Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2019 » Январь » 31

О работе классного руководителя студенческой группы по формированию нравственных основ взаимоотношений между юношами и девушками

Федорова Галина Николаевна, преподаватель
Старооскольский филиал Российского государственного геологоразведочного университета имени Серго Орджоникидзе (СОФ МГРИ-РГГРУ), СПО, г. Старый Оскол, Белгородская область


Аннотация: в статье идет речь о необходимости целенаправленной и планомерной работы педагогического коллектива учебного заведения в целом, а также классного руководителя студенческой группы по формированию взаимоотношений между юношами и девушками, как основы будущих семейных отношений.
Ключевые слова: юноша, девушка, взаимоотношения, нравственные основы, формирование, семья.


Вопрос формирования взаимоотношений между юношами и девушками достаточно сложный и многоплановый, поэтому его нужно рассматривать в нескольких направлениях: физиологическом, психологическом, нравственном. Я считаю, что все эти аспекты должны быть учтены при работе классного руководителя в студенческих группах.
В связи с тем, что все члены педагогического коллектива любого учебного заведения, так или иначе должны заниматься воспитательной работой, то этой темы касаются преподаватели ряда общественных дисциплин на уроках истории, философии, обществознания, а также биологии, естествознания и других, где целесообразно обсуждение этих вопросов в ходе изучаемых тем.

Однако, основная воспитательная работа ложится на плечи классных руководителей студенческих групп, в том числе и в указанном направлении.
За время своей педагогической деятельности я была классным руководителем в группах, где были только девушки, только юноши, а также со смешанным контингентом. Исходя из опыта работы, могу утверждать, что деятельность классного руководителя по формированию нравственных основ отношений между полами должна строиться, исходя из состава групп.

Конечно же, есть общие темы для разговора, но есть и вопросы, которые требуют обсуждения с отдельными полами.
К сожалению, нам все чаще приходится сталкиваться с грубостью, пошлостью, цинизмом отдельных молодых людей, в том числе и в отношениях к противоположному полу. Как правило, эти дети вырастают в семье, где любовь осквернена то ли изменой, то ли циничным про¬явлением животных инстинктов, то ли расчетливыми поиска¬ми материального благополучия, вследствие чего многие молодые люди вступают в жизнь опустошенными равнодушием и бес¬сердечностью родителей. И наша задача – исправить (или хотя бы попытаться исправить) существующее положение.

Хочу отметить, что тема взаимоотношения юношей и девушек всегда интересна для студентов, скорее всего, как особая сфера общения для молодежи. Увлеченность теми, кто принадлежит к другому полу, совершенно естественное явление для юношеского возраста. Это общение часто дополняется и развивается личной фантазией. Отмечается и домысливается все, что может быть истолковано как знак внимания. Если в компании появляется новый человек, то поведение всех может измениться. Молодые люди вдруг начинают говорить, действовать, относиться к окружающим не совсем так, как привыкли. И все это – ради одной цели: привлечь внимание новой девушки или нового юноши.
Безусловно, работу по формированию нравственных основ взаимоотношений будущих мужчины и женщины нужно начинать, по крайней мере, еще в школе, задолго до того, как у молодого человека возникает влечение к лицу противоположного пола. Прежде всего, надо научить его больше отдавать, чем брать, отдавать другому человеку все тепло своей души и уже от одного этого получать удовлетворение.

Вообще все, что касается общения, понимания, можно считать прикосновением к тайне, я именно так к этому отношусь. Почему? Каждый человек - столь бесконечная тайна, неистощимая, бездонная, что невозможно сказать: «Я узнал ее», или: «Я узнал его». Наибольшее, что можно сказать: «Я старался, как мог, но тайна осталась тайной». На самом деле, чем больше ты узнаешь другого человека, тем больше тайн открывается.

Всегда стараюсь подчеркнуть важность вопроса формирования отношений юношей и девушек, ведь мир состоит из двух половинок - мужской и женской. В этом проявляется вся красота и изящество, все прекрасное и загадочное. Ведь мужчина и женщина - это две части одного целого и две противоположности.

Работа по формированию нравственных основ взаимоотношений юношей и девушек должна строиться в соответствии с поставленной целью, осуществляться планомерно в течение всего периода обучения. Цели этой работы я вижу в следующем:
- раскрыть смысл взаимоотношений между юношами и девушками;
- раскрыть сущность нравственных основ взаимоотношений полов;
- раскрыть сущность понятий «мужественность» и «женственность», охарактеризовать ложные представления об этих понятиях;
- развивать навыки конструктивного общения, культуры взаимоотношений, умения слушать и высказываться на различные темы;
- развивать эмпатию (осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания);
- показать роль самовоспитания в приобретении лучших черт мужского и женского характера;
- рассказать студентам о тех правилах, которые могут помочь им при выборе жениха или невесты.

В соответствии с целями, обозначу ряд основных задач, решение которых позволит облегчить общение полов и установить взаимопонимание между юношами и девушками:
- создать условия для открытого, прямого диалога (общения, обмена мнениями, информацией) для студентов по заданной теме;
- расширить знания студентов о роли общения и взаимопонимания в жизни че¬ловека, об умении найти общую тему с собеседником;
- улучшить представление об особенностях восприятия представителей противоположного пола;
- познакомить с навыкам эффективного общения юношей и девушек, воспитывать культуру общения;
- улучшить представления подростков о поло-ролевых стереотипах.
Обращаю внимание на то, что во все века нравственные основы взаимоотношений юношей и девушек неизменны - воспитанность, благородство и самообладание, скромность, вежливость, доброта, отзывчивость, способность понять другого человека, уважительное отношение к окружающим, к старшим, самоотверженность.
Всегда подчеркиваю важность таких понятий, как долг юноши и девушки. Долг юноши - оберегать и сохранять достоинство и честь девушки. Долг девушки - девичья честь и достоинство.

Так как девушка и юноша - будущие мать и отец, воспитатели детей, хранители семейного очага, то нравственные основы взаимоотношений между ними, заложенные в юности, перенесутся и в их семью, а семья - важнейшая ценность в жизни каждого человека и общества в целом. Семья - это дом. И упускать этот аспект нельзя по многим причинам.

К сожалению, реалии печальны. В наше время более половины девушек связывают свое будущее исключительно с хорошей работой. Трансформация духовных ориентиров, рост числа гражданских браков и неполных семей привели к обесцениванию института семьи. Семейные ценности становятся все менее значимыми. Следствием стал демографический кризис. Около 760 тысяч детей в России воспитываются сегодня в неполных семьях, в 90% случаев ребенка воспитывает мать.

Считая, что духовно-нравственная культура отношений юношей и девушек являются залогом формирования семейных ценностей, отдельно провожу мероприятия, посвященные семье и семейным отношениям, в том числе и проблемам молодой семьи. Подчеркиваю, что когда двое влюбленных решают связать свою судьбу, они меньше всего думают о том, насколько подходят друг другу. При выборе спутника жизни, создании семьи, человек не должен основываться на чувствах - это выбор через эмоции, и не должен решать столь важное дело с помощью холодного и трезвого расчёта. В создании семьи каждый должен понимать своё жизненное предназначение и иметь ясный для себя путь развития, в котором есть важное место и спутнику жизни. Это должен быть гармоничный союз, и не столько в гармонии характеров, сколько в гармонии отношений.

Акцентирую внимание студентов на том, что к созданию семейных отношений стоит относиться с большой ответственностью, ведь на протяжении всей жизни человека семья играет очень важную роль. В совместной жизни многое зависит не только от взаимности любви, но и от нравственной, психологической, сексуальной и даже бытовой культуры партнеров.
Нравственная культура в семейных отношениях проявляется через доброту, заботу о близком человеке, ответственность за него, тактичность, терпимость. Эти качества так необходимы в союзе, где встречаются совершенно разные люди, из разных семей, с разными взглядами, привычками и интересами. Ведь характер - это отражение внутренних принципов человека, его жизненных взглядов, которые меняются в течение жизни. Целомудрие в браке - это верность супругов друг другу, отсутствие излишеств в их сексуальной жизни.

Формы работы, которые я использую при проведении классных часов с примерами тем:
• Беседа «Дружба между юношей и девушкой. Психологические (нравственные, физические) особенности отношений».
• Диспут «Идеал мужчины и женщины: каков он сегодня?»
• Тематический вечер «Чистота моральных отношений»
• Музыкальная гостиная «Любовь и кое что еще…»
• Анкетирование «Я думаю, что …»
• Занятие «Общение и взаимопонимание между юношами и девушками»
• Тестирование «О любви и не только»
• Круглый стол «Образ рыцаря сегодняшнего дня»
• Презентация «Культура отношений юношей и девушек»
• Разговор на заданную тему: « Красота внешняя и внутренняя»
• Игра «Строим семейные отношения».
Самое важное, что объединяет юношей и девушек в этом чудесном возрасте - это пора достижений, стремительного накопления знаний, умений, которые так необходимы в будущем. Поэтому мы должны использовать время их пребывания в учебном заведении и для того, чтобы сформировать нравственные основы отношений между ними, как залог создания крепкой семьи в дальнейшей жизни.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar