Меню Международное интернет - издание ISSN: 2409-4455
Современно Перспективно Оперативно
Назад » » 2019 » Январь » 28

Рабочая тетрадь как средство эффективной организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся

Буковская Татьяна Николаевна, преподаватель
ГБПОУ «Колледж управления и экономики «Александровский лицей», г. Санкт-Петербург

Аннотация: в статье рассматривается проблема управления самостоятельной работой обучающихся посредством внедрения в учебный процесс рабочих тетрадей. В статье раскрывается значение, преимущества рабочих тетрадей, а так же роль преподавателя в организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов
Ключевые слова: учебная деятельность, внеаудиторная самостоятельная работа, цель и формы самостоятельной работы, рабочая тетрадь, мотивация обучения


В условиях реализации компетентностного подхода ФГОС СПО особое внимание уделяется не только усвоению определенной суммы знаний и отработке умений, но и самостоятельному поиску ответов на поставленные вопросы и осмыслению учебного материала обучающимися.
Учебная деятельность обучающихся предусматривает различные виды аудиторных занятий (лекция, практическое занятие, семинар), выполнение курсового проекта, учебную и производственную практику, внеаудиторную самостоятельную работу, а также другие виды учебной деятельности.
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов представляет собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводится по заданию преподавателя, который инструктирует студентов и устанавливает сроки ее выполнения.

Значение внеаудиторной самостоятельной работы состоит в том, что она способствует развитию интеллектуально-логических способностей, обучающихся и способности с помощью текста выражать свои мысли, описывать и оформлять результаты учебной и исследовательской работы.
Общие цели проведения самостоятельной работы:
- формирование и развитие профессиональных и общих компетенций и их элементов (знаний, умений, практического опыта) в соответствии с требованиями ФГОС СПО и запросами работодателей;
- формирование компетенции поиска и использования информации необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного роста;
- формирование компетенции использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности;
- развитие познавательных способностей и активности студентов, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- формирование самостоятельности профессионального мышления: способности к профессиональному и личностному развитию, самообразованию и самореализации;
- развитие культуры межличностного общения, взаимодействия между людьми, формирования умений работы в команде, эффективного общения с коллегами, руководством, потребителями.

В учебном процессе среднего профессионального образования существуют различные формы внеаудиторной самостоятельной работы:
1) работа с основной и дополнительной литературой, источниками периодической печати, представленных в базах данных и библиотечных фондах образовательного учреждения;
2) самостоятельное изучение лекционного материала, основной и дополнительной литературы;
3) составление плана текста;
4) графическое изображение структуры текста;
5) конспектирование текста, выписки из текста;
6) работа со словарями и справочниками;
7) ознакомление с нормативными документами;
8) аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, контент-анализ и др.) и др.;
9) подготовка выступлений, сообщений, рефератов, докладов, презентаций, эссе;
10) составление резюме;
11) выполнение заданий в рабочих тетрадях.

Одним из методов развития целенаправленной организации самостоятельной работы студентов является внедрение в учебный процесс рабочих тетрадей.
Рабочая тетрадь – это учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе студента по освоению учебной дисциплины, междисциплинарного курса или профессионального модуля, может быть использована студентами в самостоятельном освоении теоретического материала и формировании практических умений и навыков, при подготовке к промежуточной аттестации.
Введение рабочих тетрадей в арсенал дидактических средств предоставляет преподавателю реальную возможность оптимизировать учебный процесс, так как они быстрее других «откликаются» на потребности образовательного процесса и одновременно формируют эти потребности.

Применение рабочих тетрадей в профессиональном обучении ставит перед собой следующие цели:
- обеспечить качественное усвоение рабочего материала;
- выработать умения и навыки учебной деятельности;
- способствовать активизации учебно-познавательной деятельности студентов;
- формировать навыки самостоятельной работы.
К функциям рабочей тетради можно отнести:
1) обучающую – предполагает формирование у учащихся необходимых знаний и умений;
2) развивающую – способствует развитию устойчивого внимания на занятиях;
3) воспитывающую – вырабатывает личностные качества такие как самостоятельность;
4) формирующую – формирует у обучаемых навыки самообразования;
5) рационализирующую – обучает рациональной организации учебного времени и учебной работы обучаемых;
6) контролирующую – используется для контроля и самоконтроля знаний и умений студентов.

Рабочая тетрадь содержит особую мотивацию обучения. Она является образовательным опытом развития студента. На смену заучиванию и репродукции приходит самостоятельное добывание знаний.
Самостоятельность обучающихся проявляется в умении работать с научными источниками, т.е. студенты не только могут найти самостоятельно источник в библиотеке или Интернете, но и умеют, прочитав текст, выделить ту информацию, которая требуется для решения учебной задачи. Студенты могут выполнять учебные задания от начала до конца без дополнительной консультации преподавателя.
При выполнении заданий студент заносит ответы прямо в рабочую тетрадь (вписывает, дополняет, отвечает на вопросы, зарисовывает, выстраивает последовательность и т.д.). Некоторые задания в рабочей тетради сопровождаются рисунками.

Использование тетрадей избавляет студентов от большого объема механической работы, поскольку задания рассчитаны на краткие и в то же время емкие ответы, помогают найти правильные ответы. Целиком заполненная рабочая тетрадь, в которую своевременно внесены необходимые уточнения и исправления, впоследствии может стать отличным конспектом для повторения пройденного материала, тем более полезным, что он в значительной степени готовится самим обучающимся.

Рабочую тетрадь можно применять на любом этапе учебного занятия. Она позволяет преподавателю установить «обратную связь» с обучающимися, проверить эффективность проделанной работы, требует от студентов активных мыслительных действий, помогает более качественно подготовиться к промежуточной аттестации и позволяет развить самостоятельность как профессиональное и личностно - значимое качество.

К преимуществам использования рабочей тетради в учебном процессе можно отнести следующие:
- наличие рабочей тетради исключает необходимость тратить время на запись домашних заданий;
- существует возможность провести определенную подготовку студенту на занятии;
- позволяет студенту осознать теоретический материал;
- с помощью иллюстраций способствует более полному восприятию получаемой информации, а вследствие этого более прочному усвоению знаний;
- по мере изменений требований сферы труда в рабочую тетрадь могут быть оперативно внесены необходимые изменения;
- рабочие тетради формируют у студентов мыслительные навыки и умения; помогают разрабатывать умение преодолевать трудности для достижения намеченных целей;
- способствует более качественному усвоению изучаемого материала, т.к. работая с каждым заданием самостоятельно, у студента появляется возможность максимально приложить свои способности для его выполнения;
- преподаватель становится организатором процесса обучения и консультантом в ходе выполнения работ студентами.

В практике преподавания финансово-экономических дисциплин и междисциплинарных курсов в Санкт-Петербургском государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении «Колледж управления и экономики «Александровский лицей» разработаны и используются различные типы рабочих тетрадей, отличающихся по содержанию и видам заданий.

Рабочая тетрадь может содержать краткие теоретические сведения, словарь новых понятий, алгоритм решения заданий, развивающие, творческие упражнения, вопросы для самоконтроля, список информационных ресурсов. Выполнение заданий рабочих тетрадей создает прочную базу для постижения и усвоения основного материала дисциплины и является одним из наиболее результативных видов самостоятельной работы студента. Рабочая тетрадь для самостоятельных работ содержит задания в определенной логической последовательности, соответствующей рабочей программе.

Задания подобранны в каждом варианте тетради в соответствии с требованиями к знаниям и умениям, предъявляемым по стандарту. По мере изучения тем задания в рабочей тетради усложняются. Особенностью рабочей тетради является то, что все задания рабочей тетради носят профессиональную направленность.
Например, по междисциплинарному курсу МДК.04.01 «Правовые основы регулирования финансовой деятельности» специальности «Финансы», в рабочей тетради обучающимся предложены к выполнению такие задания, как «вставить пропущенный термин», «дописать определение», выполнить тестовое задание», «заполнить таблицу», «установить соответствие», составить схему», «решить практическую ситуацию с использованием норм финансового законодательства и сделать вывод».

Организация самостоятельной работы в «Колледже управления и экономики «Александровский лицей» осуществляется следующим образом: студенты выполняют задания во внеаудиторное время в качестве домашней работы, затем на занятиях во время устных зачетов или на консультации защищают свою работу преподавателю.
Критерии оценки заданий в рабочей тетради зависят от степени сложности заданий. Например, задания I уровня оцениваются максимально в 5 баллов по пятибалльной шкале, задания II уровня (усложненного) оцениваются максимально в 10 баллов. Так, к заданиям первого уровня относятся задания: дополните определение, ответьте на вопрос, выполните тестовое задание. К заданиям второго уровня относятся: решение ситуационных задач, составление схем, установление соответствий и др.

За каждое ошибочно выполненное (не правильное) задание от максимального балла отнимается в заданиях I уровня 0,5 балла за каждое определение или ответ на вопрос и 0,1 балла за одно тестовое задание, во II уровне – 1 балл за каждое задание.
Контроль и оценка заданий в рабочей тетради, «Журнале регистрации самостоятельной работы обучающихся», электронных ведомостях контроля выполнения самостоятельной работы позволяют преподавателям и учебной части Санкт-Петербургского государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Колледж управления и экономики «Александровский лицей» отслеживать успеваемость обучающихся, а самих студентов ориентируют на успех.

В заключении можно отметить, что разработка рабочей тетради является вполне современным способом ведения учебного процесса.
Рабочая тетрадь позволяет не только организовать эффективную самостоятельную внеаудиторную работу студентов, но и способствует саморазвитию обучающихся, повышению их качества знаний.
С внедрением в педагогический процесс рабочих тетрадей контроль может осуществляться как индивидуально, так и одновременно всей группой, учащийся может проходить контроль абсолютно самостоятельно, во время проведения консультаций преподавателем.

Таким образом, рабочая тетрадь является средством обеспечения стандартизации и индивидуализации обучения, способствует более эффективной организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся.
Включение студентов в работу с тетрадями значительно увеличивает объем самостоятельной деятельности всех студентов. Индивидуальные задания вызывают у каждого студента чувство ответственности, удовлетворения, способствуют формированию познавательных интересов, умения оценивать и соизмерять свои индивидуальные способности и возможности, проявлять инициативность, самостоятельность, реализовывать личностный потенциал.

Список литературы
1. Ведерникова, Е.Г. Развитие познавательной активности студентов в процессе обучения и внеаудиторной деятельности через активизацию мышления. – М.: Эксмо, 2012.
2. Гойдина, Н.А. Организация самостоятельной аудиторной работы студентов. – М.: Эксмо-Пресс, 2009.
3. Лесик, И.С. Организация самостоятельной работы студентов как одно из условий усвоения профессиональных компетенций. – М.: ПРИОР, 2003.
4. Марохонько, О.И. Организация самостоятельной работы студентов. – М.: Эксмо-Пресс, 2010.
5. Трофимова, И.А. Педагогика и психология: Основы самостоятельной работы студентов: учебное пособие. – СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2013.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar