Меню Федеральное интернет - издание ISSN: 2409-4455
Современно Перспективно Оперативно
Назад » » 2018 » Июнь » 18

Философия современной хореографии в практике детского театра танца «НаВсеЛады»

Сумченко Юлия Сергеевна
Педагог дополнительного образования
МАУ ЦДО «Дом Москвы»
г. Балахна, Нижегородская область


Аннотация: статья посвящена рассмотрению философии современной хореографии в практике театров-студий как активно развивающейся области исследования. Представлена профессиональная позиция педагога-хореографа детского театра танца «НаВсеЛады» о методике развития танцевального мышления.
Ключевые слова: современная хореография, фолк-модерн, танец, осознанность, индивидуальность, танцевальное мышление.

Современная эпоха характеризуется становлением новой культурной парадигмы в теории и практике танцевального образования. В российском хореографическом образовании становятся все более востребованными концепции, связанные с поиском новых форм движения, приближенных к естественному раскрепощенному пластическому языку тела. Среди них Г.В. Бурцева выделяет: «Пластические знаки чувств» (Ф. Дельсарт), «Ритмопластический жест» (Э. Ж. Далькроз), «Свободная пластика и раскрепощенное тело» (А. Дункан), «Неосознанные экспрессии тела в символическом пространстве сцены» (М. Грехем), «Экспрессивный танец и архитектура пространства (Р. Лабан). Именно концептуальный подход к танцевальной педагогике определяет характерные художественно-интеллектуальные, этические и социально-культурные требования к личности педагога-хореографа и его творческой деятельности [1].

Современная хореография – это, в первую очередь, искусство танца, у которого отсутствуют правила и обязательные движения и позы. Она сформировалась в начале ХХ века на Западе и предполагает разнообразие танцевальных течений. Философия современной хореографии ориентирована на развитие индивидуальности каждого танцора. Одно из важных следствий это процесса, согласно мнению Ю. А. Кондратенко и М. В. Логиновой, – это развитие в отечественной школе современного танца двух разнонаправленных тенденций: с одной стороны, последовательное за¬имствование схем танца модерн, а с другой – поиски особого национального стиля в рамках фолк-направления. Фолк является источником для взаимодействия традиции и инновации на разных уровнях [5].

Выход за пределы традиции и сдвиг в сторо¬ну инновации впервые были осмыслены Ф. Шлегелем в лекциях 1827 г. о «Философии жизни» и «Философии истории». Автор считал, что предмет философии – это жизнь во всей ее полноте. Именно полнота жизни вместе с полнотой сознания, вовлеченного в жизнь, исторические инновации привлекали внимание исследователей [4]. Чтобы понять философскую сущность современного танцевального бытия необходимо обратиться к его истории. Танец всегда был тесно связан с жизнью, бытом и духом того народа, в среде которого он зародился, снабжая танцевальные движения своей философией [3].

В условиях современного театра-студии отстаивается философская позиция внутренней свободы танцора: делать то, что хочешь; танцевать так, как чувствуешь; осознавать, что процесс важнее результата; непрерывно ломать себя и выстраивать заново; никогда себя не жалеть, позволить себе быть таким, какой ты есть, отпускать себя; воспринимать, чувствовать и бесконечно любить то, что делаешь, то, чем живёшь… О Любви говорит танец – язык тела. Тело не может врать, через него мы чувствуем и воспринимаем мир. Мы познаем мир и самого себя. Каждое движение на сцене раскрепощает ребенка, его движения естественны и спонтанны. Он так живет. Его зовет музыка к полету. Рядом с ним - понимающий Взрослый.

«Танец начинается тогда, когда физическое тело человека превращается в символическое, когда само движущееся тело становится носителем смыслов и ценностей человеческой культуры» [5]. В концепции танцевальной педагогики необходимо понимать два важных структурных компонента: цель и особенности развития танцевального мышления.
Детский театр танца «НаВсеЛады» - это коллектив талантливых ребят в возрасте от 3 до 14 лет. Они дышат и живут в одном ритме, их танец - это тайна, которая не открыта до конца. Зрители погружаются в эту тайну и растворяются в ней.

Хочется сказать о работе своего коллектива: «Мы творим танец - умный, настоящий, живой и свободный. Это потрясающее чувство, когда не думаешь ни о времени, ни о пространстве, а «по-тихому» сходишь с ума от счастья - от того, что происходит на сцене, не понимая, не подозревая, что будет дальше…». Именно в творческом хореографическом коллективе современный танец, приобретает форму самостоятельного искусства, где по-новому соединяются движения, свет и краски, музыка, а тело обретает свой язык. Современный танец для хореографического коллектива «НаВсеЛады», выступает в виде благоприятной основы, способной раскрыть индивидуальность ребенка, его творческое начало, способствует его профессиональному становлению.

На репетициях каждое движение осмысленно, каждое движение ребенок понимает, зачем он это делает: например, если это фолк, то потому что это заложено определенной нацией, глубиной веков и, именно таким движенческим способом эта информация дошла до наших времен. Это важно трепетно хранить, и немного трансформируя в современной хореографии. Именно, сочетание фолка и современной хореографии в полной мере позволяет выразить внутренний мир детей. Главной задачей театра танца «НаВсеЛады» является несколько воспитание танцора, сколько воспитание личности, важно донести до каждого, как верно отметил классик педагогики Я.А. Коменский, что ребенок - это микрокосмос, который может объять макрокосмос. Взглянуть в глаза каждому ребенку и ему открыть такую тайну [2].

Таким образом, задачей педагога-хореографа заключается в повышении у воспитанников осознанности всего происходящего, через внутренний поток чувств и ощущений, личностные смыслы. «Осознанный» танец имеет место быть, чтобы донести свое творчество зрителю и дать ему возможность подумать.

Успехи хореографического коллектива «НаВсеЛады» и ежедневный кропотливый труд на занятиях показали существенные изменения в философии обучающихся: они научились полностью растворяться в танце, именно поэтому дети на сцене такие искренние. Зритель по-настоящему верит сообщению, переданному во время спектакля «Вдохновляя на жизнь».

В современном танце очень важна импровизация, ее воспитание происходит во время бесед и тренингов, когда свобода действий в каждом элементе открывает новые горизонты. Танцор растет на глазах. Уделяется значительное внимание повышению концентрации внимания, развитию периферического зрения у детей с помощью технологии «Три круга внимания». Задача – концентрировать внимание на главном и окружающий мир тоже не выпускать из поля зрения.
Высоки требования к личности педагога-хореографа, требуется повышение не только уровня мастерства, но и совершенствование управленческих и коммуникативных компетенций.

Можно сказать, что будущее современной хореографии в практике театров-студий – за методикой, позволяющей тренировать мыслительные способности детей. Когда ребенок раскрепощен, верит в себя и знает о том, что он – целая планета и возможности его безграничны, а взрослые его понимают и подбадривают его, происходит качественный скачок в его развитии как личности.

Список литературы
1. Бурцева, Г.В. Мастерство хореографа: учебно-практическое пособие / Г.В. Бурцева. - Барнаул: Алтайская государственная академия культуры и искусств, 2014.- 168 с.
2. Гусейнов, А.З., Турчин, Г.Д. Я.А. Коменский – классик научной педагогики / А.З.Гусейнов, Г.Д. Турчин.- Саратов, 2015.- 69 с.
3. Еровенко, В.А. «Математика балета» в эстетической составляющей философского осмысления танца / В. А. Еровенко // Российский гуманитарный журнал, 2015. Том 4. - №4.- С. 269-282
4. Курюмова, Н.В. Неклассический танец как культурная модель невротической телесности / Н.В. Курюмова // Омский научный вестник. Серия «Общество. История. Современность». – Омск : Изд-во ОГТУ, 2010, Вып, 5. – С. 234–238
5. Кондратенко, Ю.А., Логинова, М.В. Новые тенденции развития современной хореографии в Мордовии / Ю. А. Кондратенко, М. В. Логинова // Финно–угорский мир, 2012.- № 1.- С. 50-53
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar