Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2019 » Февраль » 2

О конфликтах в образовательной среде

Федорова Галина Николаевна, преподаватель
Старооскольский филиал Российского государственного геологоразведочного университета имени Серго Орджоникидзе (СОФ МГРИ-РГГРУ), СПО, г. Старый Оскол, Белгородская область

Аннотация: в статье идет речь о конфликтах, неизбежно возникающих в классической системе образования в отношениях между преподавателями и студентами, характеристиках, причинах, разновидностях, видах конфликтов, а также негативных факторах, которые проявляются в конфликтном взаимодействии и правилах поведения в конфликте.
Ключевые слова: конфликт, преподаватель, студент, негативные факторы, правила поведения, конфликтное взаимодействие.


Общение с людьми – неотъемлемая часть, необходимое условие полноценной жизни каждого человека. В процессе общения неизбежно возникают противоречия и различия во взглядах, действиях. Так же как и общение, конфликты являются частью нашей повседневной жизни. Под конфликтом, как правило, понимают столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов двух сторон.
Конфликт - наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм.

Конфликты могут возникать по любому поводу. Можно выделить несколько основных причин конфликтов между участниками взаимодействия:
1. Различия в ценностях. Участники деятельности всегда наделяют ее для себя определенным ценностным смыслом (зачем, ради чего, что главное). Возникающие противоречия часто касаются именно ценностей деятельности.
2. Различие в целях. Группы внутри одной организации или отдельные личности как известно могут преследовать собственные цели, не совпадающие с целями других участников деятельности.
3. Различия в способах достижения цели. Участники совместной деятельности могут иметь различные взгляды на пути и способы достижения цели.
4. Неудовлетворительные коммуникации. Конфликты в педагогической среде часто связанны с неудовлетворительными коммуникациями («почему мне не сообщили вовремя?», «я не знал об изменениях в расписании» и т.д.). Плохая коммуникация препятствует управлению конфликтами.
5. Распределение ресурсов. Даже в самых крупных и богатых организациях ресурсы всегда ограниченны. Время, деньги, помещение, оборудование – все это ресурсы, необходимые для выполнения работы. Необходимость что-то распределять практически неизбежно ведет к конфликтам, потому что люди всегда хотят получить больше и собственные желания всегда кажутся более обоснованными.
6. Взаимозависимость. Возможность возникновения конфликта существует везде, где один человек (или группа) зависит от другого человека (или группы) в решении какой-либо задачи.
7. Различия в психологических особенностях. Не следует считать ее главной причиной, но и игнорировать роль психологических особенностей тоже нельзя. Каждый человек обладает определенным темпераментом, характером, потребностями, установками, привычками. Порой эти различия участников деятельности могут осложнять взаимодействие.

Конфликты могут возникать во всех сферах жизни, в том числе и в профессиональной деятельности. Бесспорно, в классической системе образования, в отношениях между преподавателями и студентами, возникновение конфликтных ситуаций также неизбежно. Они возникают в силу ряда причин:
- в силу социально-ролевого, информационного и интеллектуального неравенства сторон, в результате которого одна имеет право не только оценивать другую, но и устанавливать правила этой оценки;
- в силу естественного антагонизма поколений, усиленного особенностями современной действительности;
- из-за объективно недостаточной формализованности образовательного процесса, когда субъективные взгляды и личные отношения сторон оказываются первичными по отношению к содержанию и цели делового общения между ними;
- в силу нежелания сторон признать друг друга деловыми партнерами и равноправными субъектами образовательного процесса.

Каковы структурные и динамические характеристики конфликтов. Это:
содержание и причины конфликтов; конфликтное пространство (зоны); конфликтное время; участники конфликтов; стили поведения в конфликтах.

Единой классификации конфликтов нет, однако, чаще всего выделяют следующие виды:
• Внутриличностные – конфликты, которые происходят внутри нас. Здесь участниками конфликта являются не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира человека. При этом развитие личности невозможно без преодоления внутренних противоречий.
• Межличностные - самый распространенный тип конфликта. В образовательных учреждениях он может возникать между участниками педагогического процесса одного или разных статусов: учитель (воспитатель) – ребенок, педагог-педагог (начальник), педагог-родитель.
• Конфликт между личностью и группой (внутригрупповой) – столкновение различий в интересах большинства и одного из членов группы. В педагогической практике конфликт между классом и преподавателем, учителем (воспитателем) и администрацией, между участниками неформальной молодежной группы и 1 ее участником.
• Межгрупповой конфликт - образовательное учреждение состоит из множества формальных и неформальных групп, между которыми могут возникать конфликты. Например, между руководством и исполнителями (администрация – педагоги), между группами студентов и преподавателей.

Педагогические конфликты имеют ряд особенностей:
- профессиональная ответственность преподавателя за педагогически правильное разрешение ситуации (образовательное учреждение — модель общества, где усваиваются социальные нормы отношений между людьми);
- участники конфликтов имеют различный социальный статус, чем и определяется разное поведение в конфликте;
- разница в возрасте и жизненном опыте участников разводит их позиции в конфликте, порождает разную степень ответственности за ошибки при его решении;
- различное понимание событий и их причин участниками (конфликт «глазами преподавателя» и «глазами студента» видится по-разному);
- присутствие других при конфликте делает их из свидетелей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них;
- профессиональная позиция педагога в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении;
- всякая ошибка педагога при разрешении конфликта порождает новые ситуации и конфликты;
- конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить.

В какой бы форме не происходил конфликт, он всегда проходит несколько стадий развития: 1) возникновение конфликта (появление противоречия); 2) осознание данной ситуации как конфликтной хотя бы одной из сторон; 3) непосредственно само конфликтное поведение; 4) исход конфликта (конструктивный, деструктивный).

В педагогической деятельности выделяются две основные группы конфликтов: деловые и личностные. Деловые возникают на почве несовпадения мнений и поступков при решении проблем делового характера (режим работы, нагрузка, методы обучения и т.д.). Они больше характерны для системы отношений педагог-педагог. Могут возникать между учителями (воспитателями), администрацией и педагогом. Исход зависит от того, какую стратегию поведения выберут участники конфликта.

Личностные конфликты протекают на основе противоречий в личностных интересах (оценка людьми друг друга, реальной или кажущейся несправедливости в оценке их действий, результатов работы). Они более характерны для отношений «педагог-родитель». Исход так же зависит от выбора способа решения и стиля поведения в конфликте.
Конфликты делового характера можно предупреждать и снимать следующим образом: 1). Прежде чем реагировать на действия другого лица, необходимо выяснить, почему данный человек поступает так, а не иначе. 2). Необходимо побудить участников конфликта на установление прямого контакта друг с другом, на открытое обсуждение и совместный анализ сложившейся ситуации.

Конфликты личностного характера предупреждать и устранять труднее, чем деловые, т.к. они основываются на глубоких внутренних противоречиях, которые связанны с чертами характера, взглядами на жизнь, установками и убеждениями. Данная группа конфликтов решается преимущественно уклонением или компромиссом.

Какие вообще существуют способы разрешения конфликтов? К. Томас выделяет 5 способов выхода из конфликтной ситуации:
1. Соревнование (конкуренция) – действие только в своих интересах, полное игнорирование интересов партнера.
2. Уклонение (избегание) - уход от ответственности, при этом отсутствует внимание интересам обеих сторон.
3. Компромисс достижение половинчатой выгоды для каждой стороны за счет взаимных уступок
4. Приспособление полное признание правоты другого в ущерб собственным интересам.
5. Сотрудничество позволяет учесть интересы обеих сторон.

В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективными являются такие способы выхода из конфликта, как сотрудничество и компромисс. Однако любой из представленных способов может оказаться в разных ситуациях эффективным, поскольку имеет как положительные, так и отрицательные стороны.

К потенциально конфликтогенным педагогическим ситуациям можно отнести: конфликты деятельности, возникающие в связи с выполнением учебных заданий, успеваемостью, внеучебной деятельностью; конфликты поведения (поступков), возникающие из-за нарушения учащимися правил поведения на занятиях; конфликты отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и преподавателей в сфере их общения в процессе педагогической деятельности.

Есть определенные техники, снижающие напряжение в конфликтах. Это:
предоставление партнеру возможности выговориться; вербализация эмоционального состояния (своего и партнера); подчеркивание общности с партнером; проявление интереса к проблемам партнера; подчеркивание значимости партнера, его мнения в ваших глазах; в случае вашей неправоты – немедленное признание ее; предложение конкретного выхода из сложившейся ситуации; обращение к фактам; спокойный и уверенный темп речи; поддержание оптимальной дистанции, угла поворота и контакта глаз.

Правила поведения в конфликте: 1. Акцентировать внимание на поступках (поведении), а не на личности. 2. Управлять своими эмоциями. 3. Не усиливать напряжение ситуации. 4. Обсуждать проступок позже. 5. Позволять оппоненту «сохранить лицо». 6. Демонстрировать неагрессивное поведение.

Нельзя оставить без внимания и последствия конфликтов, которые делят на два класса: негативные и позитивные. Негативные последствия:
• Отношения конкуренции между людьми.
• Отсутствие стремления к сотрудничеству, добрым отношениям.
• Представления о противоположной стороне как о «враге», о своей позиции – как об исключительно положительной, о позиции оппонента – только как об отрицательной.
• Сворачивание или полное прекращение взаимодействия с другой стороной, препятствующее достижению общих целей.
• Убеждение, что «победа» в конфликте важнее, чем решение реальной проблемы.
• Чувство обиды, неудовлетворенности, плохое настроение, снижение мотивации учебной деятельности.
Позитивные последствия конфликтов:
• Проблема решается таким путем, который устраивает все стороны, и в результате люди чувствуют себя причастными к решению важной для них проблемы.
• Совместно принятое решение быстрее и лучше претворяется в жизнь.
• Стороны приобретают опыт сотрудничества при решении спорных вопросов и могут использовать его в будущем.
• Эффективное разрешение конфликтов между преподавателями и учащимися разрушает так называемый «синдром покорности» - страх открыто высказывать свое мнение, отличное от других.
• Улучшаются отношения между людьми.

К сожалению, в настоящее время резко увеличилось количество суицидов в молодежной среде, таким образом, это воспринимается молодыми как способ разрешения конфликта.Характерная для подросткового возраста общая неустойчивость, повышенная самооценка, эгоцентризм, недостаточность критики – способствуют снижению ценности жизни и в конфликтной ситуации создают предпосылки для суицида.

Суицидальное поведение формируется под воздействием психотравмирующей ситуации, неразрешимого конфликта, но опять же важным является, как воспринимает все это сам человек. Максимализм в оценках, неумение видеть последствия своих поступков и предвидеть исходы сложившейся ситуации, отсутствие жизненного опыта могут породить у подростка чувство отчаяния и одиночества. И незначительная конфликтная ситуация может стать суицидоопасной. Зачастую ребенком движет цель – повлиять на поведение другого человека, и лишь небольшое желание умереть.

Каковы же правила разрешения конфликта? 1) Выявить предмет, источник причину конфликта. 2) Не заменять предмет конфликта (не переходить на личности). 3) Надо знать, как развивается конфликт (стадии). 4) Необходимо внимательное отношение к обеим сторонам конфликта. Надо выяснить, чего добивается инициатор конфликта, какова его цель – деловые самоутверждение, амбиции и т.д. 5) Нужна правильная оценка стиля поведения обеих сторон. В конфликте не должно быть победителей, чтобы он не развился дальше. 6) Нельзя переоценивать или недооценивать заслуги и личность участников, чтобы не ущемить одну из сторон.

Итак, с конфликтом, как с явлением неизбежным, не надо бороться. Ими надо управлять. Правильно организованное взаимодействие в ходе конфликта – это верный, хотя и нелегкий путь к согласию.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar