- 22.12.2018
- 10372 Просмотра
- Обсудить
Здробилко Светлана Викторовна
Курасбедиани Елена Ивановна
преподаватели
ГБПОУ ВПК им. В.И. Вернадского, г. Волгоград, Волгоградская область
Курасбедиани Елена Ивановна
преподаватели
ГБПОУ ВПК им. В.И. Вернадского, г. Волгоград, Волгоградская область
Аннотация: в статье рассмотрены основные направления учебно-исследовательской деятельности студентов колледжа, а также вопросы организации данной деятельности.
Ключевые слова: учебно-исследовательская деятельность, кружковая работа, проектные технологии.
Современному обществу требуются специалисты, способные творчески подходить к решению различных проблем, анализировать их и принимать решения в нетипичных ситуациях. Среднее профессиональное учебное заведение готовит студентов, прежде всего, к практической деятельности, особенности которой заключаются в том, что невозможно дать студенту все знания, умения, необходимые для выполнения профессиональных функций. Поэтому овладение навыками исследовательской деятельности становится важным показателем готовности к профессиональной деятельности. Значение исследовательской деятельности обусловлено и тем обстоятельством, что закон «Об образовании в РФ» № 273 – ФЗ от 29.12.2012 г. предусматривает участие в исследованиях студентов всех типов образовательных организаций с целью предоставления им равных прав в развитии их творческих способностей и удовлетворении их интересов [3].
В Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы отмечено, что «важной задачей системы образования станет ориентация образовательных программ на обучение навыкам, необходимым для инновационной деятельности, включая аналитическое и критическое мышление, стремление к новому, способность к постоянному самообучению, ... креативность и предприимчивость, а также готовность к работе в высококонкурентной среде» [1].
Учебно-исследовательская деятельность (УСН) - это деятельность студентов, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановка проблемы, изучение теории, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.
Учебно-исследовательская деятельность преследует следующие цели:
- расширение кругозора студентов в области достижений отечественной и зарубежной науки;
- выявление наиболее одарённых студентов в разных областях науки и развитие их творческих способностей;
- активное включение студентов колледжа в процесс самообразования и саморазвития;
- совершенствование умений и навыков самостоятельной работы студентов, повышение уровня знаний и эрудиции в интересующих областях науки;
- совершенствование процесса обучения и профессионального становления;
- формирование навыков публичного выступления;
- ориентация на заинтересованность в будущей профессии.
Основными формами учебно-исследовательской работы в Волгоградском политехническом колледже имени В.И. Вернадского являются:
- подготовка рефератов, докладов с обзором научных достижений в профессиональной области;
- участие студентов в лабораторно-практических занятиях;
- участие студентов в работе кружков
- курсовое и дипломное проектирование;
- участие в научных семинарах, конференциях, смотрах-конкурсах научных и учебно-исследовательских работ, олимпиадах по дисциплинам и специальности;
- участие в городских, региональных и международных научных конференциях.
Структурными элементами учебно-исследовательской работы студентов ВПК являются:
- кружковая работа;
- проведение недель специальностей;
- самостоятельная работа.
Предметные кружки организуются с целью расширения и углубления знаний студентов по различным дисциплинам и развития у них интереса к соответствующим сферам деятельности.
Кружки действуют на основании «Положения о конструкторской, творческой и исследовательской работе студентов». План работы кружка составляется руководителем кружка и утверждается на заседании предметно – цикловой комиссии. В ВПК имени В.И. Вернадского заседания кружков проходят ежемесячно, каждую вторую среду.
Кружковая работа включает в себя:
1 Исследовательские работы, которые направлены на изучение социальных аспектов жизни студентов колледжа, их учебной деятельности и профессиональной подготовки.
Тематику этих работ определяют сами студенты, но нередко предлагают свои темы преподаватели различных дисциплин, учебный отдел, методический совет, литературный и военно—патриотический клуб, общежитие. Проведение этих исследований могут быть приурочены к определенным датам. Например: «Кто на свете всех милей» - ко дню Святого Валентина, «Отношение к переписи населения» - к Всероссийской переписи населения, и т. д.
Кроме того, осуществляется мониторинг - наблюдение, предполагающее отслеживание состояния определенных проблем: курения, наркомании, пристрастия к алкоголю, социального положения семей студентов, проблем с учебой.
В рамках кружков выполняются исследовательские работы с разнообразной тематикой: отношение к своему здоровью, выбор будущего избранника, обследование состава и социального положения семей студентов, трудности студенческой жизни, моя профессия, пристрастие к спиртному и проведение досуга студентами общежития, отношение студентов ВПК к службе в армии, к изучению иностранных языков, к спорту, к ранним и гражданским бракам.
2 Научно - практическая деятельность направлена на более глубокое изучение отдельных вопросов экономики, бухгалтерского и налогового учета и использование этих данных для профессионального совершенствования.
Примером этой деятельности может служить работа по организации учетной политики для целей налогообложения в связи с переходом Российского бухгалтерского учета на международные стандарты.
3 Прикладные работы способствуют методическому оснащению дисциплин материалами, необходимыми для осуществления обучения и контроля знаний студентов: разработка тестов, раздаточного и иллюстрационного материала.
В рамках кружков студентами были составлены презентации специальностей «Экономика и бухгалтерский учет», «Логистика» и «Право и организация социального обеспечения», которые активно используются в профориентационной работе.
С целью развития творческой активности студентов, повышения интереса к выбранной профессии на кафедре проводятся «Недели специальности» и предметные дни, охватывающие студентов всех курсов экономического отделения.
Программа этих недель включает проведение разнообразных конкурсов, олимпиад, экспозиций, семинаров, игр.
Очень насыщенно в нашем колледже проходят День финансовой грамотности, День бухгалтера, Международный День менеджера, День статистики.
Следующим направлением учебно-исследовательской деятельности студентов является самостоятельная работа.
Самостоятельная работа является одним из видов учебных занятий студентов и проводится с целью:
- систематизации и закрепления полученных знаний и умений;
- углубления и расширения теоретических знаний;
- формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
- развития исследовательских умений.
Основными формами самостоятельной работы являются работа со справочной и нормативной литературой, компьютерными консультационными программами (Гарант, Главбух, Консультант) подготовка рефератов, докладов, сообщений, тематических кроссвордов, проектов и их защита на семинарах, конференциях, «круглых столах», а также решение ситуационных задач и подготовка к деловым играм.
Деловая игра относится к активным методам обучения, способствующим развитию коммуникативных качеств, инициативности, самостоятельности, умения принимать решения на основе анализа ситуаций, выполнять профессиональные функции в ходе имитационной деятельности [2].
Деловая игра очень часто используется преподавателями колледжа на различных занятиях. Например, комплексная защита учебных практик по двум модулям УП 03 «Расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами» и УП 04 «Составление и использование отчетности», проводится в форме деловой игры.
Не менее интересной формой самостоятельной работы студентов является решение ситуационных задач. Они могут быть составлены как по отдельным предметам, так и в сквозном варианте, затрагивающие несколько дисциплин.
Ситуационные задачи это методический прием, включающий совокупность условий, направленных на решение практически значимой ситуации с целью формирования общих и профессиональных компетенций, соответствующих основным видам профессиональной деятельности. Этот прием активно используется при изучении многих дисциплин экономического цикла.
Очень широко в колледже представлена проектная деятельность студентов как элемент учебно-исследовательской деятельности.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления [2].
Работа по данной технологии дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.
Одним из примеров применения данной технологии является проекты по междисциплинарному курсу «Основы бухгалтерского учета» и дисциплине «Организация и технология отрасли», которые разрабатывали студенты экономической специальности.
К основным характеристикам данного проекта можно отнести следующие:
1. Проект является групповым. Это позволяет учитывать индивидуальные особенности студентов при распределении обязанностей, а также обучает их кооперировать свои усилия в процессе совместного решения сложных творческих задач;
2. По характеру поисковой деятельности проект относится к творческим, т.к. направлен на разработку продуктов совместной деятельности, представляемых в творческой форме – в виде творческого отчета, включающего техническую и экономическую документацию;
3. Поскольку в рамках проекта охватывается две дисциплины, его можно отнести к междисциплинарному;
4. По срокам проведения проект является долгосрочным. Его разработка занимает более месяца и проходит во внеурочное время.
Для студентов, занимающихся учебно-исследовательской деятельностью, очень важное значение имеет публичное представление результатов своей работы, признание ее социальной значимости.
Поэтому результатом УИД по всем перечисленным направлениям является участие студентов в конференциях, олимпиадах, смотрах-конкурсах, семинарах на уровне кафедры и колледжа.
Например, участие в научно – практической конференции, которая является заключительным этапом учебно-исследовательской работы и демонстрирует, насколько серьезно работает учебное заведение в данном направлении деятельности.
Итогом всей работы является участие студентов колледжа в городских и областных научно-практических конференциях, смотрах-конкурсах и в других мероприятиях.
Список литературы
1. Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. No 2765 – р. // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
2. Пастухова И.П., Тарасова Н.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учеб.-метод.пособие для студ. средн. проф. учеб. заведений. М.: Издательский центр "Академия", 2010. 160 с.
3. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29.12.2012 года (с изменениями). // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.