Меню Международное интернет - издание ISSN: 2409-4455
Современно Перспективно Оперативно
Назад » » » 2018 » Август » 13

Здоровьесберегающие технологии на уроках математики

Асеева Наталья Владимировна,
преподаватель математики,
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области «Усть-Илимский техникум отраслевых технологий»


Состояние здоровья населения– важный показатель благополучия общества и государства. А значит, в первую очередь, приоритетной задачей общества является здоровье и образование подрастающего поколения. Современный учебный процесс сопровождается некоторыми ограничениями двигательной активности обучающихся, большим объёмом изучаемого материала и количеством времени проводимом обучающимися за компьютером , что ведет к снижению работоспособности детей их быстрой утомляемости, к снижению адаптационных способностей обучающихся. Все это может нарушать здоровье детей – снижение зрения, ухудшение осанки, переутомление. К сожалению, современное поколение учащихся, как в школах так и в других учебных заведениях, не отличается крепким здоровьем ещё до поступления в учебное заведение. Поэтому очень перед педагогами стоит важная задача сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Для решения этой задачи необходимо создать комфортное условие работы на уроке для каждого ребёнка, использовать в своей работе педагогические приемы, методы, технологии, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью учащихся. Создать такую организацию учебной деятельности, при которой снимается проблема перегрузки учащихся, сохраняется работоспособность и присутствует положительный эмоциональный настрой на уроке.

Также важным является соблюдение санитарных правил и требований к кабинету математики ( его освещению, мебели и оборудованию). Кабинет является необходимым условием организации современного образовательного процесса при обучении математики. Ведь от правильного оборудованного в значительной степени зависят результаты труда учителя и учащихся. Так хорошо освещенный кабинет помогает учащимся совершенствовать навыки и умения по математике, оказывать воспитательное воздействие и расширять кругозор, при этом сохранять зрение. В своей работе считаю нужным привлекать и обучающихся к участию в оформлении кабинета- изготовление моделей фигур, написание плакатов, таблиц. . Эта работа не только углубляет и расширяет знания по математике, но и способствует также расширению культурологического кругозора школьников, развитию их творческой активности, эстетического вкуса, и как следствие, повышает мотивацию к изучению математики и способствует положительному настрою на предмет, а значит уменьшает риск возникновения стрессовых ситуаций на уроке.

Считаю, что главным является понимание значимости проблемы, умение применять на практике здоровье сберегающие технологии, целью которых является - обеспечение школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения, профилактика переутомляемости обучающихся.
Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития [1].

Современные ученые выделяют следующие критерии здоровьесбережения, которые необходимо учитывать при организации урока:
- условия в классе должны соответствовать норме (соблюдение режима проветривания и влажной уборки, достаточное освещение класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей);
- количество видов учебной деятельности на уроке 4-7 (опрос учащихся, письмо, чтение и конспектирование, просмотр видео, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и задач);
- средняя продолжительность чередования различных видов учебной деятельности – 7-10 минут;
- количество видов преподавания (словесный, наглядный, самостоятельная работа) должно быть не менее трех через 10-15 минут;
- смена форм работы на уроках- индивидуальные, групповые, в парах, игровые (КВН и другие игры)
организация оздоровительных моментов: физкультминуток (например, это может быть деятельность по конструированию из фигур или изображения свойств функций без слов- руками);
- включение вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни (например, решение задач с текстом о здоровом образе жизни, расчётами о количестве вредных веществ в сигаретах и т.д.);
- создание мотивации учебной деятельности: оценка, похвала, поддержка, соревновательный метод;
- включение в урок элементов, способствующих эмоциональной разрядке: шутка, улыбка, небольшое видео по теме или небольшое стихотворение.

Использование различных дидактических игр в сочетании с информационными методами преподавания, введение в урок исторических сообщений и видео позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы по предмету, способствуют развитию интереса к предмету.

Интерес у обучающихся вызывают также нетрадиционные уроки (КВН, эстафеты, дискуссии..) и необычные задания - разгадывание и составление кроссвордов, конструирование из бумаги, создание мини-презентаций или исторических сообщений. Это способствует снижению риска переутомления на уроке и формированию положительного эмоционального фона на уроке.

На своих уроках я использую и ИКТ. Это даёт дополнительные возможности для применения здоровьесберегающих технологий. ИКТ позволяют широко применять наглядный метод преподавания, что особенно важно на уроках геометрии, вносить в урок творческие детали и исторические сведения, представлять материал в компактном и наглядном виде одновременно с возможностью неоднократного повторения особо нужных моментов и работы каждого обучающегося в индивидуальном темпе. Таблицы и схемы представляются в разных цветах на экране, при необходимости для акцентуации какие то детали можно выделять мигающим ярким цветом . Красный и оранжевый цвета действуют на людей возбуждающе , жёлтый цвет – цвет хорошего настроения, зелёный – помогает сконцентрироваться, сохраняет зрение, успокаивает, синий восстанавливает нервную систему. Всё это способствует снижению переутомления и повышению положительного эмоционального настроя, увеличению уровня усвоения знаний.

Использование ИКТ на уроке это и расширение возможностей ученика обучаться в деятельности. А самостоятельная творческая деятельность учащихся в процессе обучения – не только залог прочности добываемых ими знаний и умений. Например, обучающимся понравилось составлять и отгадывать кроссворды по предмету или построение графиков на глазах у учеников через системы онлайн в интернете. Весь процесс составления кроссворда или построения графика отображается на экране. Даже слабые обучающиеся активно включались в такую деятельность, активно предлагали свои термины и функции для построения. Применение информационных технологий при проведении уроков математики на практике показало снижение утомляемости учащихся и лучшее качество усвоения даже большего объема материала. Урок проходит на более эмоциональном фоне, сопровождается дополнительной тренировкой коммуникативных навыков у учащихся и большей удовлетворенностью от урока. После использования технических средств обучения, связанных со зрительной нагрузкой, тоже необходимо помнить о профилактике утомления глаз. Для этого можно провести «скрытую» физкультминутку- например, предложить учащимся рассмотреть стенд справа вверху, чертёж слева на доске, глазами обвести кривую линию на доске и т.п.

.Список литературы:
1.Смирнов Н.К. Издательство: АРКТИ год издания: 2005:Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе.
2. Нечаев М. П. «Современный кабинет математики». – М.:5 за знания,2006.
3. Швец Р.П монография «Здоровьесберегающие технологии на уроках математики в колледже.»
4. Москаленко М. Н. Здоровьесберегающие технологии на уроках математики. - М.,2003. 6. Нестандартные задания по математике: 5-11 классы./В.В. Кривоногов.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar