Меню Международное интернет - издание ISSN: 2409-4455
Современно Перспективно Оперативно
Назад » » » 2019 » Январь » 23

Патриотическое воспитание современной студенческой молодежи

Федорова Галина Николаевна, преподаватель
Старооскольский филиал Российского государственного геологоразведочного университета имени Серго Орджоникидзе (СОФ МГРИ-РГГРУ), СПО, г. Старый Оскол, Белгородская область

Аннотация: одной из составляющих работы преподавателя является воспитательная деятельность молодежи. В статье идет речь об актуальности патриотизма в настоящее время. Приведены результаты социологических исследований в этом направлении, проведенных в студенческой среде СОФ МГРИ-РГГРУ (СПО).
Ключевые слова: патриотизм, молодежь, воспитание, исследование, студенческая среда.


В настоящее время переориентация образования предполагает насыщение его патриотическим содер¬жанием. Именно преданность Родине, чувство гордости за нее, за свой народ дает человеку ту энергию, опору, позволяющую влиять на развитие общества, иметь цели и ценности, заботиться о государстве. Все педагоги сталки¬ваются в своей деятельности с проблемами воспитания вообще, в том числе и патриотического.

Если рассматривать воспитание как процесс формирования чувств, взглядов, убеждений и, в конечном итоге, – мировоззрения, то, безусловно, результатом патриотического воспитания должно стать сформированное патриотическое сознание. Оно формируется как знание об Отечестве, его истории, культуре, природе; народе и народностях, передаю¬щих из поколения в поколение традиции, обычаи, язык как отражение мента¬литета, «дух российской нации», «тайны русской души»; понимание того, что независимо, какое государство и какая власть находились на территории России – это временные категории, но есть вечная ценность – Родина: боль¬шая и малая, которую, как и мать, не выбирают, Родина как отражение и сим¬вол заботы и любви самых близких и дорогих людей.
Достаточно сложно с точки зрения проявления активной позиции ви-дится патриотическое воспитание. Реализация патриотических убеждений – это, прежде всего, демонстрация отношения к судьбе Родины, ее народа, своих близких. Отмечено, что массовые проявления патриотизма происходят во время войны. Потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до само¬пожертвования, служения Родине является высшим уровнем проявления чув¬ства патриотизма. Проявить патриотизм в мирное время сложнее, воспиты¬вать патриотизм в новых социально-экономических условиях – еще более сложная проблема. И все же это возможно.
Патриотизм не заложен в генах, это не природное, а социальное качество, потому не наследуется, а формируется. По мере своего развития каждый из нас осознает свою принадлежность к семье, коллективу, народу. Вершиной патриотического воспитания является осознание себя гражданином России.

Как обстоят дела с патриотизмом у молодежи сегодня? К сожалению, многие исследователи констатируют тот факт, что нынешнее моральное состояние молодых людей может быть охарактеризовано понятием фрустрация - потеря перспективы, растущие растерянность и тревога, неуверенность в завтрашнем дне, чувство безысходности, обманутости, доминирующие установки жить «одним днем». Актуален ли патриотизм в настоящее время?
Для того, чтобы найти ответ на этот вопрос, а также выявить особенности понимания патриотизма молодежью, нами было проведено социально-психологическое исследование, респондентами которого являлись студенты СОФ МГРИ-РГГРУ (СПО), с первого по четвертый курс. Объект исследования - патриотизм, как базовое свойство личности, предмет исследования - особенности проявления патриотизма в студенческой среде.

В ходе исследования, проводимого в рамках работы студенческой лаборатории социологических исследований, был использован комплекс взаимодополняющих методов: анализ психолого-педагогической и социологической литературы по этой проблеме; бланковая методика комплексного исследования патриотизма; методы обработки данных - количественный анализ с использованием методов математической статистики, качественный анализ полученных данных.

Изучение литературы показало, что понятие патриотизма не претерпело каких либо серьезных смысловых изменений, хотя существует уже много веков. Патриотизм - одно из наиболее глубоких человеческих чувств, закрепленных тысячелетиями. Под ним понимается преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу, гордость за их прошлое и настоящее, готовность к их защите. Патриотизм является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активной самореализации на благо Отечества.
Как обстоят дела с патриотизмом у нынешней молодежи? К сожалению, мы вынуждены констатировать факт, что нынешнее моральное состояние молодых людей может быть охарактеризовано понятием фрустрация. Это и потеря перспективы, и растущие растерянность и тревога, и неуверенность в завтрашнем дне, и чувство безысходности, обманутости, доминирующие установки жить «одним днем». Является ли патриотизм актуальным в настоящее время? Для ответа на этот вопрос и было проведено исследование среди студентов СОФ МГРИ-РГГРУ.

В диагностике приняли участие 400 человек, основную категорию составляют студенты 16-18 лет. Важная особенность молодых людей, принадлежащих к этой группе - готовность к освоению и реализации разнообразных социально-экономических ролей, формирующаяся система ценностей, самосознание и идентификация себя как субъекта социальной, в широком смысле этого слова, жизнедеятельности.
На вопрос: «Считаете ли вы себя патриотом?» утвердительно ответили 71,3 % студентов, 23,0 % выбрали ответ «частично», «не знают» - 1,2 %, «нет» ответили 4,5 % опрошенных.

Затем респондентам был предложен вопрос с множественным выбором: «По каким признакам или высказываниям вы определяете для себя понятие «патриотизм»? Ответы таковы: национальное самосознание, гордость за принадлежность к своей нации, народу - 75,3 %; непримиримость к представителям других наций и народов – 4,5 %; интернационализм, готовность к сотрудничеству с представителями других наций и народов в интересах своей Родины - 52,8%; бескорыстная любовь и служение Родине, готовность к самопожертвованию ради ее блага или спасения - 41,5 %; любовь к родному дому, городу, стране, верность национальной культуре, традициям, укладу жизни - 80,5 %; стремление трудиться для процветания Родины, для того, чтобы государство, в котором ты живешь, было самым авторитетным, самым мощным и уважаемым в мире - 30,8 %; патриотизм сегодня не актуален, не современен, не для сегодняшней молодежи - 1,2 %; патриотизм – это лишь романтический образ, литературная выдумка - 0 %. Ранжирование ответов наглядно демонстрирует понимание студентами смысла понятия «патриотизм», что может являться косвенным показателем того, как у них сформированы необходимые индивидуально - характерологические черты личности.

Для определения степени влияния социальных институтов на формирование патриотических чувств, респондентам был задан вопрос: «Кто, на ваш взгляд, в большей степени повлиял на формирование ваших патриотических чувств?». Ответы на него распределились следующим образом:
школа – 29,3 %; родители – 39,8 %; окружающие люди, друзья – 14,3 %; СМИ – 5,1 %; органы власти -11,5 %. Таким образом, доминирующая роль в формировании патриотических чувств принадлежит семье и школе, то есть той социальной среде, в которой человек проводит максимальное количество времени и которая должна иметь все необходимые ресурсы, позволяющие актуализировать потребность человека принадлежать своей стране, ощущать гордость за нее.

Анализ ответов на вопросы анкеты показал, что наиболее значимыми характеристиками патриотизма являются следующие человеческие качества и ценности (представлены в порядке убывания степени значимости): любовь (духовная и физическая); ответственность (чувство долга, умение держать слово); наличие хороших и верных друзей; независимость; терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать их ошибки и заблуждения); здоровье (физическое и психическое); смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов; честность (правдивость, искренность); общественное признание; жизненная мудрость; аккуратность (чистоплотность); развитие (постоянное духовное и физическое совершенствование); самоконтроль (сдержанность, самодисциплина); свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках); образованность; твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями); материальное обеспечение жизни; широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки); интересная работа; активная деятельная жизнь; счастливая семейная жизнь; исполнительность; счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом); эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе); рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения); воспитанность (хорошие манеры); творчество (возможность творческой деятельности); жизнерадостность; чуткость (заботливость); непримиримость к недостаткам в себе и других; познание (образование, кругозор); уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий); высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания); развлечения.

Как видно из ответов, наибольшую ценность для студентов представляют такие составляющие патриотизма, как любовь и дружба, что является обоснованным для данной возрастной группы.
Респонденты отметили, что наиболее значимыми в компании, коллективе, кругу их друзей являются следующие ценности (в порядке убывания): готовность помочь другу в трудную минуту; взаимопонимание; умение ценить настоящую дружбу; честность, порядочность, принципиальность; решительность; смелость; сила воли; хорошие манеры; способности; приятная внешность; интерес, знание литературы, искусство, музыка; умение модно одеваться; наличие денег на всякие расходы; интерес к политике; наличие фирменных вещей и т. п.

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы: 1) студенты СОФ МГРИ-РГГРУ хорошо понимают значение термина «патриотизм»; 2) подавляющее большинство студентов считают себя патриотами; 3) наибольшую значимость для студентов представляют такие проявления патриотизма, как любовь и дружба; 4) в иерархии жизненных ценностей студентов приоритет отводится морально - нравственным ценностям и чертам личности.
Для исследования гражданской и этнической идентичности студентов (также в СОФ МГРИ-РГГРУ, выборка - триста человек) использовался метод психодиагностического тестирования, в рамках которого применялись «Ценностный опросник Шварца» и «Шкала этнонациональных установок» (Хухлаев О.Е., Кузнецов И.М., Ткаченко Н.В.).

Приведу показатели ценностей студентов на уровне нормативных идеалов, полученные с помощью методики «Ценностный опросник Шварца». Первый тип - конформность, или изменение в поведении или мнении человека под влиянием реального или воображаемого давления со стороны другого человека или группы людей. Уровень нормативных идеалов - 20%, уровень идеальных идеалов - 9%, ранг - высокий. Второй тип ценностей - традиции. Уровень нормативных идеалов - 19%, уровень идеальных идеалов - 8%, ранг – высокий. Третий тип – доброта. Уровень нормативных идеалов - 21%, уровень идеальных идеалов - 10%, ранг - высокий. Четвертый - универсализм. Уровень нормативных идеалов - 34%, уровень идеальных идеалов - 13%, ранг - средний. Пятый тип - самостоятельность. Уровень нормативных идеалов - 22%, уровень идеальных идеалов - 11%, ранг - средний.

Шестой тип - стимуляция. Уровень нормативных идеалов - 13%, уровень идеальных идеалов - 8%, ранг – средний. Седьмой тип - гедонизм. Уровень нормативных идеалов - 12%, уровень идеальных идеалов - 7%, ранг - низкий. Восьмой тип - достижения. Уровень нормативных идеалов - 18%, уровень идеальных идеалов - 11%, ранг - низкий. Девятый тип - власть. Уровень нормативных идеалов - 10%, уровень идеальных идеалов - 5%, ранг - низкий. Десятый тип - безопасность. Уровень нормативных идеалов - 22%, уровень идеальных идеалов - 11%, ранг - низкий. Таким образом, в результате исследования установлено, что ведущей ценностью является универсализм, а наименее предпочитаемой - власть.

Теперь рассмотрим установки студентов, полученные с помощью методики «Шкала этнонациональных установок». Результаты таковы: националистические установки - 1,5%; патриотические установки -11,6%; нейтральные установки - 3%; негативистские установки -2,3 %. Таким образом, ведущей является патриотическая установка, а наименее предпочитаемой - националистическая установка.
Результаты проведенных социологических исследований могут быть использованы кураторами студенческих групп и работниками социально-воспитательного отдела при планировании и проведении мероприятий патриотической направленности, ведь ведущая роль в патриотическом воспитании современной молодежи принадлежит именно учебным заведениям, которым следует совершенствовать формы и методы работы в данном направлении.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar