- 14.11.2018
- 4035 Просмотров
- Обсудить
Хорунжий Данил Владимирович
ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет», институт общественных наук, кафедра права и методики преподавания
ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет», институт общественных наук, кафедра права и методики преподавания
Аннотация: В данной статье рассмотрены проблемы социально-зависимых несовершеннолетних, их юридической и правовой неграмотности на фоне которой, предложены варианты сопровождения этих лиц, субъектами профилактической, правовой и образовательной деятельности для достижения детьми, лишенными родительской опеки и попечительства максимального социального комфорта и ускоренной адаптации в социальном современном мире.
Ключевые слова: дети, лишенные родительской опеки и попечительства, сопровождение, социальная среда, адаптация, юридическая и правовая помощь, подготовка к самостоятельной жизни, самостоятельность.
На сегодняшний день вопросы адаптации в социальной среде детей, лишенных родительской опеки и попечительства, а так же социально-зависимых несовершеннолетних являются актуальными. В социальной и психологической форме проблемы рассматриваются чаще и глобальнее, чем в экономической, правовой и юридической.
Подготовку к самостоятельной жизни И.А. Бобылева и О.В. Заводилкина определяют как «процесс формирования у воспитанников готовности преодолевать возможные трудности в решении возникающих социальных проблем, ответственного отношения к своей жизни и приобретения ими социальных и бытовых навыков, необходимых для самостоятельного проживания» [1]. Но, по нашему мнению, для социально-зависимых несовершеннолетних, особенно в послеинтернатный период, этот процесс, практически, невозможен, так как в интернатах у детей наставником является воспитатель, который приучает, знакомит их с бытовыми и социальными проблемами, пусть не так как в семье, но этот фактор все равно присутствует в их образовательном процессе. Так же с несовершеннолетними работают психологи, помогающие детям разобраться в себе, в отношениях со сверстниками, взрослыми людьми и другими социальными вопросами, возникающими на их пути. В общем, в интернатах и приютах за детей все их проблемы – социальные, психологические, а так же правовые, экономические и юридические решают педагоги, бывает, что и без их ведома а в послеинтернатный период несовершеннолетние, которые поступают в профессиональные образовательные учреждения остаются один на один со своими проблемами. И в 90% случаях с ними не справляются, что и приводит к конфликтам и росту преступности среди детей, лишенных попечительства и опеки.
Как показывает практика, только после произошедших конфликтов и уже совершенных преступлений общество начинает принимать меры, для предотвращения и профилактики преступлений и конфликтных ситуаций. А профилактика должна начинаться, с того момента, когда ребенок вышел из детского дома или приюта и поступил в профессиональное образовательное учреждение, путем приставления к нему наставника, но, к сожалению, сейчас наставничество существует, только формально и то не во всех случаях.
На данный момент в Российской Федерации система профессионального образования пытается возродить наставничество для улучшения качества образования, что по нашему мнению, будет положительно влиять на качество образования, адаптации на рабочем месте и улучшению производительности труда. А в случае с детьми, лишенными родительского попечительства и опеки – это будет идеальным вариантом для адаптации ребенка в социальной и производственной среде, так как на личном примере наставника, несовершеннолетний будет видеть и участвовать в жизни общества и производственном процессе. Если ребенок будет правильно спрофориентирован, заинтересован в дальнейшей профессиональной деятельности, то адаптироваться в современном мире ему будет проще, так как у него будет цель в дальнейшую жизнь.
Жизненный цикл любого человека в идеале предполагает наиболее полное развитие и становление его личности с целью её последующей социальной интеграции. В обычных условиях (в условиях жизненной нормы) важнейшим источником, условием и опосредствующим фактором этого многогранного и поступательного процесса является близкое окружение ребёнка, его родители, семья.
Дети, оставшиеся без попечения родителей, по сути, лишаются этого необходимого «посредника» между фактом своего развития и результатом этого развития – жизненной самоактуализацией. Роль такого посредника и должна принять на себя комплексная деятельность сопровождения детей, оставшихся без попечения родителей [2]. Этим посредником(ами) должны выступать либо наставники от производства, либо сотрудники от образовательной организации в которой обучается ребенок. Потому что без опытного, взрослого человека, находящегося рядом с социально-неадаптированными несовершеннолетними, невозможно ребенку привить чувство ответственности и «нужности» в обществе.
Но кроме этих посредников между подростками и современным миром в сопровождении должны принимать участие и другие субъекты государства, которые будут поддерживать и помогать разобраться с правовыми и юридическими особенностями жизни социально-зависимых несовершеннолетних.
Очень часто детям, лишенных попечительства и опеки нужна юридическая и экономическая помощь, так как правовые и экономические основы им преподносятся только в теории, которую освоить может не каждый ребенок, а для того чтобы обратиться к квалифицированному юристу, адвокату, либо другим специалистам – необходимы денежные средства, которых у несовершеннолетних, естественно, нет. Несомненно, государство выделяет, если в суде, то государственных защитников, если в каких-либо других ситуациях, то назначаются законные представители, что не всегда является эффективным инструментом в интересах несовершеннолетних.
По нашему мнению, для достижения максимального социального комфорта и социальной адаптации детей, лишенных попечительства и опеки, необходимо:
- во-первых, привлечение наставника. Наставником для социально-зависимого несовершеннолетнего может быть лицо, достигшее 25 лет, с опытом работы в образовательном учреждении или на производстве не менее 5 лет (если лицо, не имеет педагогической подготовки, то необходимо ее пройти, возможно даже необходимо разработать курсы подготовки наставников, для детей, лишенных попечительства и опеки). Для мотивации сотрудников необходимо использовать различные методы, например: денежные поощрения (премии, прибавки к окладу и др.), моральные (грамоты, благодарственные письма, с занесением в трудовую книжку), повышение в должности, поощрения в виде льготных путевок на отдых, путевок в детские лагеря для их детей, бесплатных билетов в театры, филармонии и другие развлекательные учреждения и т.п.
- во-вторых, привлечение узконаправленных квалифицированных специалистов (адвокатов, юристов, работников финансовой сферы и др.). Их мотивация может заключаться в помощи государства в их бизнес деятельности, например: уменьшение налогов на ведение деятельности за помощь (проведение бесплатных консультаций или ведения их процессуального дела, помощь в оформлении документов при оформлении жилья, проведения лекций на тему рационального использования денежных средств) детям, лишенных попечительства и опеки.
Несовершеннолетние должны быть уверены в том, что при возникшей трудной жизненной ситуации они будут услышаны и им не откажут в профессиональной помощи.
Но в настоящее время нет никакой мотивации для сотрудников заниматься наставничеством.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бобылева И.А., Заводилкина О.В. Подготовка воспитанников интернатных учреждений к самостоятельной жизни // Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки. 2015. № 1. С. 6-15.
2. Гапеенкова С. М. – Деятельность сопровождения детей, оставшихся без попечения родителей // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2010. № 16 (20). С. 105–110.
3. Иващенко А. В., Савелев А. И. Предупреждение преступности несовершеннолетних. Омск, 2009. С. 35–37. Махина С. Н. Деликты несовершеннолетних: административно-правовое регулирование и направления его совершенствования // Сборник «Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты». Материалы II Международной научно-практической конференции. 2014. С. 46.
4. О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений [Электронный ресурс]: приказ МВД России от 17 января
2006 г. № 19 (ред. от 12.05.2016). Доступ из СТРАС «Юрист».
5. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних [Электронный ресурс]: федер. закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ (ред. от 07.06.2017). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
6. Цыбулевская О. И. Нравственные основания современного российского права. Саратов, 2004. С. 98.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.