Меню Международное интернет - издание ISSN: 2409-4455
Современно Перспективно Оперативно
Назад » » 2018 » Октябрь » 30

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в организации самостоятельной работы студентов при изучении общепрофессиональной дисциплины

Демин Олег Викторович
ГОАПОУ Липецкий металлургический колледж

Аннотация: усиление прикладного характера обучения через самостоятельную работу студентов.
Ключевые слова: Электротехника, «Начала электроники», практическая направленность.

Дисциплина «Электротехника» изучается студентами всех технических специальностей ГОАПОУ «Липецкий металлургический колледж». В процессе реализации образовательных программ данной дисциплины для различных специальностей в учебном плане выделяется время на самостоятельную работу. Условиями результативности самостоятельной работы является обеспечение студентов необходимыми методическими материалами для самостоятельной работы и тщательный контроль со стороны преподавателя выполнения заданий.

Существует два вида самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа реализуется во время занятий путем решения различных задач по изучаемой тематике дисциплины, а также в процессе выполнения лабораторных работ. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется за пределами учебного заведения. Наиболее результативным видом самостоятельной работы является выполнение проблемных задач с элементами исследовательской деятельности. В качестве программного обеспечения используется свободно распространяемый программный комплекс «Начала электроники». Методические указания для самостоятельной работы с использованием комплекса «Начала электроники» содержат ряд задач практической направленности с элементами исследования.

Программа представляет собой электронный конструктор, позволяющий имитировать на экране монитора процессы сборки электрических схем, исследовать особенности их работы, проводить измерения электрических величин так, как это делается в реальном физическом эксперименте. Программный комплекс «Начала электроники» позволяет в доступной и наглядной форме моделировать электрические цепи, практически подтверждать основные законы электротехники, задавать параметры элементов цепей, производить основные виды измерений.

Одной из главных особенностей комплекса является максимально возможная имитация реального физического процесса. Для этой цели предусмотрено, например, следующее:
- изображения деталей конструктора и измерительных приборов приводятся не схематически, а в таком виде, как "на самом деле";
- при превышении номинальной мощности электрического тока, протекающего через сопротивление, последнее "сгорает" и приобретает вид почерневшей детали;
- лампочка и электронагревательный прибор при номинальной мощности начинают светиться и "перегорают", если мощность, рассеиваемая на них, превышает рабочее значение;
- при превышении рабочего напряжения на конденсаторе, последний также "выходит из строя";
- при превышении номинального рабочего тока через предохранитель, он "перегорает";
- большинство операций и их результаты сопровождаются звуковыми эффектами.

Это делается для того, чтобы учащийся наглядно видел последствия своих ошибок, учился разбираться в причинах того или иного неудачного эксперимента и вырабатывал необходимые навыки предварительного анализа схемы.

Для самостоятельного изучения и закрепления материала изученного в ходе аудиторных занятий студент получает домашнее задание по методическим указаниям для самостоятельных работ. Дома студент выполняет домашнее задание, которое представляет собой сборку электрической схемы и выполнение исследования зависимости одной электрической величины от другой, например исследование зависимости частоты колебательного контура от емкости конденсатора, оптимизацию схемы и выполнение графического задания.
Контроль выполнения задания осуществляется на аудиторных занятиях и в этом преподавателю в большой мере помогает комплект оборудования, включающий: персональный компьютер, мультимедиа – проектор и интерактивную доску установленные в классе. Выполненное дома и сохраненное на носитель задание студент демонстрирует в классе, проходит обсуждение выполненного задания и выставляется оценка.

Выполнение практических задач с элементами исследования в самостоятельной работе студентов позволяет усилить прикладной характер обучения, обеспечить практикоориетированный подход к обучению, дополнить ЗНАНИЯ-НАВЫКИ-УМЕНИЯ ОПЫТОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar