- 17.02.2019
- 1615 Просмотров
- Обсудить
учитель химии и биологии МБОУ школы №1 г. Серафимовича Волгоградской области
Сегодня перед школой стоит важнейшая задача формирования новой системы универсальных знаний, умений и навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности школьников, то есть современных ключевых компетенций, необходимых для динамичной адаптации человека к обществу и полноценного функционирования в нем. Ключевая роль в решении этих задач принадлежит пропедевтике знаний, поскольку именно на пропедевтическом этапе закладываются и формируются первоначальные представления о науке и областях ее применения. В связи с тем, что происходит сокращение учебных часов по предмету, плохо решается проблема экспериментального сопровождения преподавания химии, появляются предпосылки к постепенному сокращению и в конечном итоге к исчезновению такой педагогической специальности, как учитель химии, конечно же, эта ситуация настораживает, но главное – нельзя опускать руки, необходимо искать способы решения этой проблемы.
Одна из них – постепенное введение учащихся в мир удивительной науки, т.е. пропедевтика химических знаний. Для решения данной проблемы одного желания педагога недостаточно, поэтому в начале работы по этому направлению необходимо учитывать различные аспекты этой проблемы.
Химия, являясь частью естественно-научного образования, вносит существенный вклад в научное понимание мира. Но в настоящее время химия перешла в разряд непрестижных наук. Это сложная наука, которая может заинтересовать пытливый аналитический ум, имеющий интерес к самому процессу познания. В последнее время личность школьника сильно изменилась. И одно из главных отличий заключается в отсутствии интереса к учению. Снижается любознательность, падает интерес к учебным предметам, уровень полученных знаний оказывается низким. Среди многих причин нежелания школьников учиться - недостаток внутренней мотивации. Наибольший познавательный интерес к химии, к экспериментам имеют учащиеся 6-7-х классов. Данный возраст является наиболее благоприятным для изучения химии, но базы знаний учащихся еще мало для введения систематического курса. Выходом из данной ситуации может быть пропедевтический курс химии 7 класса, который призван, используя интерес учащихся к экспериментам, сформировать умение наблюдать, делать выводы на основе наблюдений, получить первоначальные понятия о классах неорганических веществ. Кроме того, при реализации программы пропедевтического курса химии можно научить школьников решать расчетные задачи на основе имеющихся знаний по математике. Например, в 6 классе в курсе математики учащиеся решают задачи на нахождение части от целого, используя эти знания, можно решать задачи на нахождение массовой доли элемента в веществе и массовой доли вещества в растворе.
Курс пропедевтики не предусмотрен федеральным базисным учебным планом и изучение его в школе – исключительно инициатива администрации общеобразовательного учреждения.
Для проведения пропедевтики нужно учитывать и наличие материальной базы кабинета. Для решения этой проблемы кабинет химии в МБОУ школе № 1 был оснащен химическими реактивами, лабораторным оборудованием, возможными техническими средствами обучения.
Мною, как учителем химии была выбрана программа О. С. Габриеляна, И.Г. Остроумова, А.К. Ахлебинина «Химия. Вводный курс. 7 класс». [1] Методическое пособие к данной программе дополняет учебно-методический комплект О. С.Габриеляна, по которому в школе ведется преподавание предмета. На изучение пропедевтического курса химии в школе отводится 1 час в неделю, всего 34 часа.
Основные цели данного курса:
• подготовить учащихся к изучению нового учебного предмета;
• создать познавательную мотивацию к изучению химии;
• сформировать предметные знания, умения и навыки (в первую очередь расчетные и экспериментальные), на которые недостаточно времени при изучении курса химии основной школы;
• показать яркие, занимательные, эмоционально насыщенные эпизоды становления и развития науки химии;
• интегрировать знания по предметам естественного цикла основной школы на основе учебной дисциплины »Химия». [2]
Курс состоит из четырех частей:
Первая тема курса – «Химия в центре естествознания» – актуализирует химические знания учащихся, полученные на уроках природоведения, биологии, географии, физики и других наук о природе. Для отработки практических умений и навыков авторы отобрали несложные психологически доступные для семиклассников лабораторные и практические работы: знакомство с несложным лабораторным оборудованием, проведение простейших операций обращения с таким оборудованием и химическими веществами. Этой цели способствует предусмотренный в курсе домашний химический эксперимент, который полностью соответствует требованиям техники безопасности при его выполнении и обеспечивает ушедшие из практики обучения химии экспериментальные работы, продолжительные по времени («Выращивание кристаллов», «Наблюдение за коррозией металлов»).
Вторая тема курса – «Математика в химии» – позволяет отработать расчетные умения и навыки, столь необходимые при решении химических задач, для которых катастрофически не хватает времени в основной школе.
Третья тема – «Явления, происходящие с веществами» – актуализирует сведения учащихся о физических и химических явлениях, готовит их к изучению химического процесса на старшей ступени обучения.
Четвертая тема – «Рассказы по химии» – призвана показать яркие, занимательные, эмоционально насыщенные эпизоды становления и развития. Она содержит этюды о великих русских химиках, об отдельных химических веществах и некоторых химических реакциях. [3]
При отборе материала к урокам я учитываю не только методические рекомендации авторов, но курс предполагает творческое направление в деятельности педагога. Влияние средств массовой информации зачастую развивает у детей неправильное отношение к химии, поэтому предлагаемый для изучения материал должен корректировать суждения учеников о роли и месте химии в современной жизни.
На уроках чаще использую активные формы и методы обучения: повышение роли самостоятельной работы (проведения простого домашнего эксперимента), с дальнейшим обсуждением его результатов. Учащиеся с большим удовольствием принимают участие в создании презентаций, подготовке сообщений для ученических конференций.
Меня, как учителя, радуют первые результаты пропедевтического курса, ученики нашей школы с желанием участвуют в районной олимпиаде по химии, становятся победителями и призерами. Учащиеся последующих классов осваивают учебный материал с большим интересом. На следующий учебный год планирую продолжить работу по пропедевтическому курсу и ввести рейтинговую систему оценки за качеством знаний учеников.
Литература:
1. Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Ахлебинин А.К. Химия. Вводный курс М.: Дрофа, 2012.
2. Габриелян О.С., Шипарева Г.А. Химия. 7 класс. Методическое пособие. М.: Дрофа, 2006.
3. Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Ахлебинин А.К. Старт в химию. М.: Дрофа, 2006.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.