- 29.01.2019
- 13006 Просмотров
- Обсудить
Колледж экономики, управления и права, ФГБОУ ВО Донского государственного технического университета г. Ростов-на-Дону, Ростовская область
Аннотация: рассмотрены методы обучения, применяемые преподавателями на занятиях по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения.
Ключевые слова: методы обучения, словесный метод, наглядный метод, кейс-технологии, информационно-коммуникационная технология, игровые технологии.
Система образования за весь период своего существования перенесла немало изменений в выборе методов обучения студентов. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов образования в виде знаний, умений и навыков, формулировки ФГОС определяют реальные виды деятельности.
Деятельность преподавателя Колледжа экономики, управления и права ДГТУ реализуется в различных методах обучения. Методами обучения являются способы работы преподавателя и студентов, благодаря которым достигается овладение знаниями, умениями и навыками, развиваются способности студентов.
Традиционными методами обучения являются: словесный, наглядный и практический.
Благодаря словесным методам, применяемым в колледже, преподаватель в короткие сроки передает большую по объёму информацию, определяет проблемы и предлагает пути их решения. Словесный метод включает в себя: рассказ, объяснение, беседу, дискуссию, лекцию. В ходе изучения дисциплины «Право» проводятся групповые дискуссии на темы: «Эвтаназия или имеет ли человек право на смерть», «Комендантский час для подростков», «Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени», целью которых является повышение юридической грамотности студентов, повышение мотивации участников в решение обсуждаемых проблем. Как говорится «в спорах рождается истина». Проведение дискуссий на учебных занятиях показало целесообразность ее применения для активизации межличностных процессов в творческой, управленческой, учебной видах деятельности {1, c. 6}.
При наглядных методах усвоение учебного материала зависит от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы подразделяются на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций {1, с. 8}. Этот метод применяется в колледже в форме демонстраций правовых плакатов: «Права человека и гражданина», «Юридическая ответсвенность, ее виды», «Социальная работа с несовершеннолетними, склонными к правонарушениям», «Структура Конституции».
Не менее важным методом обучения студентов в колледже является практический метод. Основывается он в проведении практической работы. Важным элементом учебного процесса являются не только лекции, но и практические занятия, с помощью которых происходит формирование профессиональных умений, работа с нормативными документами, решение разного рода ситуационных задачи. Знания, которые получают наши студенты при изучении «Трудового права» на лекциях углубляются на практических занятиях, где студенты наделяются умениями составлять трудовой договор, оформлять различные приказы (приказ о приеме на работу, приказ об увольнении и т.д.), решать ситуационные задачи.
Как говорится: хороший юрист не тот, кто знает все нормы, а тот, кто знает, где эти нормы можно найти. Поэтому сейчас очень популярны активные методы обучения. Они представляют собой самостоятельный поиск знаний. Эти методы развивают познавательную деятельность студентов, формируют их практические умения и навыки.
Китайская мудрость гласит: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Позволь мне сделать, и это станет моим навсегда». Это высказывание характеризует активные методы обучения. К активным методам, которые применяет преподаватель в колледже является создание индивидуальных проектов.
Основной составляющей педагогической практики является исследовательская деятельность студентов. Наши студенты уже на первом курсе специальности «Право и организация социального обеспечения» проводят исследовательскую деятельность – пишут индивидуальный проект по дисциплине «Право». Студентам представлен достаточно большой выбор актуальных тем исследования, например, «Анализ почерка как инструмент психодиагностики человека», «Защита чести, достоинства и деловой репутации в российском гражданском праве», «Интеллектуальная собственность в сети Интернет», «Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних», «Эмансипация несовершеннолетнего гражданина» и другие. Благодаря этому теоретические представления о научных методах перерастают в осмысленное их применение, в результате чего развиваются исследовательские и аналитические умения, что обеспечивает успешность педагогической деятельности.
Основной мотивацией профессиональной подготовки преподавателя является призвание работать с учащимися. Преподаватель должен обладать определенными качествами, которые характеризуют его личность: профессионально-педагогическую направленность, уважение к студентам, педагогическую компетентность, педагогическое самообразование, а также общечеловеческие и моральные ценности.
При изучении каждого предмета преподаватель выделяет несколько аспектов:
- информационный – овладение информацией;
- деятельностный – овладение способами деятельности;
- личностный – осознание студентом значения познаваемого предмета;
- решение задач, определение проблем.
В зависимости от того, как студенты овладеют различными видами деятельности, как хорошо они смогут применять их для получения новых знаний, зависит их познавательная активность.
В процессе учебной деятельности мы опираемся на принципы организации системы учебно-познавательной деятельности студентов:
- принцип учета интересов и потребностей студентов в обучении;
- принцип связи обучения с жизнью, с практикой;
- принцип научности, систематичности;
- принцип сочетания различных методов и средств обучения;
- принцип объективности, а также сочетания контроля и самоконтроля.
Преподаватель должен превратить традиционное обучение, которое направлено на накопление знаний, умений и навыков, в процесс развития личности студента. В колледже в процессе обучения правовых дисциплин используют технологии, которые устраняют монотонность учебного процесса – информационно-коммуникационная технология, игровые технологии, кейс - технологии.
В процессе применения информационно-коммуникационной технологии преподаватель анализирует учебный материал, создает собственный продукт (презентацию), применяет созданный продукт, анализирует эффективность применения информационно-коммуникационной технологии.
С помощью игровой технологии осуществляется безболезненный контроль знаний даже, если студент ответил неправильно. Благодаря игровому обучению легко запоминаются сведения, активизируется мыслительная и познавательная деятельность и тем самым повышается мотивация к изучению предмета. Кейс-технология – это интерактивная технология обучения, когда преподаватель на основе реальной или вымышленной ситуации способствует формированию у студентов новых качеств и умений.
Методами кейс-технологий, применяемыми преподавателем являются: метод ситуационного анализа – преподаватель представляет студентам конкретную ситуационную задачу. Студенты же должны принять рациональное решение путем игрового взаимодействия. В ходе изучения дисциплины «Трудовое право» студенты решают ситуационные задачи, при которых они могут предложить несколько вариантов решения задачи, отличающееся от решения преподавателя, например, «Как наладить трудовую дисциплину», «Как адаптироваться в коллективе после декретного отпуска», «Как вести себя на собеседовании».
С помощью этих технологий у студентов формируется устойчивый интерес и стремление к самообразованию, а для преподавателя открываются новые возможности в преподавании своего предмета, повышается эффективность обучения, улучшается качество образования.
Для контроля полученных знаний важным моментом является принцип обратной связи. Преподаватель перед изучением предмета проводит входной контроль, текущий и промежуточный контроль, целью которых является выявление и устранение пробелов.
Основная цель преподавателя, конечно же, вооружить студента знаниями, умениями, навыками, сформировать профессиональные компетенции. Однако и воспитательная работа является неотъемлемой частью образовательного процесса.
Одной из самых критических и неоднозначных проблем государства является правовой нигилизм в российском обществе. Правовой нигилизм – отрицательное отношение к праву, закону, правовым формам организации общественных отношений. Проявляется он в различных формах:
- неисполнение и нарушение правовых норм
- нарушения прав и свобод человека и гражданина
- осознанное и умышленное нарушение законов, и подзаконных актов и другие {2, с. 2}.
Для того, чтобы преодолеть правовой нигилизм необходимо мотивировать студентов к стремлению повышения уровня правовой культуры. Проводить воспитательную работу среди студентов. В колледже проводятся внеучебные мероприятия, целью которых является правовое воспитание, которое даст возможность студентам включиться в профессиональную деятельность, проявить себя свободной личностью, обладающей системой сформированных правовых взглядов. Проводятся мероприятия, посвященные «Дню Конституции РФ», «Свобода и закон» (дискуссионный практикум), «Государственная символика России», «Культура личности - духовная ценность». Правовая культура – необходимая предпосылка и созидательное начало правового состояния общества, его цель и составная часть, это степень и характер правового развития личности {3, с. 631}.
В завершении хочется отметить, что наши студенты, заканчивая колледж, обладают рядом компетенций:
- принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;
- брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий;
- ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы;
- обладать способностью к совершению нравственных поступков, ответственности за свои решения и поступки.
Таким образом, в нашем колледже накоплен достаточный опыт по разработке и применению методов обучения. Колледж динамично развивается и адаптируется к современным требованиям образования.
Список использованных источников
1. Вигман, С.Л. Педагогика в вопросах и ответах: Учеб. пособие. / С.Л. Вигман /М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2011.- 208 с.
2. Абражеева, Д. В., Музыкин, А. А. Правовой нигилизм как социальная проблема современного российского общества [Текст] // Актуальные вопросы юридических наук: материалы III Междунар. науч. конф. — Чита: Издательство Молодой ученый, 2017.
3. Матузов, Малько, А.В. Теория государства и права. - М.: Юристъ, 2016. - с. 768.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.