Меню Международное интернет - издание ISSN: 2409-4455
Современно Перспективно Оперативно
Назад » » » 2018 » Декабрь » 30

Вопросы профилактики организованной преступности в молодежной среде в рамках правового воспитания и обучения

Романова Оксана Алексеевна, преподаватель
ГОБПОУ «Липецкий торгово-технологический техникум», Липецкая область, г. Липецк,

Аннотация. В данной статье рассматривается анализ методических рекомендаций по использованию материалов об организованной преступности в процессе учебной и внеклассной работы в образовательных организациях среднего профессионального образования.
Ключевые слова: внеклассная работа, организованная преступность, правовое образование, развивающее обучение, гражданское общество, нравственное воспитание.


Правовое воспитание часто рассматривается в рамках гражданского воспитания. Направления воспитания обладают схожими чертами, но, правовое воспитание в большей степени направленно на осознанное восприятие юридических законов, правовых норм и ответственности. Достижение в школьном возрасте развитого правового сознания, по мнению психологов и педагогов: В.А. Вакуленко, Н.Г. Суворовой, И.Д. Демаковой, не представляется возможным. Поэтому, можно сделать вывод, что нецелесообразно ставить перед правовым воспитанием нереальные задачи. Обучающимся необходимо давать представления о правовых нормах общества, которые влияют на формирование социально полезных установок, и стимулируют их активную деятельность в данном направлении, содействующую накоплению позитивного правового опыта и знаний [2, с. 8].

Ознакомление обучающихся с правовыми аспектами государственной деятельности и основами законодательства, становиться необходимым, в связи, с увеличением удельного веса правонарушений совершенных подростками, от общего числа преступлений и расширением влияния антисоциальной субкультуры на подрастающие поколение. Целесообразной является организованная педагогическая деятельность в сфере правового воспитания. Данная деятельность воспитывает установки, направленные на уважение к закону в нашей стране, интерес к правовым наукам и к активной гражданской позиции. Воспитательная работа обращена на поиск наиболее результативных путей реализации правовых предписаний для современного гражданского общества в Российской Федерации.
Для решения указанных выше проблем необходима целенаправленная политика государства, обращенная на повышение уровня правовой культуры общества через процессы правотворчества, законодательного процесса, средств массовой информации, а также формирование позитивного отношения к закону и праву.

Актуальность темы исследования определяется тем, что в Российской Федерации, еще со времен радикальных рыночных преобразований, было отмечено увеличение показателей организованной преступной деятельности, расширение числа организованных преступных формирований, усиление качественных и количественных характеристик данного вида преступности. Организованная преступность проявляет сильное воздействие на многие сферы жизни общества, подрывает безопасность общества и государства. Ряд раскрытых преступных формирований (по официаль¬ным данным Министерства внутренних дел Российской Федерации) в 2013 году составил 364, в 2017 году было выявлено 435 формирований, – увеличилось на 19,3%. Тем временем, количество участников организованных формирований сократилось с 170707 в 2013 году до 161736 в 2017 году, или на 5,2%. Наблюдается незначительное снижение количества зарегистрированных преступлений, совершенных организованными формированиями: с 17691 в 2013 году до 13735 в 2017 году, – 22,3%, а общее количество зарегистрированных преступлений всех категорий за этот период времени снизилось на 15,3% [5, с. 34].

Данные показатели характеризуются как криминальный показатель, обладающий чрезвычайной опасностью, значительной способностью к самодетерминации и целенаправленному изменению социальной среды в своих интересах. Особенностью организованной преступности является показатель изменения в соответствии с условиями, в которых ей необходимо функционировать. Можно сделать вывод, что борьба с организованной преступностью должна базироваться на всестороннем анализе ее качественных и количественных характеристик в конкретных временно-пространственных условиях. В нашей стране в период реформирования организованная преступность сыскала новые свойства по сравнению с существовавшими до введения рыночных отношений. Согласно анализу данных Министерства внутренних дел Российской Федерации, в настоящее время на территории нашей страны действует более 400 организованных преступных формирований, из них 8 международных, 280 межрегиональных и около 80 этнических.
Факт то, что, данные криминальные «достижения» преступных группировок имеют свои социальные причины. Все эти показатели связаны с серьезными ошибками и просчетами, которые были допущены в начале этапа проведения реформ в правоохранительной, экономической, военной и иных областях государственной деятельности. Ослаблением системы государственного регулирования и контроля, несовершенством нормативно-правовой базы и отсутствием последовательной государственной политики в социальной сфере, снижением духовно-нравственного потенциала общества. Последствия перечисленных выше просчетов проявляются в ослаблении правового контроля за криминологической ситуацией в стране, сращивании элементов законодательной и исполнительной власти с криминальными структурами, проникновении их в сферу управления крупными производствами, торговыми организациями, банковским сектором бизнеса. Действующие статьи Уголовного кодекса Российской Федерации остаются перегруженными оценочными формулировками. Ряд положений Особенной части нормативно-правового документа не согласуется с положениями Общей части, бессистемное реформирование и казуальное изложение нормативного материала снижает эффективность предупреждения органами внутренних дел образования преступных формирований, а также и совершаемых ими преступлений [4, с. 26].

Большая часть нашего общества, значительную часть времени ведет себя в согласии с законами, хотя, некоторые могут признаться в том, что совершали незначительные проступки: опоздание на работу, курение в неположенных местах и так далее. Самые серьезные правонарушения носят название преступности, или криминала. Преступность – это не просто сумма преступлений, но массовое явление, имеющее закономерности своего существования и развития, причины, условия, ей способствующие. Это явление социальное, так как коренится в недрах общественных отношений, отражает особенности социальной жизни, выступает как крайнее выражение противоречий и недостатков развития общества.

Наибольшую опасность для человека, общества, государства представляет собой организованная преступность. В широком смысле слова она подразумевает любую группу лиц, организованных на постоянной основе для извлечения средств незаконным способом.
Опасность для человека заключается в подавлении его прав и свобод актами насилия и другими противоправными средствами. Опасность для общества состоит в перехвате прав владения и распоряжения материальными ценностями всего общества организованными преступными сообществами и коррумпированными группами чиновников (особенно в сферах торговли, добычи и распределения стратегического сырья, драгоценных металлов, производства и оборота оружия). Опасность организованной преступности для государства проявляется в создании на уровне регионов параллельных нелегальных властных структур, незаконных вооруженных формирований; подготовке, финансировании и организации прямых антиконституционных действий в виде разжигания национальной вражды, организации массовых беспорядков, заговоров с целю захвата власти; стимулировании таких преступлений, как бандитизм и контрабанда; проникновении в политические партии и государственный аппарат коррупции; стремлении ослабить федеральную власть, чтобы облегчить контроль организованной преступности над целыми регионами.
На современном этапе большое значение имеет борьба с преступностью в нашей стране, а борьба с организованной преступностью является одной из важнейших сегодня общегосударственных задач. Проблемы борьбы с организованной преступной деятельностью находятся в центре внимания правоведов, ученых, а также всей общественности. Регулярно проводятся конференции, появляются научные публикации, высказывается множество предложений, направленных на повышение эффективности борьбы с ней.

Для исследования данной проблемы, было проведено внеклассное мероприятие на тему: «Организованная преступность России, криминологическая характеристика и вопросы профилактики, как самостоятельная тема в курсе обществознания». Цель этого мероприятия состояла в том, чтобы сформировать у учащихся знания о понятии «организованная преступность», познакомить учащихся со структурой Уголовного кодекса Российской Федерации и международными нормативно-правовыми актами, в сфере борьбы с организованной преступностью. Развить у учащихся навыки самоанализа; способствовать формированию правовой культуры учащихся; сформировать умение работать с нормативно-правовыми документами и анализировать их; развивать способность адаптировать теоретические знания к реальным жизненным ситуациям. Развивать у учащихся память, внимание, воображение, навыки публичного выступления, умение отстаивать свое мнение, пользуясь аргументами и фактами, слышать собеседника и уважать мнение оппонента. Мероприятия подобного типа формируют гражданское самосознание и гражданскую ответственность.

Необходимо выразить следующее: анализ учебников по обществознанию и праву для учащихся 10-11 классов свидетельствует о том, что информация по изучаемой тематике подается в сокращенной форме, что может негативно отразиться на правовой грамотности будущего поколения.
Так, например, в учебнике Боголюбова Л.Н. Обществознание 10 класс. Базовый уровень, имеется глава IV «Социальная сфера», которая состоит из 16 параграфов. В параграфе 16 «Социальные нормы и отклоняющееся поведение» рассматриваются такие понятия, как социальные нормы, отклоняющееся (девиантное) поведение, преступность, а также приводятся практические выводы, документы для рассмотрения и даются вопросы для самоконтроля.
В учебнике Певцовой Е.А. Право. Основы правовой культуры. 11 класс. Базовый и профильный уровни. Часть 2 и в учебнике Кашаниной Т.В., Кашанина А.В. Право. 10-11 класс рассматриваются вопросы уголовного права и уголовного процесса, понятие и виды преступлений, наказание и его цели. Однако, при рассмотрении вопроса о преступности, а в частности о понятии «организованная преступность» отсутствует углубленное, расширенное определение «организованной преступности», криминологическая характеристика личности участников организованных преступных сообществ, так же отсутствуют нормативно-правовые документы и практические задачи для самостоятельного рассмотрения и решения данной проблемы.

Для восполнения указанных пробелов необходимо дополнить образовательный процесс, следующими определениями, правовыми документами и практическими задачами.
Организованную преступность составляют преступления, совершаемые в виде промысла организованными группами и преступными организациями (преступными сообществами), имеющими свою структуру и иерархию, связь с местными и иными чиновниками, что позволяет этим группам и организациям (сообществам) господствовать на определенной территории, извлекать там доходы, контролировать внутренние и внешние рынки посредством насилия, запугивания, преступных махинаций или подкупа, проникая в легальную экономику и даже политику [1, с. 68].

В рамках изучении личности организованного преступника необходимо обратить внимание на следующие факторы. Преступники не редко являются частью определенной группировки. Вступление в нее представляет своеобразный ритуал (трудовой договор), состоящий из неких правил, свойственных как трудовым, так и родственным отношениям. Так, к кандидату предъявляет такие требования как стаж криминальной деятельности (определяемый количеством судимостей), наличие определенных навыков, репутация в среде преступников. Возникшие «трудовые» отношения носят достаточно стабильный характер, так как заключенный договор нельзя разорвать в «одностороннем порядке по инициативе работника» без риска претерпеть серьезные неблагоприятные последствия вплоть до возможности быть убитым. Члены группировки, даже если и не знают лично других ее участников, испытывают по отношению к ним чувства солидарности, гордости за принадлежность к семье (братству) [6, с. 89].

Для практических занятий, необходимо использовать различные правовые документы, например: «О судебной практике рассмотрения уголовных дел об организации преступного сообщества (преступной организации) или участии в нем (ней)» (Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 10 июня 2010 года № 12): «Решая вопрос о виновности лица в совершении преступления, предусмотренного статьей 210 Уголовного кодекса Российской Федерации, судам надлежит учитывать, что исходя из положений части 4 статьи 35 Уголовного кодекса Российской Федерации преступное сообщество (преступная организация) отличается от иных видов преступных групп, в том числе от организованной группы, более сложной внутренней структурой, наличием цели совместного совершения тяжких или особо тяжких преступлений для получения прямо или косвенно финансовой или иной материальной выгоды, а также возможностью объединения двух или более организованных групп с той же целью» [7, с. 38-39].

Кроме того, допустимо решение и анализ задач для самостоятельной работы. Примеры задач.
Задача 1. Граждане Ларичев О.К. и Давлетов А.Н. осуждены по пункту «а», части 2 статьи 116 Уголовного кодекса Российской Федерации. Они признаны винов¬ными в том, что, по предварительному сговору между собой, нанесли побои гражданину Николаенко Р.В., нанесение побоев потерпевшему было заснято на видеокамеру. Решите вопрос о квалификации действий указанных лиц. Дайте характе¬ристику особо квалифицирующих признаков состава преступления – нанесение побоев.
Задача 2. Гражданин Ушаков Е.А. устроился на работу программистом в аналитический отдел компании ООО «Ригда», которая занимается перевозками грузов. Конкурент ООО «Ригда», другая компания, предложила Ушакову Е.А. за уничтожение сведений процесса товароснабжения – денежную сумму в размере 5 млн.руб. Ушаков Е.А. пользуясь своим служебным положением, уничтожил базу данных поставщиков компании «Ригда». Таким образом, в результате неправомерного доступа произошло уничтожение информации о поставщиках компании ООО «Ригда». Чьи права в данном случае нарушены? Какие права нарушены? Какая ответственность и за какие нарушения возникает?
Задача 3. Подростки: Заварзин П.О. (15 лет), Петухов Н.В. (13 лет), Головин А.О. (16 лет) завладели на время отсутствия гражданина Алексеева Д.И. его автомобилем ВАЗ 2114. В ходе следствия выяснилось, что хищение транспортного средства не было целью подростков. Автомобиль потерпевшего был угнан с целью прогулки на нем по городу. В ходе неправомерного завладения автомобилем, транспортному средству был нанесен ущерб в виде помятого бампера, так же была повреждена подвеска автомобиля. Решите вопрос о квалификации действий указанных лиц. Какая ответственность и за какие нарушения возникает?

Итак, указанные дополнения и анализ практических ситуаций, будут способствовать повышению правовых знаний учащихся.
Таким образом, опасность организованной преступности, как системно-структурного образования, заключается в том, что она имеет комбинированную функциональность – осуществляет и парал¬лельную официальному обществу и государству, но противореча¬щую закону деятельность (параллельная обществу и государству система), и соответствующую деятельность с использованием структур самого общества и государства (внедренная в общество и государство система).

Анализируя показатели организованной преступности в Российской Федерации, необходимо отказаться от существующего подхода, когда статистический ряд этого вида преступности включается в статистический массив всей преступности и на основе этого массива делаются выводы о параметрах организованной преступности в нашей стране.
Особенности борьбы с организованной преступностью – это одновременное воздействие на процессы детерминации такого криминального явления социальной средой с одновременным пресечением процессов ее самодетерминации [3, с. 79]. Такое воздействие должно сочетаться с выявлением преступных групп, организаций, сооб¬ществ, их разоблачением и пресечением их деятельности, а также с подготовки общества на ранней стадии, со школьной скамьи в рамках изучения курса права и обществознания в образовательных организациях.

Список литературы
1. Арутюнов А.А. Современные тенденции групповой и организованной преступности // Российский следователь. 2015. № 22. С. 32-35.
2. Вакуленко, В.А., Суворова, Н.Г. Методическое пособие по интерактивным методам преподавания права. М.: Новый учебник, 2016. – 245 с.
3. Жерновой М.В., Сухаренко А.Н. Проблемы борьбы с организованной преступностью в СНГ // Российская юстиция. 2017. № 6. С. 37-40.
4. Иванцов С.В., Ивасюк О.Н., Калашников И.В. Криминологическая характеристика и предупреждение организованной преступности с участием несовершеннолетних. Учебно-методическое пособие. М.: Юнити-Дана, 2014. – 136 с.
5. Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации (2017), «Состояние преступности в Российской Федерации за 2013-2017 гг.», электронный ресурс: https://мвд.рф/reports/item/12167987, (дата обращения 21 июня 2017).
6. Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 10 июня 2010 года № 12 (2010), «О судебной практике рассмотрения уголовных дел об организации преступного сообщества (преступной организации) или участии в нем (ней)» электронный ресурс: http://base.garant.ru/1795384/, (дата обращения 22 июня 2017).
7. Топильская Е.В. Криминология организованной преступности: Системный анализ: Монография. М.: РАП, 2014. – 307 с.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar