Меню Международное интернет - издание ISSN: 2409-4455
Современно Перспективно Оперативно
Назад » » » 2018 » Ноябрь » 29

Элементы системы дуального обучения как основа практико-ориентированной модели профессионального образования

Артамонова Ирина Александровна
Ликино-Дулёвский политехнический колледж-филиал ГГТУ, г.Ликино-Дулёво, Московская область

Аннотация :
Для профессиональной образовательной организации стратегической идеей развития содержания образования является практико-ориентированность профессиональной подготовки. Система дуального обучения является одной из самых практико-ориентированных систем профессиональной подготовки.

Ключевые слова : практико-ориентированный подход, формирование компетенций, трансдисциплинарные технологии,

Стратегические направления социально-экономического развития России обуславливают существенные перемены в системе профессионального образования. В настоящее время остро стоит проблема обеспечения промышленных предприятий и квалифицированными кадрами. Это обусловлено несоответствием потребностей рынка труда в специалистах определенной квалификации их фактическому выпуску, а так же неспособностью молодых специалистов эффективно выполнять свои должностные обязанности в силу теоретической составляющей полученных знаний, при отсутствии практических навыков применения теоретических основ.

Внедрение передовых подходов к подготовке рабочих и инженеров — один из ключевых вопросов для технологического и экономического прорыва страны, а также повышения качества жизни и реальных доходов граждан. «Важно, используя накопленный опыт и методики, сделать так, чтобы вся наша система подготовки кадров соответствовала, а лучше и сама задавала высокие мировые стандарты, учитывала те глобальные технологические перемены, которые происходят в мире», — заявил Президент России.

Владимир Путин подчеркнул, что колледжи и техникумы должны обеспечивать не только современную профессиональную подготовку, но и давать сильное разностороннее образование. Обучение должно вестись на самой передовой учебной и производственной базе.

«Появляются новые технологии и профессии; уже изменилось и будет меняться дальше само содержание труда рабочего: сегодня он, по сути, инженер, человек с инженерными знаниями как минимум, с инженерной квалификацией, способный управлять сложными техническими устройствами, обладающий современными знаниями и компетенциями, в том числе в таких сложнейших отраслях, как цифровая экономика», — сказал Владимир Путин.

Основу практико-ориентированных технологий составляет создание преподавателем условий, в которых студент имеет возможность выявить и реализовать свой интерес к познанию, освоить различные формы учебной деятельности и сделать познание привычной, осознанной потребностью, необходимой для саморазвития и адаптации в обществе. Происходит изменение роли преподавателя от субъекта, предоставляемого знания к позиции руководителя, менеджера, которому необходимо владеть всеми методами обучения, уметь организовать процесс освоения студентом профессиональных и общих компетенций. Главный принцип — ориентация на действие в условиях профессиональной деятельности. Педагог теперь выступает в роли консультанта и контактного лица для обсуждения профессиональных и личных вопросов. Его основная задача — структурирование, подготовка и анализ учебного процесса. Там, где это возможно, в процессе обучения должны использоваться реальные производственные задания.

В этих условиях основными задачами, стоящими перед преподавателями средних специальных учебных заведений являются:
1.Поиск эффективных форм сотрудничества производства и учебных заведений.
При этом основная ответственность ложится на плечи выпускающих цикловых комиссий, которые должны формировать учебные модули под заказ предприятий. Однако необходимо отметить, что заинтересованность в сотрудничестве должна быть двухсторонней. Именно предприниматели должны, с одной стороны, сформировать заказ, т. е. четко определить, сколько специалистов, какого уровня и какой квалификации требуется, а, с другой стороны, предоставить возможность студентам и преподавателям познакомиться с новым современным оборудованием и технологиями. И здесь существенно возрастает роль учебно-производственных практик, которые становятся реальным отражением такого сотрудничества. Основной акцент делается на формировании профессиональных компетенций выпускника. При прохождении учебной практики активно используются деловые игры. Студент принимает на себя конкретную ролевую функцию и предлагает решение ситуации. При прохождении производственной практики студенты выполняют функции помощников менеджеров или специалистов по перевозкам. Они получают задания , выполнение которых контролируют руководители практики от предприятия. При этом у студентов формируются навыки практической профессиональной деятельности .

В нашем колледже работодатели всегда желанные гости .Представители предприятий охотно приходят на студенческие научно-практические конференции, участвуют в качестве членов жюри при проведении олимпиад профессионального мастерства. Для студентов 3-4-ых курсов проводят мастер-классы, а студенты 1-2приглашаются на экскурсии на предприятия.

Преподаватели колледжа проходят стажировки по индивидуальным программам на предприятиях города и района. Это позволяет , с одной стороны, конкретизировать требования работодателей и учесть их при подготовке студентов, с другой стороны проанализировать работу предприятия с учетом современных форм и методов организации деятельности предприятия. Таким образом, это является взаимовыгодной формой сотрудничества между колледжем и предприятиями.

2. Внедрение практико-ориентированного подхода в учебный процесс предполагает кардинальное изменение организации самого учебного процесса.
В процессе профессиональной подготовки специалистов актуальной является проблема усиления практической части (практико-ориентированности) обучения будущих специалистов. Решение этой задачи на уровне системы среднего профессионального образования возможно через внедрение и применение новых форм и методов обучения. В формируемой инновационной обучаемой среде наблюдаются увеличения сложности образовательной системы, что подтверждается появлением её нового качества, новых элементов, новых образовательных маршрутов, новых трансдисциплинарных технологий.

Трансдисциплинарный подход открывает широкие возможности взаимодействия многих дисциплин и практических задач при решении комплексных проблем, связанные сложными нелинейными обратными связями. «Трансдисциплинарный» трактуется как высокий уровень образованности, разносторонности, универсальности. Такой подход открывает широкие возможности взаимодействия многих дисциплин. Это позволяет выполнить определённые изменения или перегруппировку элементов образовательной программы любой специальности.

Практико-ориентированные задания являются новой формой практических заданий.. Учитывая нынешний контингент студентов, назрела острая необходимость разработки практико-ориентированных заданий по общеобразовательным и общепрофессиональным дисциплинам СПО. Особенностью этих заданий является то, что их невозможно составить без помощи преподавателей других цикловых комиссий. Так, при подготовке студентов, обучающихся по специальности «Организация перевозок и управление на транспорте» широко используются математические модели решения транспортно-логистических задач. Задания были совместно разработаны группой преподавателей, в которую вошли преподаватели математики, информатики и специальных дисциплин. Выполнение таких комплексных заданий не только способствуют закреплению навыков и умений, но и вызывают интерес у студентов .

С учетом практико-ориентированного подхода существенные изменения происходят в лабораторной базе предметно-цикловой комиссии по укрупнённой группе специальностей 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта. При выполнении лабораторных и практических работ активно используются программные продукты, ориентированных на развитие межпредметных связей и имеющих непосредственную профессиональную направленность.

Стратегические направления социально-экономического развития России обуславливают существенные перемены в системе профессионального образования. Профессиональная подготовка рабочих, служащих, специалистов является основой не только успешного функционирования традиционных секторов экономики, но и основой для реформирования и модернизации производств в соответствии с инновационным технологическим оснащением.

Практико-ориентированность в системе профессионального образования – ключевая тенденция, направленная на обеспечение качества подготовки кадров для современной экономики. Приоритетность построения траектории профессионального образования с применением элементов системы дуального обучения связана с развитием российской промышленности и, в целом, отечественной экономики, требующей системного совершенствования подготовки квалифицированных рабочих кадров

Список литературы:
1. Канаева Т. А., Профессиональные составления студентов СПО в контексте практико-ориентировочных технологий, Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), № 12(20), 2012, www.sisp.nkras.ru
2. Скамницкий А. А., Модульно-компетентостный подход и его реализация в среднем профессиональном образовании, М., 2006–247 с.
3. Пономарева Л. Н. Обзорный анализ применения модульного обучения в процессе профессиональной подготовки специалистов в вузе. http//science.nstu.ru/hs/09
4. Концепция ФГОС СПО четвертого поколения (проект). М. 2015 Подласый, И. П.
5. Дороничева Р. М., Иващенко Г. А. Практико-ориентированный подход в подготовке конкурентоспособных специалистов в системе СПО [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 167-170. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/209/11392/

Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar