Меню Международное интернет - издание ISSN: 2409-4455
Современно Перспективно Оперативно
Назад » » » 2018 » Декабрь » 22

Организация учебно–исследовательской работы студентов

Здробилко Светлана Викторовна
Курасбедиани Елена Ивановна

преподаватели
ГБПОУ ВПК им. В.И. Вернадского, г. Волгоград, Волгоградская область


Аннотация: в статье рассмотрены основные направления учебно-исследовательской деятельности студентов колледжа, а также вопросы организации данной деятельности.
Ключевые слова: учебно-исследовательская деятельность, кружковая работа, проектные технологии.

Современному обществу требуются специалисты, способные творчески подходить к решению различных проблем, анализировать их и принимать решения в нетипичных ситуациях. Среднее профессиональное учебное заведение готовит студентов, прежде всего, к практической деятельности, особенности которой заключаются в том, что невозможно дать студенту все знания, умения, необходимые для выполнения профессиональных функций. Поэтому овладение навыками исследовательской деятельности становится важным показателем готовности к профессиональной деятельности. Значение исследовательской деятельности обусловлено и тем обстоятельством, что закон «Об образовании в РФ» № 273 – ФЗ от 29.12.2012 г. предусматривает участие в исследованиях студентов всех типов образовательных организаций с целью предоставления им равных прав в развитии их творческих способностей и удовлетворении их интересов [3].

В Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы отмечено, что «важной задачей системы образования станет ориентация образовательных программ на обучение навыкам, необходимым для инновационной деятельности, включая аналитическое и критическое мышление, стремление к новому, способность к постоянному самообучению, ... креативность и предприимчивость, а также готовность к работе в высококонкурентной среде» [1].

Учебно-исследовательская деятельность (УСН) - это деятельность студентов, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановка проблемы, изучение теории, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.

Учебно-исследовательская деятельность преследует следующие цели:
- расширение кругозора студентов в области достижений отечественной и зарубежной науки;
- выявление наиболее одарённых студентов в разных областях науки и развитие их творческих способностей;
- активное включение студентов колледжа в процесс самообразования и саморазвития;
- совершенствование умений и навыков самостоятельной работы студентов, повышение уровня знаний и эрудиции в интересующих областях науки;
- совершенствование процесса обучения и профессионального становления;
- формирование навыков публичного выступления;
- ориентация на заинтересованность в будущей профессии.

Основными формами учебно-исследовательской работы в Волгоградском политехническом колледже имени В.И. Вернадского являются:
- подготовка рефератов, докладов с обзором научных достижений в профессиональной области;
- участие студентов в лабораторно-практических занятиях;
- участие студентов в работе кружков
- курсовое и дипломное проектирование;
- участие в научных семинарах, конференциях, смотрах-конкурсах научных и учебно-исследовательских работ, олимпиадах по дисциплинам и специальности;
- участие в городских, региональных и международных научных конференциях.

Структурными элементами учебно-исследовательской работы студентов ВПК являются:
- кружковая работа;
- проведение недель специальностей;
- самостоятельная работа.

Предметные кружки организуются с целью расширения и углубления знаний студентов по различным дисциплинам и развития у них интереса к соответствующим сферам деятельности.
Кружки действуют на основании «Положения о конструкторской, творческой и исследовательской работе студентов». План работы кружка составляется руководителем кружка и утверждается на заседании предметно – цикловой комиссии. В ВПК имени В.И. Вернадского заседания кружков проходят ежемесячно, каждую вторую среду.
Кружковая работа включает в себя:
1 Исследовательские работы, которые направлены на изучение социальных аспектов жизни студентов колледжа, их учебной деятельности и профессиональной подготовки.
Тематику этих работ определяют сами студенты, но нередко предлагают свои темы преподаватели различных дисциплин, учебный отдел, методический совет, литературный и военно—патриотический клуб, общежитие. Проведение этих исследований могут быть приурочены к определенным датам. Например: «Кто на свете всех милей» - ко дню Святого Валентина, «Отношение к переписи населения» - к Всероссийской переписи населения, и т. д.
Кроме того, осуществляется мониторинг - наблюдение, предполагающее отслеживание состояния определенных проблем: курения, наркомании, пристрастия к алкоголю, социального положения семей студентов, проблем с учебой.
В рамках кружков выполняются исследовательские работы с разнообразной тематикой: отношение к своему здоровью, выбор будущего избранника, обследование состава и социального положения семей студентов, трудности студенческой жизни, моя профессия, пристрастие к спиртному и проведение досуга студентами общежития, отношение студентов ВПК к службе в армии, к изучению иностранных языков, к спорту, к ранним и гражданским бракам.
2 Научно - практическая деятельность направлена на более глубокое изучение отдельных вопросов экономики, бухгалтерского и налогового учета и использование этих данных для профессионального совершенствования.
Примером этой деятельности может служить работа по организации учетной политики для целей налогообложения в связи с переходом Российского бухгалтерского учета на международные стандарты.
3 Прикладные работы способствуют методическому оснащению дисциплин материалами, необходимыми для осуществления обучения и контроля знаний студентов: разработка тестов, раздаточного и иллюстрационного материала.

В рамках кружков студентами были составлены презентации специальностей «Экономика и бухгалтерский учет», «Логистика» и «Право и организация социального обеспечения», которые активно используются в профориентационной работе.
С целью развития творческой активности студентов, повышения интереса к выбранной профессии на кафедре проводятся «Недели специальности» и предметные дни, охватывающие студентов всех курсов экономического отделения.

Программа этих недель включает проведение разнообразных конкурсов, олимпиад, экспозиций, семинаров, игр.
Очень насыщенно в нашем колледже проходят День финансовой грамотности, День бухгалтера, Международный День менеджера, День статистики.

Следующим направлением учебно-исследовательской деятельности студентов является самостоятельная работа.
Самостоятельная работа является одним из видов учебных занятий студентов и проводится с целью:
- систематизации и закрепления полученных знаний и умений;
- углубления и расширения теоретических знаний;
- формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
- развития исследовательских умений.

Основными формами самостоятельной работы являются работа со справочной и нормативной литературой, компьютерными консультационными программами (Гарант, Главбух, Консультант) подготовка рефератов, докладов, сообщений, тематических кроссвордов, проектов и их защита на семинарах, конференциях, «круглых столах», а также решение ситуационных задач и подготовка к деловым играм.

Деловая игра относится к активным методам обучения, способствующим развитию коммуникативных качеств, инициативности, самостоятельности, умения принимать решения на основе анализа ситуаций, выполнять профессиональные функции в ходе имитационной деятельности [2].
Деловая игра очень часто используется преподавателями колледжа на различных занятиях. Например, комплексная защита учебных практик по двум модулям УП 03 «Расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами» и УП 04 «Составление и использование отчетности», проводится в форме деловой игры.

Не менее интересной формой самостоятельной работы студентов является решение ситуационных задач. Они могут быть составлены как по отдельным предметам, так и в сквозном варианте, затрагивающие несколько дисциплин.
Ситуационные задачи это методический прием, включающий совокупность условий, направленных на решение практически значимой ситуации с целью формирования общих и профессиональных компетенций, соответствующих основным видам профессиональной деятельности. Этот прием активно используется при изучении многих дисциплин экономического цикла.

Очень широко в колледже представлена проектная деятельность студентов как элемент учебно-исследовательской деятельности.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления [2].
Работа по данной технологии дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.
Одним из примеров применения данной технологии является проекты по междисциплинарному курсу «Основы бухгалтерского учета» и дисциплине «Организация и технология отрасли», которые разрабатывали студенты экономической специальности.

К основным характеристикам данного проекта можно отнести следующие:
1. Проект является групповым. Это позволяет учитывать индивидуальные особенности студентов при распределении обязанностей, а также обучает их кооперировать свои усилия в процессе совместного решения сложных творческих задач;
2. По характеру поисковой деятельности проект относится к творческим, т.к. направлен на разработку продуктов совместной деятельности, представляемых в творческой форме – в виде творческого отчета, включающего техническую и экономическую документацию;
3. Поскольку в рамках проекта охватывается две дисциплины, его можно отнести к междисциплинарному;
4. По срокам проведения проект является долгосрочным. Его разработка занимает более месяца и проходит во внеурочное время.

Для студентов, занимающихся учебно-исследовательской деятельностью, очень важное значение имеет публичное представление результатов своей работы, признание ее социальной значимости.
Поэтому результатом УИД по всем перечисленным направлениям является участие студентов в конференциях, олимпиадах, смотрах-конкурсах, семинарах на уровне кафедры и колледжа.
Например, участие в научно – практической конференции, которая является заключительным этапом учебно-исследовательской работы и демонстрирует, насколько серьезно работает учебное заведение в данном направлении деятельности.

Итогом всей работы является участие студентов колледжа в городских и областных научно-практических конференциях, смотрах-конкурсах и в других мероприятиях.

Список литературы
1. Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. No 2765 – р. // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
2. Пастухова И.П., Тарасова Н.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учеб.-метод.пособие для студ. средн. проф. учеб. заведений. М.: Издательский центр "Академия", 2010. 160 с.
3. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29.12.2012 года (с изменениями). // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar