деятельности.

Технология проблемного диалога - ключ к успеху в педагогической профессии. Осваивайте проблемный диалог. Это лучший способ быть профессионалом в условиях работы по ФГОС

Список литературы:
1. Мельникова Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика // Образовательная система “Школа 2100” - качественное образование для всех. Сборник материалов. М., Баласс. 2006.
2. Мельникова Е.Л. Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения // Образовательные технологии. Сборник материалов. М., Баласс, 2008.
3. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или как открыть знания с учениками. - Москва, 2002.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar