Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2019 » Январь » 23

Лекция в колледже как реализация исследовательских поисков

Звягинцева Елена Ивановна, преподаватель
ГБПОУ Волгоградский политехнический колледж им В.И. Вернадского, г. Волгоград, Волгоградская обл.

Аннотация: Лекция, как вид учебных занятий, обладая свойственными только ей качествами и преимуществами, находит широкое применение в процессе обучения. Она позволяет при умелом применении достигать комплекса дидактических полей – приобретения новых знаний, их систематизации и обобщения. Содержание лекции должно базироваться на основе современных достижений науки, техники, технологии, педагогики и психологии, это возможно в том случае, если автор лекции (лектор) в совершенстве владеет излагаемым материалом, находится в курсе современных вопросов и проблем, касающихся темы лекции, а также владеет методикой разработки материалов и мастерством чтения современной лекции.
Ключевые слова: лекция, учебная информация, дидактические цели, творческий процесс, образовательная система, репродуцируемая информация, прогнозируемая информация, учебная деятельность.


Одной из древних и наиболее распространенных форм доведения информации до слушателей (обучаемых) является лекция.
Лекция – это особая конструкция процесса обучения, внеучебных занятий. Организуя ее, преподаватель (лектор) осуществляет передачу новой учебной информации (учебного материала), а обучаемые активно воспринимают ее.
Лекция является наиболее экономичным способом передачи учебной информации, так как при этом материал излагается концентрированно, в логически выдержанной форме, с учетом характера профессиональной деятельности обучаемых.

Дидактическими целями лекции являются: сообщение новых знаний, систематизация накопленных, формирование на их основе взглядов, убеждений, мировоззрения, развитие познавательных и профессиональных интересов[1].
Лекция выступает не только как вид учебных занятий, но и как словесный метод, метод информационно-развивающий. В своем классическом виде она представляет собой монологическое изложение преподавателем учебной информации. Однако необходимость дальнейшего повышения эффективности процесса сообщения учебной информации обучаемым, активизации их познавательной и методической деятельности в ходе лекции обусловили в последнее время все нарастающий поиск и внедрение в учебный процесс методов активизации этого вида занятий путем включения в монологическую лекцию элементов диалога, дискуссии, проблемного изложения материала, широкого использования современных технических средств обучения. Именно такой выглядит современная лекция в процессе обучения.
Лекция – это творческий процесс деятельности преподавателя, требующий от него большого напряжения всех духовных сил и сосредоточенности, особенно при чтении.

Лекция должна преследовать не только чисто познавательные, воспитательные, но и развивающие цели. Поэтому содержание, характер изложения, сам преподаватель со своим внутренним миром и внешним обликом должны целенаправленно и одновременно воздействовать на ум и чувства обучаемых.
Лекция не должна ограничиваться лишь сообщением суммы фактов, событий, явлений, а должна быть образцом владения диалектическим методом.

Это означает, что преподаватель должен показать образец правильного обращения с рассматриваемыми фактами, явлениями, процессами, методами их анализа, классификации (группировки) по определенным признакам; зависимость их количественных и качественных характеристик от конкретных условий, факторов и обстоятельств, выявляя при этом возникающие тенденции и протекающие уже закономерности.
В зависимости от дидактических целей и места в учебном процессе различают следующие типы лекций: вводная, установочная, текущая, заключительная, обзорная[2].

В зависимости от способа проведения можно выделить следующие виды лекции: информационная (используется объяснительно-иллюстрационный метод изложения); проблемная (показывается решение проблемы); лекция-беседа (используется постановка вопросов учащимся); лекция-дискуссия; кинолекция[2].

Для современной лекции чаще всего характерно применение в различном сочетании элементов нескольких методов. Характер такого сочетания, соотношение удельного веса каждого из применяемых методов определяется характером темы и целями занятия (учебными, воспитательными, развивающими), методическим мастерством лектора, уровнем его специальной подготовки, подготовкой обучаемых, наличием наглядных пособий и технических средств обучения.
Чтобы в учебном процессе обоснованно подходить к выбору того или иного типа лекции в целях более полного достижения учебных, развивающих и воспитательных целей, необходимо четко представлять положительные и отрицательные стороны каждого из них, учитывать их возможности.

Лекция обладает рядом положительных сторон.
Она позволяет:
 сообщить новые теоретические вопросы в ограниченное время одновременно большому количеству обучаемых при сравнительно простой организации занятия;
 изложить сложные вопросы с необходимыми обоснованиями, расчетами, доказательствами;
 показать связь данной дисциплины (науки) с другими;
 показать методологические основы данной учебной дисциплины или науки;
 дать критический анализ существовавших ранее и имеющих место в настоящее время неправильных (ошибочных) или альтернативных мнений и суждений по рассматриваемой в лекции теме или проблеме;
 дать рекомендации и оказать методическую помощь обучаемым в самостоятельной работе с литературными источниками при более глубоком изучении данной теме (проблеме) и т.д.[1]
К отрицательным свойствам лекции можно отнести сравнительно пассивное поведение обучаемых на занятии, обусловленное характером и методикой проведения этого вида занятий. На лекции активно выступает преподаватель, излагающий ее содержание. Обучаемые же в основном слушают, конспектируют лекцию, зрительно воспринимают показанные лектором иллюстративные материалы. Лектор не всегда имеет возможность установить степень усвоения содержания лекции каждым обучаемым[1].

Современные тенденции развития образовательных систем требуют совершенствования творческой, самостоятельной познавательной деятельности студента. Это значит, что подготовка преподавателя к лекции направлена на решение следующих задач: интерпретировать и систематизировать материал, доходчиво донести его до слушателей, а самое главное, побудить их к активной мыслительной деятельности. Здесь не достаточно просто переписать материал, здесь нужна серьезная творческая работа.

Основные требования, предъявляемые к современной лекции[1]:
 Проблемность, внутренняя диалогичность;
 Последовательность, систематичность;
 Определенность, не противоречивость;
 Доказательность.

Традиционная лекция основана на репродуктивном (объяснительно-иллюстративном, образно-ассоциативном, повествовательном) изложении учебного материала с помощью различных информационно-рецептивных методов. Но наибольшее предпочтение необходимо отдавать продуктивным методам, таким как проблемное, диалогическое, персонифицированное изложения. Именно эти методы активизируют студентов при проведении лекции.
Но есть и другой путь активизации студентов на лекционном занятии. Он связан с организацией подготовки студентов к лекции.

В дидактике известны два типа познавательной деятельности: репродуктивный и продуктивный. Соответственно им можно выделить и два рода информации: репродуцируемую и прогнозируемую.
Репродуцируемая информация усваивается студентами в готовом виде. Источником ее служат книги (учебные пособия, учебники и т.д.), в которых учебных материал изложен в основном объяснительно-иллюстративно или описательно, с таким расчетом, чтобы студент мог его самостоятельно усвоить хотя бы на первом и втором уровне (узнавание и воспроизведение). Задача преподавателя сводится к методически грамотному подбору источников информации для самостоятельного чтения. Это первый шаг.

Второй шаг заключается в переходе от репродуцируемой информации к прогнозируемой. Прогнозируемая информация – это информация, которая создается студентом на основе опережения ее поступления, при этом студент констатирует знания и пути их добывания в своем сознании. Для реализации этого шага преподаватель концентрирует внимание студентов на проблемах, которые необходимо решить на очередном лекционном занятии (принцип опережающего обучения). Главное – уметь грамотно вычленить, обозначить и сформулировать эти проблемы. Таким образом, студент, выполняя задания преподавателя перед лекцией, уже знает определенный материал (репродуцированная информация) и имеет соображения относительно обозначенных лектором проблем (прогнозируемая информация). Очевидно, что в такой ситуации возникает повышенная мотивация к учению. Студенту любопытно, какое решение проблем, обозначенных в лекции, выдвинет преподаватель и в какой мере оно соотнесется с его собственным (ведь готовой информации в учебниках о поставленных в лекции проблемах нет). Студент и преподаватель на таких лекциях выступают как равные коллеги; в основе общения лежит диалог в его внутреннем проявлении, что весьма повышает эффективность обучения на лекции[2].

Все вышесказанное, позволяет понять что лекция есть не что-то неопределенное, имеющее одну и туже структуру, и методику проведения. Она является динамичной, разнообразной и гибкой формой организации учебной деятельности обучаемых и обладает большими возможностями.
Лекции призваны сообщить основы новых знаний, пробудить интерес к изучаемому предмету, координировать применение других видов занятий и овладение данным курсом (предметом).

Список литературы
1. А.А.Максименко «Методика подготовки и чтения лекции» ИПК, СК, Москва, 1997 г.
2. Н.Н.Никитина, О.М.Железнякова, М.А.Петухов «Основы профессионально-педагогической деятельности», Москва, издательство «Мастерство», 2002 г.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar