Меню Международное интернет - издание ISSN: 2409-4455
Современно Перспективно Оперативно
Назад » » » 2018 » Октябрь » 5

Применение краеведческого материала в преподавании истории и обществознания как средство реализации личностно ориентированного подхода

Коноваленко Надежда Алексеевна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гринёвская средняя общеобразовательная школа

Введение
Современных школьников трудно увлечь историей через учебники и даже дополнительные источники информации, применяя в том числе и информационно – коммуникационные средства преподавания. Перед учителем истории стоит задача не только в передаче ученикам определённой суммы знаний, умений, навыков или приобретении ими универсальных учебных действий, но и в воспитании личности, уважающей своих предков, любящей свою Родину, относящейся критически к прошлому своей страны, какое бы оно не было. Эту нелёгкую задачу помогает решить и реализовать историческое краеведение.

Вначале вела историко – краеведческий кружок. С ребятами собирали воспоминания старожилов села, очевидцев значимых в истории села и района событий. Постепенно стали накапливаться вещественные памятники по истории родного края. Начали создавать на базе школы историко – краеведческий музей. Не последнюю роль сыграла и исследовательская деятельность самих учащихся. Результаты исследовательской работы со временем мной стали применяться не только на занятиях кружка и воспитательных мероприятиях, но и непосредственно на уроках истории и обществознания.

Когда в урок включаются элементы из прошлого и настоящего родного края, вещественные памятники истории и культуры родного села, исторический материал для учеников становится более осмысленным, личностным и близким. Да и сами ребята в каком – то смысле становятся создателями истории. Будь это история семьи, своего рода, или история того места, где они родились.

В ходе своей работы с учащимися стараюсь научить их добывать знания путём исследовательского поиска. Всем известно, что новые знания можно получать от других в готовом виде, а можно добывать самостоятельно. Причём знания, добытые в ходе собственных умозаключений, выводов, обычно самые прочные. Как правило, такие знания прочнее и глубже, чем сведения, добытые путём выучивания. Краеведческая работа сложна, требует времени и опыта. Но работа эта очень интересная, увлекательная и результативная. Эта работа не только указывает нам пути к обогащению знаний, но и как всякая разумная работа, даёт чувство человеческого достоинства. Внушает нам веру в творческие силы нашего разума, повышает самооценку учащихся, учит их преодолевать трудности.

Опыт, приобретённый в ходе краеведческой работы, помогает учащимся в их социализации, в дальнейшей учёбе в высших и средних специальных учебных заведениях. Там они уже без значительных трудностей пишут исследовательские работы, рефераты, работают над созданием проектных работ.

Применение краеведческого материала на уроках истории и обществознания позволяет решить сразу несколько проблем образовательного процесса. Прежде всего растет значимость изучения истории в глазах ребят, они учатся сопереживать. Когда на уроках звучат имена их земляков, названия тех мест, где они родились, у учащихся возникает чувство причастности к истории. Они начинают осознавать роль и вклад их предков в развитии исторического процесса.
Краеведческая деятельность не теряет своей актуальности и в современных условиях информатизации российского образования. Компьютер, интернет здесь используются как активное средство познания родной истории. В подготовке уроков, основанных на краеведческом материале, где нужно привлекать максимально возможные источники информации, роль всемирной паутины – интернета трудно переоценить. Учащиеся не просто скачивают из интернета информацию, но они её перерабатывают, адаптируют, выбирают наиболее яркий и значимый материал.

Особую роль в применении краеведческого материала непосредственно на уроках истории выполняет созданный нами на базе школы историко – краеведческий музей. Музей является большим подспорьем в этом деле. Музейный предмет воспринимается детьми как некая ценность, весточка из прошлого. С помощью музейных предметов учащиеся не только погружаются в мир представлений о прошлых эпохах, но и формируют систему ценностей своего мира.
Всё это позволяет реализовать личностно – ориентированный подход в образовательном процессе.

Применение краеведческого материала в нашей работе способствует более углубленному изучению истории, познанию и пониманию процессов, происходящих в обществе, их реального проявления в истории края. В любом случае изучение и осмысление фактов местной истории стимулирует мыслительную деятельность, формирует систему теоретических представлений и понятий и тем самым влияет на формирование мышления учащихся, их гражданской идентичности, активной жизненной позиции. Воспитательный потенциал занятий с применением фактов родной истории заложен в самом материале. И нам надо понимать, какой материал отбирать для таких занятий, и какие факты использовать при работе с учащимися.

Формы и методы краеведческой работы с учащимися
Пути изучения родного края разнообразны. Следует выделить два уровня познавательной краеведческой работы с учащимися. Первый уровень- это изучение уже имеющихся знаний о крае со слов учителя или из учебных пособий. Такая методика подходит для учащихся 5 – 7 классов.

Наши и близлежащие сёла имеют богатую историю, уходящую в 18 век, поэтому на первых уроках в 5 классе, хотя там изучается история Древнего Мира, несколько минут я рассказываю ребятам о крае, в котором они родились. Рассказываю об археологических находках стоянке первобытного человека (Юдиново). Показываю фотографии артефактов, которые были найдены в результате археологической экспедиции Вызывает неподдельный интерес у пятиклассников и демонстрация кусочка окаменевшего дерева, или кости неизвестного животного, которые хранятся в нашем школьном музее.

В 6 классе на уроке истории, посвящённом культуре Руси,. Ребята получают представления о том, каким трудом создавались письменные памятники истории нашей страны.
На уроках обществознания мы с учащимися создаём свои маленькие проекты, связанные с семьёй, домом, районом. Например: “Моя родословная”, “Мой дом”, “Моя школа” и другие. Особенно нравится ребятам деятельность по созданию своего родословного древа. Они с удовольствием защищают свои работы перед классом. Целью таких занятий является ознакомление учащихся с понятиями “генеалогия”, “родословная”, “предок”, “потомок”, “поколение”, “семья”, формирование у них умений в составлении родословных разными способами. Зная, кто твои деды, прадеды, в каком родстве находишься с другими людьми, каждый из нас обретает как бы живую связь с историей. История – прежде всего наука о людях. Поэтому столь значима та её отрасль, которую называют генеалогией, то есть изучением родословий. К тому же, на таких уроках осуществляются межпредметные связи истории, обществознания и краеведения. Вначале разъясняю ученикам принцип построения родословной (генеалогического древа). Ребята, выполняя домашнее задание, чертят родословную своей семьи и обозначают на нём родовые корни и ветви. Они описывают родословную своей семьи, связанную с Преображенкой, близлежащими сёлами. Дети оформляют свои работы в альбомах и рефератах. У многих возникает желание узнать историю своего рода. Ученики включают в свои работы фотоматериалы, что вызывает живой интерес и у ребят и у их родителей. Бывает, родители говорят, что им тоже было интересно помогать детям в составлении родословных. Порой в подобных работах всплывают ранее неизвестные факты истории нашего края. Попутно обогащается краеведческий материал школьного музея. А некоторая информация становится источниковедческой базой для создания исследовательских краеведческих работ уже в старших классах. Для меня каждая родословная – это и заочное знакомство с семьями ребят, это и проникновение в их семейную атмосферу и взаимоотношения. Можно сказать, что появился ещё один из педагогических приёмов изучения семьи ребёнка.
При изучении темы о культуре России второй половины 19 века провожу урок с использованием экспозиции нашего школьного музея “Быт российской деревни конца 19 – начала 20 века”. Обычно такие уроки вызывают неподдельный интерес у ребят. Через музейные экспонаты они как бы погружаются в эпоху. Предметы быта, утварь, старинные вещи дают учащимся представление о жизни людей уже далёкой для них эпохи. Стараюсь построить подобные занятия так, чтобы они приносили наибольшую пользу в познании учениками истории. Здесь важны выявление логики рассматриваемых объектов, последовательность изложения материала, его систематичность, ясность и доступность.

Музейная педагогика – это целая наука. И здесь главное – через музейные экспонаты заинтересовать детей историей. Через вещественные памятники истории, когда ребёнок может их потрогать, воспринять зрительно, легче передать атмосферу изучаемой эпохи, её значение для тех людей, которые жили до нас. Музейная педагогика помогает формировать систему ценностей учащихся, учит их ценить документальные свидетельства, беречь реликвии времени, понимать их историко – культурное значение.

Использую экспонаты школьного музея и при изучении темы о реформах С.Ю. Витте В нашем музее создана и постоянно пополняется музейная экспозиция “Человек в мире экономических отношений”. Там собрана небольшая коллекция денежных купюр начала и середины 20 века... В монетах вообще живёт история. Данную музейную экспозицию использую и при изучении советского периода в дальнейшем.

Отдельно хочу упомянуть занятия с применением краеведческого материала, посвящённые Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг. Данные уроки призваны наглядно и образно воссоздать картину жизни и быта нашего села военных лет, его жителей в условиях военного времени, показать на конкретных фактах, как неразрывно переплелись в этот период трагедия и мужество, боль и героизм наших соотечественников; продолжить формирование у школьников представления, что война – это не набор каких- то абстрактных понятий, а смерть и страдания реальных людей, таких же, как мы, и тем самым раскрыть антигуманную сторону войны; воспитывать у учащихся чувство уважения к старшему поколению, выстоявшему в тяжелейших условиях и восстановившему страну в послевоенный период.
Не так давно, когда ещё были живы на территории нашего сельского совета участники Великой Отечественной войны, приглашал их в школу на уроки, посвященные войне. Частым гостем на таких занятиях был ветеран войны Павел Иванович Ильюта Он очень эмоционально рассказывал о войне, хотя не любил вспоминать подробности. Ребята задавали ему вопросы.. Но живы ещё те, кто трудился в военные годы в тылу, чьё детство пришлось на военное лихолетье. Они для нас сейчас являются живыми свидетелями истории.

Не менее важна интонация, с которой мы ведём рассказ о земляках, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны, тружениках тыла. Она не должна быть слишком пафосной. Современные дети это не приемлют. Не нужно героизировать войну. Война проявляет всё самое высокое, но также и низменное в человеке. В войне нет романтики. В ней есть и подвиг, и жертвенность, и предательство. И в этом случае лучше краеведческого материала ничего не найти. Без него просто не обойтись в изучении сложных тем о Великой Отечественной войне. История войны, в случае применения краеведческого материала, становится близкой, осязаемой, подлинной.

Краеведческий материал обладает большими возможностями эмоционального воздействия в нравственном воспитании учащихся. Тематику занятий выстраиваю так, чтобы она давала представления о системе ценностей людей.

Исследовательская работа с учащимися

Второй уровень изучения краеведческого материала – это изучение истории родного края через поисково – исследовательскую деятельность. Эта форма работы больше подходит для старшеклассников. Она формирует систему научных навыков и знаний, повышает мотивацию к учению, раскрывает индивидуальные способности, обучает информационным технологиям, развивает умение работать в коллективе.
Применению краеведческого материала на уроках истории и обществознания предшествует большая работа по исследованию родной истории, созданию источниковедческой базы, работа по созданию исследовательских краеведческих работ.

Краеведческая исследовательская работа в разы умножает знания учащихся истории своей Родины, истории родного государства.

Главную задачу любого исследования вижу как учитель в поиске чего- то необычного в обычном. Стараюсь, чтобы ученик увидел сложности и противоречия там, где другим всё кажется привычным, ясным и простым. Чтобы развить в учащихся умения видеть проблемы, стоит научить их смотреть на одни и те же исторические события, явления с разных точек зрения. При этом развивается и критическое мышление учащихся.

Темы исследований выбираем с ребятами, учитывая наличие необходимой литературы, собственных материалов и наработок, значимые события в истории родного края. Используем в своей исследовательской работе и материалы интернета, районного и областного архивов. Не следует забывать и о воспоминаниях очевидцев значимых событий в истории родного края, старожилов села. Вполне возможно, что кто – то из них знает что – то важное о том, что исследуется.

Заключение
Применение краеведческого материала на уроках истории и обществознания, воспитательных мероприятиях, занятиях кружка позволяет в моей практике реализовать несколько современных педагогических технологий. Это и поисково – исследовательские формы и методы обучения, и технология развития критического мышления, и дифференцированное обучение, и информационно – коммуникационные технологии.
Краеведческая деятельность привлекает на только одарённых или просто успешных в учёбе учащихся, которые пишут исследовательские работы, выступают на научно – практических конференциях, но и слабоуспевающих в учёбе детей. Слабоуспевающим учащимся вполне по силам заниматься поисковой работой, создавать макеты и модели, готовить музейные экскурсии, заниматься поиском краеведческого материала в интернете. Что, несомненно, повышает их самооценку, создаёт ситуацию успеха.

Изучение прошлого и настоящего родного края позволяет ввести учащихся в сложный и противоречивый мир общественных отношений и помогает им научиться жить в этом мире, способствует выработке собственной жизненной позиции. Краеведение способствует формированию у учащихся представления о себе как гражданине общества. При этом учитывается единство научного, дидактического, методического и воспитательного начал. Важно, чтобы ребёнок погрузился не только в мир представлений о прошлых эпохах, но и связал их с системой ценностей своего мира.
Краеведческая деятельность позволяет выстраивать новые, субъектно – субъектные отношения учителя и ребёнка. Поисковая, исследовательская работа – это всегда сотворчество педагога и ученика.

Кроме того, в процессе краеведческой работы у детей формируется чувство любви к Родине, родному краю; уважение к своему и другим народам, складывается миропонимание. Развиваются память, внимание, наблюдательность, расширяется кругозор и словарный запас. Развиваются коммуникативные качества личности. При этом надо помнить, что если получилось зародить в ученике интерес к истории родного края, его следует постоянно поддерживать, помогать ребенку в преодолении трудных ступенек, ведущих к знаниям.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar