Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2018 » Декабрь » 4

Адаптация содержания образования в колледже к изменяющимся производственным и общественным отношениям, их ориентация на практический эффект

Байкова Татьяна Витальевна, преподаватель
ГАПОУ РК «Крымский многопрофильный колледж»
г. Симферополь, Республика Крым


Аннотация: в статье определяются основные направления ориентации образовательного процесса на практическую эффективность;
Ключевые слова: адаптация, практикоориентированность, инвестирование, бизнес-планирование, индивидуальное предпринимательство, проектная работа, экономические санкции.


Актуальность темы обусловлена необходимостью осваивания навыков по самостоятельному применению полученных знаний и умений на практике по экономическим специальностям не только для выполнения своих должностных обязанностей в будущем, а также для анализа общей экономической и политической ситуации; понимания причин происходящих экономических событий (что особо актуально в настоящее время), а также прогнозирования наиболее вероятных путей развития экономических процессов; принятия собственных решений, не ограничиваясь при этом только рамками своего рабочего места [4, c. 26]; создания своего бизнеса.

Цель: формирование осознания обучающимися того, что получив экономическое образование, выпускник учебного заведения должен стать экономистом-практиком в широком смысле этого слова, т. к. практикоориентированность образовательного процесса – это гарантия конкурентоспособности выпускника колледжа.

Задачи:
1) Выделить основные направления адаптации содержания образовательного процесса к изменяющимся производственным и общественным отношениям;
2) Определить основные направления ориентации образовательного процесса на практическую эффективность;
Объект исследования: основные направления адаптации содержания образования изменяющимся производственным и общественным отношениям, их ориентации на практическую эффективность.
Предмет исследования: влияние изменения производственных и общественных отношений на практикоориентированность образования.

Экономическая наука вместе со способностью к аналитическому мышлению и широким кругозором личности в области права, истории, географии, социологии, математики и даже философии предполагает, что полноценное экономическое практикоориентированное образование позволит выпускникам выполнять следующие задачи:
1) разбираться в экономических законах и законах развития общества в целом;
2) уметь анализировать экономические данные и информацию, а в частности, статистические данные и давать им правильную оценку и интерпретацию;
3) уметь мыслить не только в соответствии с логическими законами, но и обладать даром экстраполяции, т.е. распространять выводы из сегодняшних данных на будущее развитие ситуации с учетом действия различных факторов (постоянных и переменных).

Исчерпывающее определение экономической специальности и экономистам дал знаменитый экономист Джон Мейнард Кейнс: настоящий экономист – это знаток своего дела, наделенный разнообразными дарованиями: он должен быть математиком, государственным деятелем, философом, историком,... Должен уметь размышлять о частностях в понятии общего и обращать полет своей мысли как к абстрактному, так и конкретному. Он должен анализировать настоящее в свете прошлого - ради будущего. Ни одна черта человеческой натуры или созданных человеком институтов не должна оставаться за пределами его восприятия.

В настоящее время достаточно высока конкуренция практически во всех профессиональных сферах и экономика не является исключением. Одним из факторов такого положения дел является то, что за последние несколько десятилетий крымскими (и не только) средними и высшими учебными заведениями было выпущено достаточно большое количество выпускников экономических специальностей, а в период экономического спада спрос на этих специалистов, к тому же не имеющих опыта работы, резко сократился. Стремительно изменяются производственные и общественные отношения.

При этом одним из основных преимуществ в конкурентной борьбе за рабочее место является уровень профессиональной подготовки выпускника колледжа.
Очень приветствуется владение иностранными языками, т.к. внешняя деловая среда достаточно гибка и подвержена изменениям под влиянием социально-политических и экономических процессов. Как результат - создаются новые международные экономические связи, что предполагает профессиональное, деловое общение с потенциальными зарубежными партнерами и инвесторами. Необходимо отметить, что сейчас для Республики Крым весьма актуальны вопросы инвестирования, как одного из важнейших направлений развития нашего региона.

В современном цифровом мире невозможно не уделить особое внимание владению специализированными компьютерными программами в сфере экономики, которые значительно облегчают труд экономиста и сокращают затраты его времени на выполнение заданий, но это требует повышенной компьютерной грамотности специалиста.
В условиях жесткой конкуренции глубоких, но при этом узких знаний становиться недостаточно для карьерного роста в экономической сфере. Для этого также необходима обширная культура, которую дает гуманитарное образование.

На всех занятиях по изучению экономических дисциплин в колледже в соответствии с ФГОС (в которых четко указано, что должны знать и уметь обучающиеся по окончанию изучения дисциплины или модуля), развиваются и прививаются навыки и умения, необходимые для получения экономического образования и реализации профессии экономиста.
Так, в соответствии с ФГОС СПО по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет по отраслям» выделена область профессиональной деятельности выпускников: учет имущества и обязательств организации, проведение и оформление хозяйственных операций, обработка бухгалтерской информации, проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами, формирование бухгалтерской отчетности, налоговый учет, налоговое планирование [6].
В соответствии с ФГОС СПО по специальности 38.02.06 «Финансы» - область профессиональной деятельности выпускников – это организация и осуществление деятельности финансовых, планово-экономических и налоговых служб организаций различных организационно-правовых форм, финансово-экономических служб органов государственной власти и местного самоуправления [5].

Для успешной реализации образовательных программ по специальным дисциплинам в колледже используются различные способы освоения нового учебного материала в виде определенных форм занятий: лекции, практические занятия, самостоятельная работа студентов, участие в семинарах, подготовка рефератов, докладов, самостоятельное изучение определенных тем по дисциплинам. Обучающиеся также имеют возможность принимать участие в профильных олимпиадах, конкурсах, научных конференциях и прочих мероприятиях, выявляющих не только полученные ими знания, но и личностные качества, необходимые для профессии экономиста, а также творческий потенциал и нестандартное мышление.

Особое внимание в связи с темой данной статьи хочется уделить такой учебной дисциплине, как бизнес-планирование. Бизнес-планирование является одной из завершающих дисциплин, требующей именно практического применения полученных экономических знаний, умений и навыков. Разработка бизнес-плана требует значительных умственных усилий, времени, воли и терпения [2, c. 176], а также применения умений и навыков, полученных по менеджменту, маркетингу, анализу финансово-хозяйственной деятельности, статистике, бухгалтерскому учету, налогообложению, праву, психологии, математике, информационным технологиям и т. п. Данная дисциплина является некоторым индикатором способности человека с экономическим образованием применить его на практике в реальной жизни.

Особенно актуальным бизнес-планирование является для развития малого и среднего бизнеса в условиях рыночной экономики. Некоторые выпускники, получившие экономическое образование хотят заняться индивидуальным предпринимательством и организовать свой бизнес, для чего необходимо заранее спланировать и просчитать все возможные затраты и риски, связанные со становлением «своего дела», изучить правовое поле в данной области, просчитать все возможные экономические показатели, четко и детально продумать политику маркетинга, способы привлечения и удержания потенциальных клиентов на предлагаемые товары и услуги, сопоставить ожидаемые доходы с расходами, оценить их реальность, детально изучить налоговое законодательство в своей области и в итоге сделать верный и адекватный вывод о своих возможностях в начинании, сохранении, «удержании» и расширении потенциального бизнеса.

В условиях рыночной экономики невозможно добиться успешных результатов в бизнесе, если эффективно не планировать его развитие, не собирать и постоянно анализировать информацию о своих перспективах и возможностях, о состоянии целевых рынков, базы клиентов, положении и уровне конкурентов и т.д. Успех коммерческой деятельности также зависим от влияния внешних и внутренних факторов, которые необходимо учитывать и серьезно анализировать [3, c. 16].

Бизнес-план представляет собой, документ, описывающий аспекты будущего коммерческого предприятия, анализирующий проблемы, с какими оно может столкнуться, а также определяющий пути их решения. Главное его достоинство в том, что этот системный документ отражает перспективу развития и дает ответ на вопрос, стоит ли вкладывать капитал именно в этот бизнес и принесет ли он ожидаемые доходы [7, c. 452]. Тем более что, при рыночных отношениях за все негативные последствия хозяйственной деятельности, в том числе и за просчеты в планировании, ответственность несет само предприятие. Бизнес-план выступает одновременно в качестве поисковой, научно-исследовательской и проектной работы.

Особо актуально эта проблема обозначилась именно в настоящее время, в период интеграции Республики Крым в экономические, правовые и политические реалии Российской Федерации.
В качестве вывода необходимо отметить, что настоящая внешняя среда очень динамична и агрессивна, множество факторов, таких как колебание курса национальной валюты, цены на энергоносители, инфляция, переориентирование рынков сбыта, экономические санкции, логистика и т. д. делают ситуацию очень неопределенной, а прогнозирование крайне сложным. Поэтому современная реальность требует максимально компетентного и грамотного применения экономических знаний, приобретенных посредством получения экономического образования.

Практическая значимость работы исходит из того, что постепенно усиливаются требования к конкурентоспособности выпускников, их способности к самостоятельной практической работе на предприятиях и в организациях в условиях быстро меняющихся производственных и общественных отношений, что должна обеспечить в определенной мере адаптация образовательного процесса к новым условиям. Поэтому рекомендуется приучать обучающихся интересоваться происходящими экономическими процессами в РФ и в мире, пытаться анализировать их причины и прогнозировать последствия, что в совокупности с полученными знаниями по специальным и общеобразовательным дисциплинам за время обучения в колледже и приобретенными навыками на практических занятиях и при прохождении производственных и преддипломных практик позволит сформировать конкурентоспособного специалиста в условиях меняющихся производственных и общественных отношений. Тем более, как показывает педагогический опыт, большинство обучающиеся весьма охотно пытается вникать в суть происходящих явлений и событий, с инициативой выражают свое мнение, вступают в дискуссии друг с другом и преподавателем, т.к. понимают, что их будущее неразрывно связано с экономическими процессами, протекающими в настоящее время.

Таким образом, из всего вышесказанного и в соответствии с поставленными целями данной работы можно выделить следующие направления адаптации содержания образовательного процесса к изменяющимся условиям внешней среды и его ориентации на практическую эффективность:
1) углубленное освоение обучающимися прикладных специализированных компьютерных программ;
2) расширение кругозора обучающихся посредством гуманитарных дисциплин, позволяющих в комплексе с экономическими знаниями понимать и анализировать причинно-следственные связи происходящих экономических процессов;
3) проведение вместе с обучающимися анализа происходящих политических и экономических явлений и прогнозирование их возможных последствий;
4) применение полученных знаний, умений и навыков за время обучения в колледже и прохождения производственных и преддипломных практик при разработке бизнес-планов, курсовых и дипломных проектов, что является индикатором применения экономических знаний на практике;
5) уделение особого внимания предложениям обучающихся по усовершенствованию ведения бухгалтерского учета и анализа финансово-хозяйственной деятельности в рамках их участия в конференциях, семинарах, работе над курсовыми и дипломными проектами.

В заключении необходимо отметить, что «экономика знаний» в общем - это образование, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, информационные технологии и т.п. Всё это вкладывает в человека знания, необходимые для его конкурентоспособности и эффективного труда. И хотя часто главным источником экономического роста называют инвестиции в основные фонды - машины и оборудование, сооружения и здания, - всё это мертво без приложения человеческого труда, его знаний и умений [1].

Техника решала всё в эпоху индустриального развития, но в современную эпоху постиндустриального развития основной становится сфера «экономики знаний». Доля услуг в мире в создании ВВП достигает 75-80%, и среди этих услуг около 50% занимают интеллектуальные. В России услуги пока вносят лишь 60% в объём ВВП, среди них преобладает торговля (20%), а «экономике знаний» отведено всего лишь около 15%. По данным Всемирного банка, затраты на образование у нас составляют всего 4,1% ВВП [1].

В важнейших отраслях экономики, таких как машиностроение, электроника, химия, высокотехнологичная медицина и пр., используется оборудование такой сложности, что эффективная и результативная работа на нём возможна только для профессионалов высокого уровня, причём обладающих несколькими специальностями.
Динамичное развитие экономики невозможно без перехода к политике форсированных инвестиций в основные фонды и человеческий капитал.

Список использованной литературы:
1. Аганбегян А. //Еженедельник «Аргументы и факты». – 13.07. 2016. - №28 - Режим доступа:
http://www.aif.ru/money/opinion/kapital_mozga_ekonomiku_vytyanut_nauka_i_obrazovanie, свободный. - Капитал мозга. Экономику «вытянут» наука и образование.
2. Бизнес – планирование: учебно-методический комплекс / А. М. Лопарева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ФОРУМ, 2016. – 176 с. – (Профессиональное образование).
3. Иванов, Г. Г. Организация коммерческой деятельности : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Г. Г. Иванов. – М.: Издательский центр «Академия», 2015.- 304 с.
4. Маркетинг: Учебное пособие / А. А. Романов, В. П., Басенко, Б. М. Жуков. – М.: издательско-торговая корпорация «Дашков и К». 2016.
-440 с.
5. Об утверждении федерального стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.06 «Финансы» [Электронный ресурс] : приказ Министерства образования и науки РФ от 28.07.2014 №836. – Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
6. Об утверждении федерального стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» [Электронный ресурс] : приказ Министерства образования и науки РФ от 28.07.2014 №832. – Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
7. Синяева, И. М. Маркетинг торговли: Учебник / И. М. Синяева , С. В. Земляк, В. В. Синяев. – 4-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2016.- 752 с.
8. Синяева, И. М. Маркетинг в коммерции: Учебник / И. М. Синяева , С. В. Земляк, В. В. Синяев; под ред. Л. П. Дашкова. – 4-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2016.- 548 с.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar