- 27.12.2018
- 3656 Просмотров
- Обсудить
Одной из главных целей обучения математике является подготовка обучающихся к повседневной жизни, а также развитие их личности средствами математики. В основу федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования заложен компетентностный подход. Математика позволяет обеспечить формирование как предметных, так и общеучебных (метапредметных) умений студентов, которые в дальнейшем позволят им применять полученные знания для решения собственных жизненных задач.
Компетентностный подход делает акцент на деятельностном содержании образования. В этом случае основным содержанием обучения являются действия, операции, соотносящиеся не столько с объектом приложения усилий, сколько с проблемой, которую нужно разрешить.
Основная часть
Важнейшим признаком компетентностного подхода является способность обучающегося к самообучению в дальнейшем, а это невозможно без получения глубоких знаний и роль знаний при этом меняется.
Знания полностью подчиняются умениям. В содержание обучения включаются только те знания, которые необходимы для формирования умений. Данный подход направлен на формирование общих (ключевых) компетенций обучающихся. В структуре ключевых компетенций должна быть представлена и готовность к самостоятельной исследовательской деятельности, Исходя из этого, преподаватель должен способствовать решению следующих задач:
• формировать умения и навыки критического мышления в условиях работы с большими объемами информации;
• формировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием ИКТ;
• формировать навыки самообразования, развитие способности к академической мобильности обучающихся;
• формировать навыки работы в команде;
• развивать умение сформулировать задачу и кооперативно ее решить;
• формировать навыки самоконтроля и рефлексии.
Формирование умений и навыков реализуется через организацию деятельности обучающихся (деятельностный подход на уроках математики. Деятельность обучающихся наиболее эффективна, если есть интерес (мотивация) у детей. Мотивация позволяет акцентировать внимание обучающихся к изучаемой теме, заинтересовать их. «Нет интереса - нет успеха»! Поэтому учебное занятие я начинаю с мотивации. Предлагаю обучающимся какую-нибудь тайну, загадку, интригующий вопрос или проблемную ситуацию. Решение проблемных ситуаций способствует развитию навыков исследовательской деятельности. Свои учебные занятия я планирую таким образом, чтобы они способствовали приобретению обучающимися навыков самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы, самостоятельное решение проблемных ситуаций, умений анализировать факты, обобщать и делать логические выводы. У студентов должны быть сформированы операции анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения. Такие операции составляют основу компетентностного подхода в обучении
Поэтому, компетентностный подход в обучении студентов курсу математики в техникуме я реализую через использование методов проблемного обучения:
1.проблемное изложение материала,
2. поисковая (эвристическая) беседа,
3. самостоятельная поисковая и исследовательская деятельность обучающихся.
1. Проблемное изложение.
Этот метод уместен в тех случаях, когда студенты не обладают достаточным объемом знаний, а преподаватель сам осуществляет поиск решения проблемы.
2. Поисковая (эвристическая) беседа.
обычно проводится на основе создаваемой преподавателем проблемной ситуации и представляет собой систему логически взаимосвязанных вопросов преподавателей и ответов обучающихся При этом обучающиеся самостоятельно намечают этапы поиска, высказывая различные предположения, выдвигая варианты решения проблемы.
3. Самостоятельная поисковая и исследовательская деятельность обучающихся.
Самостоятельная деятельность обучающихся исследовательского характера является высшей формой самостоятельной деятельности и возможна лишь тогда, когда студенты обладают достаточными знаниями, Одним из путей осуществления данного способа организации проблемного обучения является постановка исследовательских заданий. Особенностью таких заданий является то, что сначала, как правило, выполняется практическая работа по сбору фактов (опыты, эксперимент, наблюдение, работа за книгой, сбор материала), а затем их теоретический анализ и обобщение. При этом проблема очень часто возникает не сразу, а в ходе обнаружения несоответствия, противоречия между выявленными фактами.
Таким образом, использование исследовательского метода обучения, как одного из самых эффективных способов организации проблемного обучения позволяет добиваться наиболее высокого уровня познавательной самостоятельности обучающихся., формированию у студентов учебно-познавательной компетенции. ОК 2
Познавательный интерес, как и всякая черта личности и мотив деятельности обучающегося, развивается и формируется в деятельности, и, прежде всего в учении. И здесь на помощь приходят игровые моменты, игровые формы обучения. Математические игры – технология, позволяющая как никакая другая развивать ключевые компетенции студентов, готовя его к серьезной исследовательской деятельности. Игры ставят обучающегося в условия поиска, побуждают интерес к победе, а отсюда - стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности. На своих уроках и внеклассных мероприятиях использую игры «Поле чудес», «Угадай слово», «Математический бой», «Блиц-турнир».
Овладению учебно-познавательной компетенцией способствует и практическая работа на уроке. На этапах планирования, практической деятельности обучающихся и осуществления контроля возможно применение групповой деятельности, которая, при правильной организации, позволит формировать коммуникативные компетенции ОК 6.. На моих уроках студенты работают в парах при выполнении какого- либо задания, проверяют доказательство теоремы друг у друга, групповое решение задач, отгадывание кроссвордов.
Информационная компетенция подразумевает использование студентами ОК 5 различных информационных ресурсов: справочной литературы, учебников других авторов или других предметных областей, статьи из газет, интернет ресурсы и т.д. Очень полезно проведение уроков-семинаров и научно-практических конференций, при подготовке к которым обучающиеся самостоятельно готовят свои доклады, реферат, проекты, они не только находят нужную информацию, но и преобразуют ее.
Важнейшим видом учебной деятельности, в процессе которой студентами усваивается математическая теория, развиваются их творческие способности и самостоятельность мышления, формируются и развиваются навыки, умения, компетенции является задача. Поэтому знания, умения и компетенции на уроках математики необходимо формировать через специальные задачи . Особый интерес вызывают у студентов задания с практическим содержанием и задачи с профессиональной направленностью, представляющие собой реальные жизненные ситуации. Благодаря таким задачам, обучающиеся видят, что математика находит применение в любой области деятельности, и это, в свою очередь, повышает интерес к предмету.
Компетенция личностного самосовершенствования ОК 8. направлена на то, чтобы осваивать способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку. Поэтому важнейшей задачей при использовании в техникуме компетентностного подхода становится обучение обучающихся самоконтролю ОК 1.: умению своевременно подмечать и устранять ошибки, предвидеть возможные трудности в решении возникших проблем, оценивать и обобщать положительные стороны своей учебной работы. К заданиям, формирующим эти умения, можно отнести задания типа «найдите ошибку»; «придумайте ошибку»; задания с примерной оценкой искомых результатов; задания на проверку полученных результатов различными способами. Достаточно продуктивной формой работы по формированию и развитию самоконтроля и самооценки учащихся являются диагностические карты (карты контроля и оценки знаний и умений).
В урочное и во внеурочное время организуется работа по созданию учебных проектов по предмету. Достоинствами проектного метода являются высокая степень самостоятельности, инициативности и познавательной мотивированности. В процессе работы над учебным проектом студентами приобретается опыт исследовательско-творческой деятельности. Метод проектов дает возможность развития познавательного интереса и творческих способностей учащихся в коллективной творческой деятельности. Совместная работа в рамках проекта учит обучающихся творческому общению, взаимопониманию, сотрудничеству, предприимчивости, активности, что немаловажно для существования в нашем обществе.. С каждым годом количество учебных и творческих проектов увеличивается, изменяется сложность тематики и работы над проектом
Исходя из опыта организации проектной деятельности, выделяются следующие результаты, указывающие на преимущества применения проектного метода в образовательном процессе техникума:
1. Работа над проектами стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию и способствует повышению интереса к предметам.
2. Работа над проектами повышает активность и самостоятельность разных по уровню развития и способностям обучающихся:
3. Повышается учебная активность студентов.
Заключение
Подводя итоги вышесказанному, следует отметить, что основным условием формирования творческих способностей является создание единой системы теоретических и практических видов деятельности студентов: учебной, проектной, научно-исследовательской. Интенсивная самостоятельная деятельность, коллективный поиск включают обучающихся в решение проблемных ситуаций на уроке. Метод проектов дает возможность развития познавательного интереса и творческих способностей, обучающихся в коллективной творческой деятельности. Совместная работа в рамках проекта учит обучающихся творческому общению, взаимопониманию, сотрудничеству, предприимчивости. Таким образом, исследовательская деятельность активизирует учащихся в образовательном процессе, развивает творческие способности и формирует ключевые компетенции.
Список использованной литературы:
1. Леонтович А.В. Методика организации исследовательского проекта [Текст] / А.В. Леонтович // Библиотека журнала «Методист». – 2014. – №6. – 52 с.
2. Сергеева Л.Н. Методические рекомендации по педагогическому сопровождению проектно-исследовательской деятельности учащихся [Текст] / Л.Н. Сергеева // Исследовательская работа школьников. – 2013. – №1. – С. 85–99.
3. Фролова О.В. Метод проектов на уроках математики как механизм внедрения ФГОС [Текст] / О.В. Фролова // Мастер-класс. – 2015. – №2. – С. 12–19.
4. https://soiro.ru/sites/default/files/elementy_issledovaniya_na_urokah_matematiki.pdf
5. https://cyberleninka.ru/article/v/priemy-issledovatelskoy-deyatelnosti-na-urokah-matematiki
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.