- 23.01.2019
- 19367 Просмотров
- Обсудить
Маралина Ирина Анатольевна, преподаватель
Ликино-Дулёвский политехнический колледж - филиал ГОУ ВО МО Государственный гуманитарно-технологический университет, г. Ликино-Дулёво, Московская область
Аннотация: контроль качества (мониторинг) как основная проблема современного профессионального образования – сложная междисциплинарная категория, отражающая соответствие ожиданий общества и требований науки, производства, культуры, экономики достигнутому фактическому результату профессионального образования.
Ключевые слова: качество образования, контроль качества образования, диагностика профессионального развития, оценка педагогической деятельности.
Мониторинг в образовании – это система сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, которая позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития.
Многообразие методов мониторинга сводится к нескольким группам: текущее наблюдение, тестовые ситуации, опросные методы, анализ результатов, тестирование. Главным в мониторинге является, прежде всего, диагностика, а на ее основе прогнозирование и коррекция профессионального развития личности и процесса образования. Выделяют следующие формы мониторинга качества педагогической деятельности: стартовая, экспресс-диагностика, финишная диагностика.
1. Стартовая диагностика качества педагогической деятельности может осуществляться учебной частью. Ее результаты в самом общем виде должны доводиться до сведения администрации. Особое внимание следует уделять рекомендациям по коррекции показателей продуктивности образовательного процесса.
2. Для осуществления мониторинга педагогической деятельности в учебном заведении может применяться экспресс-диагностика социально и профессионально важных качеств преподавателей. Результаты экспресс-диагностики необходимо обсуждать с педагогами, которые смогут оперативно вносить коррективы в учебно-образовательную деятельность. Данные экспресс-диагностики становятся ориентировочной основой для построения программы педагогических наблюдений, анализа продуктов деятельности, проектирования учебных задач и ситуаций.
3. Финишная диагностика профессиональной пригодности преподавателя заключается в определении уровня сформированности социально-профессиональных навыков, включает диагностику степени развития качеств, необходимых современному педагогу. Одной из форм финишной диагностики может стать процедура аттестации педагогического работника экспертной группой.
Сложность оценки качества деятельности преподавателя заключается, во-первых, в том, что она многогранна и включает в себя такие сферы, как педагогическая, научно-исследовательская, методическая, организационно-управленческая, общественная. Во-вторых, кто бы ее ни оценивал — сам преподаватель, его коллеги, руководители, студенты или эксперты, — практически невозможно избежать субъективизма отдельно взятых оценок. Снизить субъективизм оценки можно лишь за счет сопоставления оценок разных субъектов, разграничения их компетенций и обоснованности системы критериев и показателей.
Деятельность преподавателя в различных сферах может обладать разным качеством. В процессе оценивания качества педагогической деятельности преподавателей проводится следующий комплекс мероприятий:
— оценка качества деятельности преподавателя коллегами в составе экспертных комиссий, создаваемых методическим советом колледжа;
— оценка качества деятельности преподавателя в процессе взаимопосещений и посещений занятий администрацией колледжа;
— оценка качества деятельности преподавателя независимыми экспертами в ходе процедуры аттестации;
— оценка качества деятельности преподавателя, осуществляемая студентами по методике «Преподаватель глазами студента».
Многосубъектность оценки педагогической деятельности наряду с наличием экспертной оценки иных сфер деятельности преподавателей способствует принятию обоснованных решений по следующим вопросам:
— о соответствии занимаемой должности;
— подтверждении или не подтверждении правомочности притязаний преподавателя на более высокую квалификацию, должность или звание;
— поощрениях, награждениях и применении различных средств морального и материального стимулирования преподавателей;
— необходимости оказания профессиональной помощи конкретным преподавателям, содействия повышению их квалификации и др.
Мнение студентов имеет существенное значение при оценке качества такой сферы деятельности преподавателей, как педагогическая, так как именно они испытывают на себе ее воздействие и являются партнерами педагога в образовательном процессе. Важнейшим вопросом является процедура изучения мнений студентов путем анкетирования через определенные промежутки времени после окончания учебного курса.
Анкетирование «Преподаватель глазами студента» директивно было введено в конце 80-х годов прошлого столетия Министерством высшего и среднего специального образования. Министерство предложило и анкету для опроса. Студентам предлагалось оценить профессиональные и личностные качества преподавателя по девятибалльной системе. Анкетирование проводилось через полгода после завершения изучения той или иной дисциплины, студент оценивал нескольких преподавателей в анкете, которую не требовалось подписывать.
Это анкетирование просуществовало, примерно, пять лет и было забыто на некоторое время.
В последние годы в связи с вхождением России в европейское образовательное пространство, реализацией принципов Болонской декларации задача повышения качества профессионального образования определена Министерством образования и науки России как приоритетная. Наличие системы менеджмента качества стало обязательным требованием при комплексной оценке деятельности образовательного учреждения.
Первым принципом менеджмента качества является ориентация на потребителя. Определение степени удовлетворенности потребителей — одна из главных задач менеджмента качества.
Сама жизнь продиктовала переход при создании государственных образовательных стандартов третьего поколения от квалификационного подхода к компетентностному. Студенту нужно дать не просто набор знаний, умений и навыков, а научить его успешной работе в постоянно изменяющихся внешних условиях. Нужно сформировать у него социально-личностные компетенции, умение и готовность учиться в течение всей жизни, способность и готовность менять направления деятельности, умение работать в коллективе, участвовать в творческом процессе. Если набор знаний можно передать потребителю, то сформировать все эти компетенции возможно только в том случае, если студент будет активным участником образовательного процесса. С нашей точки зрения, студент — не потребитель, а участник совместной с педагогическим коллективом деятельности по получению им образования.
Но независимо от того, является ли студент участником образовательного процесса или потребителем, получающим образовательную услугу, он является заинтересованной стороной и имеет право участвовать в оценке качества образовательной деятельности. Более того, Болонская декларация требует, чтобы в оценке качества образования в полной мере участвовал студент.
Стремление устранить затруднения, выявленные при заполнении студентами анкеты, сделать процедуру опроса инструментом динамичного оценивания большого контингента преподавателей, а также использование результатов корреляционного анализа привели к сокращению количества вопросов, предлагаемых первоначально.
При составлении анкеты учитывались следующие аспекты деятельности преподавателя, которые соответствуют признакам качества:
— социально-профессиональный;
— функционально-ролевой;
— этико-психологический;
— индивидуально-типологический.
В окончательном варианте вопросы анкеты «Преподаватель глазами студента», по которой проводится опрос, выглядят так.
1. Ясно и доступно излагает материал.
2. Вызывает и поддерживает интерес к предмету.
3. Стимулирует самообразование, развитие творческих способностей и личностных качеств.
4. Доброжелателен и тактичен со студентами.
5. Располагает к себе.
6. Профессиональные и личностные качества педагога соответствуют вашему представлению о педагоге колледжа.
В рамках работы предметно-цикловой комиссии (ПЦК) экономических дисциплин колледжа использовалась экспресс-диагностика мнений студентов о качестве деятельности преподавателей, работающих в ПЦК. Всего опрошенных – 131 студент.
Статистический анализ результатов исследования корреляции ответов на вопросы показал, что студентами воспроизводятся следующие зависимости:
• если попытаться сгруппировать первые пять включенных в анкету вопросов, то можно с определенной степенью условности разделить их на две группы, характеризующие профессиональные качества педагога (1, 2 и 3-й вопросы) и личностные (4-й и 5-й вопросы);
• первый вопрос — «Ясно и доступно излагает материал» — коррелирует со вторым вопросом — «Вызывает и поддерживает интерес к предмету» — примерно на 65 %. Оба этих вопроса характеризуют социально-профессиональный аспект деятельности преподавателя;
• четвертый и пятый вопрос коррелируют друг с другом примерно на 75 %. То есть в 75 % случаев если студент считает, что преподаватель доброжелателен и тактичен, то он также располагает к себе. Таким образом, этико-психологический и индивидуально-типологический аспекты деятельности преподавателя в восприятии студентами преподавателей тесно переплетаются;
• целостное представление о соответствии оцениваемого преподавателя студент может проявить в ответе на шестой вопрос — «Профессиональные и личностные качества педагога соответствуют вашему представлению о педагоге колледжа».
• интересно, что выставленные студентами баллы в ответах на последний вопрос коррелируют на 65 % с группой ответов на вопросы, характеризующие профессиональные качества преподавателя, а корреляции с группой ответов на вопросы, характеризующие личностные качества, не наблюдается. Это говорит о том, что в представлении студентов преподаватель колледжа — в первую очередь профессионал в своем предмете.
Обработка результатов опроса позволяет получать различные виды оценок по нескольким направлениям:
— персональная оценка позволяет получить оценочный балл каждого преподавателя;
— статистическая оценка позволяет получить обобщенное представление о качестве деятельности преподавателей в конкретном подразделении и в колледже в целом;
— аспектная оценка позволяет проводить анализ мнения студентов о преподавателе по ответам на конкретный вопрос анкеты
Интересно, что самый высокий средний балл по всем преподавателям ПЦК набирает первый вопрос: «Ясно и доступно излагает материал». Второй по величине средний балл набирает второй вопрос: «Вызывает и поддерживает интерес к предмету». Можно сделать вывод, что наши преподаватели в целом отвечают требованиям студентов по тактичности и доступности изложения материала.
Материалы опроса должны стать предметом серьезного и внимательного анализа, дать возможность администрации принимать необходимые кадровые решения с учетом мнения студентов, стать подспорьем для работы системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.
Среди поэтапного анализа многомерной оценки деятельности преподавателя опрос «Преподаватель глазами студента» является, пожалуй, чем-то вроде теста на профессиональную пригодность. Ведь нам доверил свою судьбу не потребитель образовательных услуг, а человек, чье будущее находится отчасти в наших руках. И хочется закончить словами И. Гёте: «Те, у которых мы учимся, правильно называются нашими учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя».
Список используемой литературы
1. Болотов В. А., Ефремова Н. Ф., Системы оценки качества образования, учебное пособие, М., Логос, Университетская книга, 2017.
2. Болотов В. А., Основные подходы к созданию общероссийской системы оценки качества образования в Российской Федерации. // Вопросы образования, 2004.
3. Воробьева, Е. А. Система менеджмента качества образования в условиях реализации Болонского процесса / Е. А. Воробьева // Региональное управление в условиях модернизации России. – Архангельск, 2007.
4. Гнатышина, Е. А. Модель управления качеством компетентностной подготовки педагога профессионального обучения / Е. А. Гнатышина // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2009. – № 3.
5. Давыдова Н. Н. Разработка системы менеджмента качества: управление образованием. // Народное образование, 2011, №9
6. Еремина В. Ю. Гришина М. С. Удовлетворенность родителей качеством образования и их социальное положение / В сб. XI Международной научно-практической конференции «Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования», Ч. 1., Москва-Челябинск, 2012.
7. Коваленко М. В. Проведение мониторинговых исследований качества образования: диагностика и анализ учебно-воспитательного процесса. // Управление современной школой. Завуч. 2011, №7.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.