- 24.06.2018
- 5728 Просмотров
- Обсудить
Малышева Дарья Владимировна
преподаватель специальностей 54.01.20 Графический дизайн,
54.02.01 Дизайн (по отраслям),
54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам).
ТОГАПОУ «Педагогический колледж г.Тамбова», Тамбов, Россия
преподаватель специальностей 54.01.20 Графический дизайн,
54.02.01 Дизайн (по отраслям),
54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам).
ТОГАПОУ «Педагогический колледж г.Тамбова», Тамбов, Россия
Эффективность использования педагогических технологий в процессе изучения междисциплинарного курса «Художественное проектирование изделий декоративно-прикладного и народного искусства»
Аннотация.
В статье исследуется эффективность использования педагогических технологий в системе профессиональной подготовки специалиста «Художник - мастер» специальности СПО 54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам).
Ключевые слова: современные педагогические технологии, критерии эффективности, художественное проектирование изделия.
«Послушайте — и вы забудете,
посмотрите — и вы запомните,
сделайте — и вы поймете»
(Конфуций)
посмотрите — и вы запомните,
сделайте — и вы поймете»
(Конфуций)
Комплексная, глубокая модернизация профессионального образования – обязательное требование государственной политики России на современном этапе. Это обусловлено рядом проблем:
• слабая мотивация в выборе профессии;
• жесткая конкуренция на рынке труда;
• отсутствие механизмов распределения выпускников.
Одним из условий решения данных проблем является совершенствование образовательного процесса, применение эффективных механизмов подготовки конкурентно способных специалистов, обладающих всеми навыками профессиональной компетенции, творчески мыслящих, способных к саморазвитию и самореализации.
Цель моей профессиональной деятельности - создание целенаправленного процесса организации деятельности обучающихся по овладению профессиональными и общими компетенциями, развитию способностей обучающихся по приобретению опыта деятельности и формированию мотивации получения образования в течение всей жизни.
Современный этап развития отечественного образования характеризуется активным внедрением инновационных педагогических технологий в образовательный процесс. Важной задачей современного образования также является создание необходимых и полноценных условий для личностного и познавательного развития каждого обучающегося, формирование активной позиции, субъективности обучающихся в учебном процессе.
Эффективное решение данной задачи, опираясь на Федеральный Государственный стандарт профессионального образования третьего поколения, невозможно без осмысленной реализации педагогами в образовательном процессе современных педагогических технологий.
Постоянно изучая и анализируя передовой педагогический опыт, мною сделан вывод о том, что эффективное использование современных педагогических технологий позволяет учитывать индивидуальные способности обучающихся, раскрывать их творческий потенциал, обеспечить всестороннее развитие личности обучающихся.
По мнению Е.С. Полат, «проблема педагогических технологий – это проблема перехода от теории обучения, к ее методическим разработкам, системе педагогической деятельности, поскольку в построении педагогической технологии отражены все основные структуры процесса обучения, начиная от постановки цели, завершая диагностикой полученных результатов» [2, c.65-67].
В процессе своей работы одной из главных задач считаю повышение педагогического мастерства педагога путём освоения современных образовательных технологий обучения и воспитания. Педагогическая технология – проектирование учебного процесса, основанное на использовании совокупности методов, приёмов и форм организации обучения и учебной деятельности, повышающих эффективность обучения, применение которых имеет чётко заданный результат.
Основная цель изучения междисциплинарного курса «Художественное проектирование изделий декоративно-прикладного и народного искусства» – проектирование изделий декоративно-прикладного искусства, освоение студентами художественного языка декоративно прикладного искусства, его сущности, стилевых особенностей, традиционных художественных и технологических приемов, формирование национально – культурных ценностей и традиций, обеспечение мотивации и потребности к деятельности в области декоративно- прикладного искусства.
Дисциплина «Художественное проектирование изделий декоративно-прикладного и народного искусства» предназначена для проектирования и создания изделий на основе народных традиций.
Создание современных изделий на основе народных традиций – процесс довольно сложный. Необходимо глубокое знание основных методов и способов проектирования и моделирования изделий декоративно-прикладного искусства; знание особенностей графических, живописных, пластических решений при изготовлении изделий декоративно-прикладного искусства; происхождения, содержания и видов народного орнамента.
В проектировании изделий соединяются умения применять основные композиционные законы и понятия, использовать основные изобразительные материалы и техники; умения включать теоретические знания о художественно - стилистических особенностях конкретного вида декоративно-прикладного искусства в практическую учебно-познавательную деятельность. Умение будущего специалиста разрабатывать авторские композиции на основе традиций и современных требований декоративно-прикладного искусства, а также адаптироваться к условиям работы в художественно-творческом коллективе формируется с самого начала обучения.
Художественное проектирование изделий декоративно-прикладного и народного искусства соединяет в себе знание рисунка, умение графически трактовать изображения в эскизах, понимать цветовую гамму и владеть декоративным оформлением изделий. Для успешного проектирования имеет большое значение изучение таких дисциплин как «Рисунок», «Живопись», «Технология исполнения изделий декоративно-прикладного искусства» и «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы».
Основные этапы работы над проектом изделия:
1. Эскиз - разработка композиции с соблюдением традиций русской лаковой миниатюры (используя наглядный материал).
2. Выполнение рисунка (прорисовка отдельных частей, мелкая детализация).
3. Прорись - схематичная проработка светотени.
4. Живопись изделия декоративно-прикладного искусства (поиск цветового решения, выбор и грамотная передача цветовой гаммы произведения).
5. Разработка орнаментального модуля.
6. Работа твореным золотом.
7. Лакировка изделия декоративно-прикладного искусства.
Осознавая свое важное место в системе профессиональной подготовки специалиста «Художник - мастер», в своей деятельности эффективно использую технологию проблемного обучения. Данная технология используется для организации учебных занятий, которая предполагает создание под моим руководством проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Использование методов, основанных на создании проблемных ситуаций и активной познавательной деятельности учащихся, позволяет мне нацелить студентов на поиск и решение сложных вопросов, требующих актуализации знаний.
Также в своей работе использую технологию обучения в сотрудничестве. Педагогика сотрудничества - эта одна из технологий личностно – ориентированного обучения, которая основана на принципах взаимозависимости членов группы; личной ответственности каждого члена группы за собственные успехи и успехи группы; общей оценки деятельности группы.
Использование в своей практической деятельности технологии дифференцированного обучения способствует более прочному и глубокому усвоению знаний, развитию индивидуальных способностей, развитию самостоятельного творческого мышления студентов. Разноуровневые задания облегчают организацию занятий, создают условия для продвижения обучающихся в образовательном процессе в соответствии с их возможностями.
В своей деятельности для формирования познавательного интереса применяю проектный метод обучения, который не только создает условия для развития коммуникативных навыков, но и помогает активизировать стремление обучающихся к контакту друг с другом. Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности обучающихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.
Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий включает не только охрану здоровья обучающихся, но и формирование, укрепление их здоровья, воспитание у них культуры здоровья, а также охрану здоровья педагогов и содействие им в стремлении грамотно заботиться о своем здоровье.
Использование данной технологии позволяют мне равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять технические средства оснащения, что дает положительные результаты в обучении.
Использование информационно - коммуникационных технологий несет в себе изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в интернет. В своей работе использую интернет-ресурсы, обучающие программы и собственные разработки компьютерных презентаций. Такие обучающие компьютерные программы применяются мною на уроках систематически. Их использование позволяет качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения.
Эффективность использования педагогических технологий может быть оценена по следующим критериям:
- целостность отражения в содержании задач образования, воспитания и развития;
- отражение в содержании современного уровня развития науки и техники;
- соответствие содержания возрастным и психологическим особенностям обучающихся;
- информативность учебного материала;
- многообразие использования методов и вариативность реализуемых приемов обучения;
- обеспечение принципов наглядности и доступности обучения;
- универсальность использования и удобства эксплуатации средств обучения;
- степень помощи преподавателя при организации самостоятельной деятельности обучающихся и т.п. [1, c.31-32].
Таким образом, можно сделать вывод, что эффективность использования педагогических технологий во многом зависит от выстроенной системы, в которой отражена взаимосвязь признаков педагогической технологии и показателей их реализации.
Список литературы
1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М., 2014. – 126 с.
2. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. — 272 с.
3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование. 1998 -256 с.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.