Меню Международное интернет - издание ISSN: 2409-4455
Современно Перспективно Оперативно
Назад » » » 2018 » Ноябрь » 19

Из опыта работы учителя ИЗО

Николаева Ольга Игнатьевна
МБОУ Харётская СОШ с.Харёты Нукутского района Иркутской области

«Моя педагогическая философия»


«Высшее человеческое счастье – быть духовно богатым».
В.Сухомлинский.


План:
1. Введение. Моя адаптированная программа по изобразительному искусству.
2. Основная часть. Педагогическое мастерство.
3. Заключение. От творчества учителя к творчеству ученика.

I. Начало и конец века – особое время. В этот период, как правило, наблюдается значительный рост рефлексивной активности – хочется многое глубоко и детально осмыслить, понять, оценить. При этом взор направляется не только и не столько на прошлое и настоящее, сколько устремляется в будущее. Не является исключением начало ХХI века. Не случайно наиболее популярными разработками российских специалистов в области воспитания сегодня становятся концепции, проекты, программы.

Мир искусства богат и сложен. Для того, чтобы человек вступил в него не как в тёмный, неведомый лес, полный всяких неожиданностей, его нужно постепенно вводить в этот прекрасный мир с самых первых лет жизни, настойчиво приобщая к художественным сокровищам, накопленным человечеством за многие тысячелетия. Именно программа по изобразительному искусству, разработанная под руководством Бориса Неменского, постепенно вводит детей в мир прекрасного, знакомит с памятниками архитектуры, произведениями изобразительного искусства, с произведениями народного прикладного искусства, расширяет кругозор знаний учащихся. Поэтому эта программа мне дорога, очень близка по духу. Ещё мне эта программа понравилась тем, что она углубленно расматривает все сферы не только изобразительного искусства, но и вообще искусства.

Работая по адаптированной программе Б.Неменского, я постаралась разбить обучение изобразительному искусству по годам обучения: 1 – 3 классы – знакомимся с красками, с работой карандашами, гуашью, акварелью, смешиваем цвета, посвящаем целую четверть сказкам и т.д.; 4 класс – прикладное искусство: знакомимся с русскими, бурятскими, татарскими, эвенкийскими орнаментами (с орнаментами народов, живушими в нашем селе), с народными промыслами; 5 класс – театральное искусство: знакомимся с историей возникновения театра, театральными профессиями и т.д.; 6 класс – углубленное изучение графики и живописи; 7 – 8 классы – знакомство с историей изобразительного искусства, составление композиций на основе полученных знаний, умение анализировать произведения мастеров изобразительного искусства.

Одной из главных задач изобразительного искусства является эстетическое воспитание – это не только приобщение к искусству, но и ко всем видам и формам прекрасного в жизни. Я не только учу детей, но и сама учусь большому искусству, постоянно ищу новое, в этом и заключается смысл моей работы. Моё педагогическое кредо заключается в том, что уча детей, я сама постоянно учусь. Человек не должен останавливаться на достигнутом, педагог должен оттачивать своё мастерство, подбирая всегда более красивую «огранку» своей работы.

II. Не о программах воспитания школьников, не о копцетуальных основах развития системы социального воспитания и не о реализации системно – целевого управления образовательной системой поведу я речь. А о мастерстве педагога и его влиянии на процесс нравственного воспитания детей. К сожалению, мы, учителя, часто забываем, что являемся программистами человеческого сознания и что, наделив школьника знаниями, но не воспитав в нём нравственно богатую личность, мы делаем его послушным исполнителем воли любого лидера.

Как воспитать искренность ребёнка? Как остановить в нём лицемерие, двуличность, осознанную ложь? Как воспитать в человеке человечность, сделать нравственные ценности его собственными убеждениями?
Национальная доктрина образования одной из ключевых задач провозглашает воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности. Эта же ключевая задача прослеживается и в концепции структуры и содержания общего среднего образования. Фактически провозглашено, что нравственным воспитанием должны заниматься все. Ведь любые знания могут быть использованы не только во благо. Всё зависит от цели. А выбор цели определяется нравственными ориентирами.

Как процесс нравственного воспитания сделать наиболее эффективным? В чём заключается мастерство педагога – воспитателя? Как поставить ребёнка перед выбором между эгоистичным «я» и нравственными ценностями?

Современная педагогика едва ли не на первый план выдвигает эмоциональное развитие личности ребёнка, воспитание его творческого восприятия природы, окружающей действительности, искусства. В.Сухомлинский отмечал: «В период детства мышление, мыслительные процессы должны быть как можно теснее связаны с живыми, яркими, наглядными предметами окружающего мира. Эмоциональная насыщенность восприятия – это духовный заряд детского творчества». Поэтому я стараюсь проводить и строить уроки на высоком эмоциональном уровне будь то уроки театрального искусства, или уроки графики и живописи, или уроки по истории изобразительного искусства.

Очевидно, что для успеха общения педагогу необходимо прежде всего умение управлять вниманием учащихся. В этом плане окажут пользу следующие приёмы привлечения внимания воспитанников.
Приём новизны, когда учитель в самом начале урока или беседы заинтриговывает учеников сообщением какой – то новой информации. Причём не абсолютно новой (такая информация меньше затрагивает ум и сердце ребёнка); а такой, когда в известном, казалось бы, явлении открывается что – то новое. Например: в начальных классах я планирую уроки – импрессионы, уроки – впечатления.

Хорошо в разговоре с учащимися опираться на интересы своих слушателей. Успешному использованию этого приёма способствует знание учителем своих воспитанников. Так что для каждого класса могут быть свои характерные приёмы. Следует учитывать также интересы мальчиков и девочек.
Весьма действенным может стать приём персонификации, то есть использование способности к сопереживанию. Образный, эмоциональный рассказ может оживить даже самую нелепую или абсурдную мысль, возбудить интерес к ней.

На уроках – импровизациях, чтобы у учащихся развивалось творческое воображение, нужно подвести ребят к главному, расскрывая тему, сказать: «Представьте себе, что вы находитесь…», «Представьте, что произошло бы с вами, если бы…» Затем урок продолжается своим чередом. Например, на итоговом уроке по теме «Первобное искусство», чтобы понять, как пользовались пиктограммами первобытные люди, ребята выполняют маски, напоминающие тотемное животное или боевую раскраску аборигенов, в таком виде проводим конкурсы: «Первобытный художник», «Первобытная посуда», «Первобытная почта» (это очень интересно ребятам).

Самый беспроигрышный приём – юмор. Несколько юмористических штрихов снимут усталость, активизирует внимание и мышление. Однако, смешная история, рассказанная ни к месту, явится только помехой и может испортить всё. Необходимо помнить слова Д.И. Писарева: «Конечно, юмор – это признак таланта… но шутки хороши, пока они являются средством, а когда становятся целью, тогда начинается умственный разврат».
Конечно же, педагог должен постоянно думать о нравственном воспитании детей. Но прежде всего он сам должен являться примером нравственного поведения, быть личностью. Выбор ученика должен опираться не только на логику и расчёт, но и на его собственные чувства и эмоции. Система художественного образования и воспитания направлена на формирование у учащихся эмоционально – художественного восприятия, способности к художественной деятельности в различных сферах искусства. Человек по своей природе не любит однообразия, и поэтому монотонная, неэмоциональная, однообразная речь педагога зачастую гасит интерес к беседе, к общению, к сотрудничеству, что делает невозиожным или малоэффективным нравственное воспитание. Результативность работы педагога зависит и от способности учителя научить ребёнка интонационно – образному восприятию мира. Интонационное многообразие речи учителя даёт возможность пробудить интерес к предмету, вызвать ученика на откровение, на спор в совместном поиске человеческих ценностей.

Хочется вновь обратиться к словам В.Сухомлинского: «Высшее человеческое счастье – быть духовно богатым». К этому должен стремиться каждый человек, тем более педагог, и вести за собой своих учеников. Достичь высшего человеческого счастья, стать духовно богатым - это является моей педагогической философией, это является важным в жизни человека, учителя. Конечно, у меня найдутся оппоненты, но я уверена в том, что человек должен быть очень богат духовно. Тем более учитель, ведь он зажигает искру познания, разжигает пламя творческой активности в своих учениках, формирует личности своих воспитанников. Но прежде всего он сам должен быть Человеком – человеком с большой буквы, то есть своими поступками, чувствами, мыслями педагог показывает, что он личность.

III Не только в мышлении, но и всеми чувствами человек утверждается в предметном мире…
Нравственное, духовное становление личности, каждого будущего гражданина нашего общества, невозможно без эстетчекого, а значит и художественного воспитания.
Искусство несёт человеку представление о прекрасном и безобразном, о красоте, о добре, о человечности. Искусство извечно, было и будет полем боя за духовную красоту. Нам, учителям, необходимо за время преподавания в школе дать юному человеку не набор сведений, а систему понимания содержания искусства, которое потом можно всю жизнь насыщать всё новыми и новыми знаними. Я считаю, что сам учитель должен творчески подходить к своей работе, не останавливаться на достигнутом, не только учить, но и самому учиться, чтобы ребята тоже относились творчески к своей учёбе, вообще к жизни.

Я вместе с учащимися постигаю огромную науку – изобразительное искусство. Моим педагогическим кредо является «от творчества учителя к творчеству ученика, учащихся».
Школьное обучение создаёт прочную основу художественных интересов и должно достичь такового уровня, кода выпускник общеобразовательной школы постигнет искусство и разумом, и сердцем. Ведь школа на селе – наше богатство, и поэтому каждый учитель стремится, чтобы каждая встреча с учениками была праздником:
«Любой урок, любая встреча
Всех кладов на земле ценней,
Здесь каждый школьный миг отмечен
Неповторимостью своей».


Список использованной литературы:
1. Б.М.Неменский «Изобразительное искусство и художественный труд» - М. «Просвещение»,
2. Воспитание школьников №1, 2002г. Бадина Е. «Педагогическое воздействие ученика на учителя»,
3. Воспитание школьников №2, 1997г. Хохлов С. «Как удержать внимание детей»,
4. Воспитание школьников №1, 1997г. Казанцева О. «Культура речевого общения»,
5. Воспитание школьников №2, 2002г. Степанов Е. «Воспитание в начале ХХI века: тенденции развития»,
6. Народное образование №2, 2000г. Шилов В. «Нравственным воспитанием должны заниматься все».
7. www.leksia.com
8. www.nsportal.ru
9. www.infovrok.ru
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar