- 26.01.2019
- 22849 Просмотров
- Обсудить
Ликино-Дулёвский политехнический колледж-филиал ГГТУ , г.Ликино-Дулёво, Московская область
Аннотация:
Введение понятия «компетенция» в практику обучения позволит решить типичную для среднего профессионального образования проблему, когда студенты, овладев набором теоретических знаний, испытывают значительные трудности в их реализации при решении конкретных задач или проблемных ситуаций.
Ключевые слова: профессиональное образование, будущая профессиональная деятельность, профессиональное мастерство, выполнение работ, практико-ориентированное образование,
Современный этап развития общества ставит перед российской системой образования целый ряд принципиально новых проблем, обусловленных политическими, социально-экономическими, мировоззренческими и другими факторами. Поэтому работодатели требуют от выпускников учебных заведений способности принимать решения в нестандартных ситуациях, решать профессиональные задачи различными способами, выбирая наиболее эффективные методы и инструменты, работать в команде, уметь работать с информацией, стремиться к самосовершенствованию.
В современных образовательных стандартах появляются новые понятия: «компетенции» – способности и готовности к действиям не только в стандартной ситуации, но и в изменяющихся условиях и «компетентностный подход» – подход, при котором результаты образования признаются значимыми за пределами системы образования. Образовательный результат в контексте Болонского процесса понимается как «использование совокупности знаний, умений, компетенций, а также личностных характеристик для успешного роста выпускников высших учебных заведений в выбранной профессии и для расширения перспектив их трудоустройства, в чем заинтересованы как сами выпускники, так и общество, экономика в целом и работодатели, в частности», и поэтому должен быть представлен «профессиональной подготовленностью выпускника к рынку труда».
Суть новой концепции модернизации профессионального образования заключается в необходимости расширения знаний и навыков, необходимых для продуктивной работы не только на производстве, но и в сфере жизни в целом. Введение новых образовательных стандартов (ФГОС) ставит перед учреждениями среднего профессионального образования ряд проблем по выполнению их требований, среди которых наиболее важным является проблема выбора методов и технологий обучения, обеспечивающих процесс формирования у обучающихся профессиональных компетенций в учреждениях СПО. На сегодняшний день ставится задача обновления профессионального образования на компетентностной основе путем усиления практической направленности профессионального образования при сохранении его фундаментальности.
Практико-ориентированное образование предполагает изучение традиционных для российского образования фундаментальных дисциплин в сочетании с прикладными дисциплинами технологической или социальной направленности. Практико-ориентированное образование можно связать с организацией учебной, производственной и преддипломной практики обучающегося с целью его погружения в профессиональную среду . Или внедрение профессионально-ориентированных технологий обучения, способствующих формированию у обучающихся значимых для будущей профессиональной деятельности качеств личности, а также знаний, умений и навыков, обеспечивающих качественное выполнение функциональных обязанностей по избранной специальности. Новые стандарты предлагают принцип вариативности, который дает возможность выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели. Поэтому педагогу необходимо ориентироваться в современных инновационных технологиях. Формировать профессиональные компетенции у обучающихся не только сложно, но и очень ответственно, т. к. задействованы глубокие познавательные процессы, социальные установки. Очень важным является вопрос о пересмотре подходов к общеобразовательной составляющей профессионального образования, что предполагает получение обучающимися не только профессии определенной квалификации, но и достаточного уровня общей культуры, интеллекта, психологической, коммуникативной подготовки, знаний и навыков поведения в новой экономической сфере. Сейчас не используется понятие «профессионализма», для оценки деловых качеств будущего работника, а при этом мы все чаще слышим такое понятие как «компетентность». Под понятием «компетентность» понимаются такие качества человека, как самостоятельность действий, творческий подход к любому делу, стремление довести его до конца, готовность постоянно учиться и обновлять свои знания, умение вести диалог и сотрудничать в коллективе, проявлять гибкость ума и способность к экономическому мышлению. Профессиональные компетенции формируют не только педагоги профессиональных циклов, но и педагоги общеобразовательных и общепрофессиональных циклов, что делает образовательный процесс интегрированным. Основным инструментом интеграции является содержание образования
Введение понятия «компетенция» в практику обучения позволит решить типичную для российского среднего профессионального образования проблему, когда учащиеся, овладев набором теоретических знаний, испытывают значительные трудности в их реализации при решении конкретных задач или проблемных ситуаций.
Образовательная компетенция предполагает не усвоение учащимися отдельных знаний и умений, а овладение ими комплексной процедурой, в которой для каждого выделенного направления определена соответствующая совокупность образовательных компонентов. Особенность педагогических целей по развитию компетенций состоит в том, что они формируются не в виде действий преподавателя, а с точки зрения результатов деятельности обучаемого, т. е. его продвижения и развития в процессе усвоения определенного социального опыта.
В настоящее время, как отмечает Л.С. Синева, российскому образованию нужна кропотливая работа над механизмами формирования компетенций и способами их измерения, преподаватели в свою очередь пересматривают формы организации занятий, подачи материала и проверки способности применять полученные знания на практике.
В учебные заведения среднего профессионального образования приходят обучающиеся недостаточно мотивированные, которые часто не имеют общего представления о содержании будущей профессии. Поэтому в нашем колледже с первого курса студенты привлекаются к участию в предметных кружках и неделях специальностей. На старших курсах студенты активно участвуют в конкурсах профессионального мастерства по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте и по стандартам WorldSkills.
Процесс обучения организуется таким образом, чтобы обучающиеся могли активно участвовать в учебном процессе. На занятиях применяются технические средства, повышающие эффективность учебного процесса, при изложении учебного материала у обучающихся были задействованы все виды памяти. При изучении специальных дисциплин основной целью является научить обучающихся совмещать теоретические знания с практикой, для этого применяются активные методы, формы обучения, нестандартные задания, такие как «разбор производственных ситуаций».
Обучая будущих техников-специалистов в области организации и управления и эксплуатационной деятельностью пассажирских грузовых перевозок, преподаватели специальных дисциплин, должны подготовить выпускников к следующим видам деятельности:
• организация перевозочного процесса (по видам транспорта).
• организация сервисного обслуживания на транспорте (по видам транспорта).
• организация транспортно-логистической деятельности (по видам транспорта).
• выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.
Кроме этого, преподаватели должны ориентироваться в требованиях работодателей, которые могут быть достаточно разнообразны ввиду разной направленности деятельности предприятий.
Грамотный работник, окончивший колледж, должен быть способен самостоятельно определять методы и средства решения профессиональных задач.
Как преподаватель может сформировать эти качества у студентов в процессе обучения? Этой цели могут служить активные методы обучения , которые позволяют учащимся самостоятельно овладеть знаниями в процессе активной познавательной деятельности.
Целью активных методов обучения является включение в процесс усвоения знаний, умений, навыков всех психических процессов (речь, память, воображение и т.д.). Работодатели требуют от выпускников применять навыки работы в команде, то есть умения слушать, вступать в диалог, доказывать свою точку зрения, выполнять задания, которые затем становятся составной частью проектов, прикладных программ или систем. Для создания условий нестандартной ситуации студентов не требуется заранее предупреждать о форме проведения занятия.
Такие методы проведения занятий позволяют формировать информационную компетенцию: развитие навыков деятельности по отношению к информации в учебном предмете: владение современными средствами информации и информационными технологиями; поиск, анализ, отбор необходимой информации и ее преобразование. Также формируется учебно-познавательная компетенция – через умение оперировать знаниями, умение учиться у других участников мероприятия; коммуникативная компетенция – через навыки работы в группе и социальная компетенция – посредством способности к сотрудничеству, осознания собственных потребностей и целей и умения определить свою роль в команде. В конце занятия студентам необходимо провести самоанализ и определить, что для них на занятии было сложным или непонятным, что они узнали нового, что вызвало наибольшее количество вопросов и трудностей. На данном этапе тренируется умение передавать информацию, осваиваются механизмы анализа, рефлексии, самооценки успешности собственной деятельности. Этот этап также может быть организован с применением активных методов обучения.
Каждый студент является полноценной личностью, которая требует к себе соответствующего отношения. Только уважительным отношением к студентам преподаватель может достичь уважительного отношения к себе. Необходимо чаще переводить монолог преподавателя в диалог со студентами. Такая форма общения между преподавателем и студентами может положительно влиять на формирование у студентов умений рассуждать, объяснять, передавать опыт.
После прохождения практики по профилю специальности (в ходе которой студенты знакомятся с организацией транспортного процесса пассажирских и грузовых перевозок, организацией транспортно-логистической деятельности и сервисного обслуживания на автомобильном транспорте) защита отчетов по практике проходит в форме свободного общения.
В процессе обучения активно применяется метод проектов на междисциплинарных курсах и дисциплинах «Экономика отрасли», «Основы логистики», «Транспортная система РФ», где можно постепенно и последовательно усложнять практические задания. Каждому студенту предлагается задание на индивидуальную тему, желательно совпадающую с внеучебными интересами. Метод проектов позволяет контролировать знания и умения студентов по пройденному материалу на каждом этапе выполнения проекта, развивает умение поиска и обработки информации, самостоятельность, исследовательские умения, способность личной уверенности у каждого участника проектного обучения, формирует знания, умения и навыки по конкретному учебному предмету, учит применять знания из различных образовательных областей для решения реальных практических задач.
Появление новых информационных технологий, связанных с развитием компьютерных средств и сетей телекоммуникаций, дало возможность создать качественно новую информационно-образовательную среду как основу для развития и совершенствования системы образования. Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках направлено на совершенствование существующих технологий обучения. Они приносят в известные методы обучения специфический момент за счет усиления исследовательских, информационно-поисковых и аналитических методов работы с информацией, повышают интерес к предмету, дают простор для самостоятельной творческой работы. На своих занятиях нами активно используется система MOODL: электронные учебники, учебные пособия, интерактивные методические указания помогают разнообразить занятия, предлагают новые формы передачи и объяснения материала.
Студенты создают презентации с элементами анимации, с использованием видеоэлементов для представления группе самостоятельно изученного материла в процессе озвучивания докладов, защиты рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ. Такой вид самостоятельной работы формирует умения поиска, анализа и отбора необходимой информации, ее организации, преобразования и передачи, что подразумевают возможности информационных компетенций. Речевое сопровождение презентаций тренирует умения грамотно и лаконично доносить информацию, формулировать свои мысли. Навыки создания студентами подобных презентаций могут использоваться не только на специальных дисциплинах. Такой вид деятельности организует у учащихся способности решать проблемы на основе известных понятий, фактов и полученных знаний из различных образовательных областей и является составляющей частью общих компетенций.
Методы и средства обучения меняются по мере изменений требований работодателей к выпускникам образовательных учреждений. Научно-технический прогресс вносит коррективы в формы и способы представления новой информации. В контексте компетентностного подхода к образованию важно развивать у студентов способности к самосовершенствованию, применению знаний и умений в нестандартных ситуациях, быстрому изучению новых технологий и способов создания конкурентоспособных продуктов.
Таким образом , в рамках обеспечения качества подготовки выпускников Ликино-Дулёвского политехнического колледжа используются компетентностно-ориентированные образовательные методы, позволяющие выстроить образовательный процесс с учетом ФГОС и сформировать у студентов общекультурные и профессиональные компетенции. Реализация компетентностного подхода позволит разрешить противоречия между требованиями к качеству образования, предъявляемые государством, обществом, работодателем, и его образовательными результатами.
Список литературы:
1 ФГОС среднего профессионального образования по специальности 230201 Организация перевозок и управление на транспорте ( по видам транспорта) от 22.04.2014 № 376.
2 Байденко В. Компетенции в профессиональном образовании // Высшее образование в России. 2006. — № 1. — С. 45–52.
3 Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика– 2003. — № 10. — С. 8–14.
4 Демкин, В. П. Инновационные технологии в образовании / В.П. Демкин // Исследовательский университет/ под ред. Г. В. Майера. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2007. Вып. 2. – С. 22–29.
5 Дмитриенко Т. А. Образовательные технологии в системе высшей школы // Педагогика. — 2004. — № 2. — С. 54–59.
6 Сидоров Ю. В. Формирование общих и профессиональных компетенций студентов в учреждении среднего профессионального образования. Журнал» Педагогическое образование в России», № 6. – 2012 г.
7 Синева Л. С. Нужен ли российскому образованию компетентностный подход? / Л.С. Синева // Преподавание истории в школе. – № 8. – 2010. – С. 3–8.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.