Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2018 » Декабрь » 8

Особенности преподавания экономической теории в СПО

Рыженкова Олеся Александровна
Ликино-Дулевский политехнический колледж –филиал ГГТУ

Ключевым звеном экономического образования является освоение экономической теории. Ее преподавание в качестве базовой дисциплины в экономическом образовании в нашей стране делает актуальным вопрос о применимости моделей экономической теории к российской экономической реальности. Не освещая в стандартном курсе экономической теории примеры практического применения экономических знаний, не возможно всесторонне подготовить экономистов-практиков.

Во все времена существует проблема взаимозависимости экономического образования и хозяйственной деятельности в обществе. Естественно, что обусловлена необходимость тесной взаимосвязи экономической теории и ее преподавания, с одной стороны, и хозяйственной практики, - с другой. Тем не менее разрыв между ними практически всегда велик.[7].

Фундаментальность экономического образования обеспечивается основательностью изучения экономической теории.
Следует учитывать, что современная экономическая теория - не монолит, она представляет собой совокупность различных школ и направлений. Однако преподавание экономической теории должно быть системным и цельным. Именно такой подход к преподаванию позволяет рассчитывать о наиболее эффективном воздействии экономического образования на реальную экономическую политику.

Важнейшей целью преподавания экономической теории является формирование экономического мышления. Это означает, что студенты научаются понимать смысл и мотивы деятельности участников экономического процесса, их взаимную зависимость в обмене, методы достижения эффективных результатов. Важно также понимание принципов работы рыночного механизма, его возможностей и ограничений, роли государственной политики.
Опыт реальной экономической жизни и экономической политики в различных странах, включая и Россию за длительный исторический период свидетельствует о том, что наибольшие экономические результаты достигаются при опоре на сочетание различных экономических школ и их направлений. Причиной этого выступает развитие смешанной экономики.

Кризисные явления в мировой экономике вынуждают искать решение многочисленных проблем также в сочетании различных теоретических подходов и взглядов. Всеобщность рыночных отношений в мире и все большее развитие глобализации объективно повышают роль экономической науки в формировании национальной и международной экономической политики.

Высшее экономическое образование по своему содержанию и форме позволяет в наибольшей мере быть готовым к современным вызовам на различных уровнях хозяйствования - корпоративном, национальном, международном.
За 100 лет существенно расширилась предметная область экономической теории, охватив различные уровни и аспекты экономической реальности.[1].

Если классическая политэкономия фокусировала свое внимание на народнохозяйственных системах в состоянии равновесия, то теперь в арсенале экономиста есть теории, характеризующие явления микро- и макроуровней, равновесные и неравновесные состояния, инерционные и эволюционные процессы. Экономика исследуется и со стороны общественного продукта как результата хозяйственной деятельности, и с точки зрения поведения ее участников, и в аспекте направляющей такое поведение институциональной среды. [1].

При этом обучение экономической теории в вузах нашей страны ведется по стандартным учебникам общей направленности. Преподаются курсы экономической теории, микроэкономики и макроэкономики, т.е. то, что в других странах обычно объединяют понятием «общая экономика» или просто «экономика». Рынок буквально переполнен учебниками и учебными пособиями этого типа. В самом деле, курсы экономики, преподаваемее с начала 90-ых годов XX века объясняли, как фирма максимизирует свою прибыль, сколько продукции она должна в данной связи выпускать и какой объем ресурсов ей надо привлекать. Однако в них не говорилось о специфике постсоветской России, о возникшем противоречии между теорией и нуждами хозяйственной жизни именно в нашей стране, что сформировало проблему в отношении подготовки экономистов-практиков.

При подготовке студентов-экономистов обязательно должны учитываться национальные педагогические традиции и запросы будущих работодателей наших выпускников. Необходимо качественно совершенствовать существующий учебный процесс: переходить к преподаванию теории четко ориентированному на практику. Необходимо обеспечить преобладание реалистических экономических моделей в российском экономическом образовании.

Ориентированное на подготовку экономистов-практиков обучение экономической теории должно отличаться следующими чертами:
1. Явно выраженная (эксплицитная) демонстрация роли экономической теории в качестве методологической основы эффективной практической деятельности. Практик всегда ориентирован на прямое использование знания.[8]. Необходимо задать вопросы, о том какую практическую пользу студенту принесет знание того или иного раздела экономической теории в хозяйственной деятельности. Например, описывая принципы ведения переговоров, можно упомянуть «ящик Эджуорта», объясняя студентам суть знаменитой диаграммы, не просто ввести понятие «зоны возможного соглашения» и «кривой контрактов», а объяснить их взаимосвязь с тупиками в переговорном процессе и со способами преодоления таких ситуаций. Таким образом слияние теории и практики происходит с самого начала процесса обучения, становится его неотъемлемой составляющей, а не вносится на финальных стадиях подготовки специалистов.[8].
2. Устранение наиболее явно противоречащих практике допущений. Приложение теории к практике – сложнейшая задача, что предопределяется самими методологическими основами теории. Рекомендации, предельно понятные в рамках самой модели, могут быть трудно применимы в реальной обстановке.
Так например, в реальных условиях рынка действуют практически только многопродуктовые фирмы, а в курсе экономической теории используется как пример однопродуктовая модель. Любой маленький продуктовый магазин торгует многими видами товаров, авторемонтная мастерская выполняет различные виды работ, не говоря о крупных промышленных предприятиях. Там производят десятки наименований продукции, а значит несмотря на то что логика максимизации прибыли в однопродуктовой и мультибизнесных (многопродуктовых, многозаводских, многорыночных) фирмах в своей основе одинакова, средний выпускник вуза практически не в состоянии применить изучаемое на практике.
3. Подача материала экономической теории в предпринимательском ключе. Предприниматель является связующем звеном между интересами потребителя и производителя. Он постоянно выявляет неудовлетворенные рыночные потребности, а рынок нуждается в новых товарах, новых технологий, новых методов ведения дел, и предприниматель переориентирует ресурсы в нужном направлении. а наградой предпринимателя становится прибыль. Для ее достижения необходимо использовать механизм принятия нестандартных решений.

Итак, в основу обучения экономической теории должны быть положены и идеальная модель рыночной экономики, и принципы решения реальных хозяйственных задач. Системность экономического образования помогает всестороннему восприятию действительности и перспектив ее изменения. Взаимозависимость хозяйственных процессов, их обусловленность, с одной стороны, сложившимися закономерностями, а с другой – субъективными действиями реальных людей, объективно повышает роль фундаментальной подготовки руководителей и профессионалов разного уровня в иерархии управления государственных и негосударственных структур. [13].

Всеобщность рыночных принципов предполагает экономическую оценку или обоснование любых действий в обществе. Это означает, что существует своеобразная рыночная атмосфера формирования человека на всем образовательном пути: семья - школа - вуз - работа. Наработки отечественной и педагогической мысли в данной сфере содержат потенциал, достаточный для самостоятельной творческой реализации общемировой тенденции сближения экономической теории и хозяйственной практики. [13].

Экономика не развивается по шаблонам, хотя в хозяйственных процессах обнаруживается немало закономерностей, тенденций, существуют объективные экономические законы. Материал для экономических ситуаций не должен быть условным. Однако, его следует специально готовить для учебных целей. Ситуация для обсуждения должна содержать проблему, поставленную таким образом, что допускается не одно-единственное решение. Это одно из основных условий, стимулирующих дискуссию при обсуждении. Ситуация должна содержать материал, дающий основание для аргументов участникам полемики. Совсем хорошо, когда участники могут подтвердить свои суждения расчетами.
Ситуационный анализ, умело организованный, значительно повышает интерес студентов к экономической теории.
Подготовка такой эффективной формы изучения экономической теории (не только собственно материала ситуации, но и сопровождающей его методической разработки) чрезвычайно трудоемка для преподавателя и требует учета в нагрузке. Она трудоемка и для студента и требует отражения в учебном плане.

В других ситуациях в курсе экономической теории целесообразно лишь наметить общее направление решения проблемы, отсылая студента «за подробностями» к специальным дисциплин. Причем эти отсылки должны быть сделаны в явной и конкретной форме. Так, в курсе макроэкономики неуместно объяснять суть регрессионного анализа, изучаемого в таких-то разделах математики. Подобный способ изложения теории представляется принципиально важным именно для практиков. Овладение экономической теорией в немалой степени полезно для них тем, что помогает понять «где и что лежит» в разросшихся до почти необозримых размеров совокупности экономических наук.
Однако даже в тех случаях когда важный раздел экономической теории слабо применим на практике, важно не замалчивать трудности, а в открытой форме обсуждать их причины.

Право упрощать реальность в курсе теории должно иметь некий лимит. Описание главных черт реальной экономики (а не только красивых моделей) и их введение в общетеоретический контекст – важнейшая задача вузовского преподавания экономической теории практикам.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar