- 14.03.2019
- 6711 Просмотров
- Обсудить
ГБПОУ «Нижегородский техникум городского хозяйства и предпринимательства»
В числе важнейших проблем воспитания серьёзную тревогу вызывают вопросы духовно-нравственного воспитания молодёжи, поскольку это затрагивает как судьбы самих молодых людей, так и судьбу России. Историко-педагогический опыт убеждает, что воспитание имеет огромное значение в социальном и духовном развитии человека.
Духовность, нравственность – выступают в качестве элементов мировоззрения. В результате целенаправленного духовно-нравственного воспитания и развития, укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество и независимость, сохранение материальных и духовно-нравственных ценностей, развиваются благородство и достоинство личности [16].
Духовно-нравственное развитие личности является ключевым фактором развития целого государства, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человеческий фактор, состояние и качество его внутренней жизни конкретного человека.
Темпы и характер развития общества прямым образом зависят от гражданской позиции отдельного человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей. Воспитание гражданина, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России [7].
Духовно-нравственное воспитание - целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и обучающихся, направленный на формирование гармоничной личности, на развитие её ценностно-смысловой сферы, посредством сообщения ей духовно-нравственных и базовых национальных ценностей.
Под «духовно-нравственными ценностями» понимаются основополагающие в отношениях людей друг к другу, к семье и обществу принципы и нормы, основанные на критериях морали: добра и зла, лжи и истины.
По словам учёного В.И. Павлова, духовно-нравственное воспитание личности направлено на формирования её:
- нравственных чувств совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма;
- нравственного облика - терпения, милосердия, кротости, незлобивости;
- нравственной позиции - способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний;
- нравственного поведения - готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли [17].
Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации.
Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений — всё это непосредственно зависит от того, насколько гражданин России понимает и принимает общенациональные и общечеловеческие ценности, следует им в личной и общественной жизни.
Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 9, п. 1) установлено: «…Основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учётом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся».
Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и важным компонентом социального заказа для образования.
Содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями и приобретает определённый характер и направление в зависимости от того, какие ценности общество вырабатывает, как организована их передача от поколения к поколению.
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей её полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни и сознание народа и конкретного человека.
Усилия общества и государства направлены сегодня на воспитание у детей и молодежи активной гражданской позиции, чувства ответственности за свою страну. Образование, выстраивающее партнёрские отношения с другими социальными институтами, является основным для педагогического воздействия на духовно-нравственное развитие личности гражданина России. При этом основным субъектом, реализующим цели духовно нравственного развития и воспитания, определяющим пути и методы их достижения на основе опыта и традиций отечественной педагогики, собственного педагогического опыта, является педагогический коллектив образовательного учреждения. Содержание духовно-нравственного развития обучающихся, деятельность педагогических коллективов общеобразовательных учреждений должны быть сфокусированы на целях, на достижение которых сегодня направлены усилия общества и государства.
Сфера образования призвана обеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание личности обучающегося для становления и развития его гражданственности, принятия им как гражданином России национальных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.
Носителями базовых национальных ценностей являются социальные, профессиональные и этно-конфессиональные группы, составляющие многонациональный народ Российской Федерации. Соответственно, духовно-нравственное развитие гражданина России в рамках образования осуществляется в педагогически организованном процессе осознанного восприятия и принятия обучающимся ценностей:
- семейной жизни;
- культурно-регионального сообщества;
- культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей, соответствующая традиционной российской религии;
- российской гражданской нации;
- мирового сообщества.
Духовно-нравственное развитие личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.
Следующая ступень развития гражданина России — это осознанное принятие им как личностью традиций, ценностей, особых форм культурно исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются для него конкретным содержанием понятия «Отечество», «малая родина», «родной край», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом», «святыни родной земли» [14].
В наше сложное время необходимо показать обучающимся духовно-нравственные ориентиры, на которых основана национальная гордость и патриотизм. И в этом особую роль играет история родного края (краеведение как учебный предмет или дисциплина): благодаря этому предмету можно успешно решать эти задачи.
История родного края (краеведение) — это и освоение местного исторического опыта, и важнейшая деятельность, нацеленная на выявление, сохранение и изучение культурного и природного наследия.
Эта дисциплина, являясь одним из источников знаний людей о родном крае, формирует историческую память, чувство причастности к общей истории, национальное достоинство.
История родного края в нашем техникуме преподается несколько лет. Это раскрывает возрастание интереса к истории малой родины. Приобщение обучающихся к краеведению помогает воспитанию их как людей современных, как граждан и патриотов, носителей высокой нравственности и духовной культуры и продолжателей национальных традиций, созидателей и гуманистов, а труд преподавателя краеведения делает еще более значимым и необходимым.
Одним из путей преодоления проблем духовно-нравственной нестабильности является воспитание нового поколения молодёжи, опирающегося на преемственность традиций предшествующих поколений.
Преемственность между поколениями - процесс взаимной передачи, усвоения, сохранения и использования материальных и духовных ценностей, социальной информации и опыта. Преемственность в обществе представляет собой закономерную связь между прошлым, настоящим и будущим, обеспечивает целостность исторического развития.
В некоторых случаях решение этой большой государственной важности проблемы связывают с религией, которая становится неотъемлемой частью учебного процесса и воспитания ряда образовательных учреждений.
«Воспитать молодое поколение, способное жить по законам добра и быть невосприимчивым к злу, активно противостоять злу, – вот наша главная задача. И от того, насколько успешно мы можем решить эту задачу, будет зависеть судьба России, судьба каждого из нас. Сегодня мы поняли, что решить эту задачу без опоры на традиционные ценности нельзя, потому что на протяжении тысячи лет именно православие было основой духовно-нравственной жизни нашего государства и народа. Предложить сегодня иную разумную альтернативу этой великой духовно-нравственной основе нельзя, её можно только дополнить лучшими достижениями современной жизни…». В таком ключе звучало приветственное слово участникам конференции, посвящённой преподобному Серафиму Саровскому в г. Курск (2005 г.) [14].
Духовно-нравственное развитие достигает содержательной полноты и становится актуальным для самого обучающегося, когда соединяется с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора. Таких проблем в нашем государстве множество, и они не уходят даже из жизни самых благополучных, динамично развивающихся стран. Поэтому мы – преподаватели - должны, в том числе и через историю родного края развивать в них тот нравственный код, который им поможет быть полноценными гражданами, позволит не заразиться ядовитыми идеологиями современности, которых сейчас немало. Они должны осознать, что сделать себя нравственнее, добрее, чище - значит сделать таким мир вокруг себя [4].
Основываясь на перечисленных проблемах и особенностях дисциплины «История родного края», мы разработали соответствующие положения и принципы рабочей программы по дисциплине. Она соответствует общепедагогическим, дидактическим принципам и задачам, который были поставлены педагогической наукой перед обществоведческими науками и внеклассной работой. Темы, направления уроков, внеучебной и внеклассной деятельности история родного края связаны с другими дисциплинами. Тематика проектной деятельности не только раскрывает важнейшие краеведческие темы, но и позволяет раскрывать творческие способности обучающихся.
Направления краеведческой работы в техникуме:
1. Интегрированные уроки;
2. Внеурочная деятельность;
3. Проекты;
4. Конкурсы и фестивали.
В течение последних лет в рамках внеурочной и проектной деятельности мною представлены совместные работы с обучающимся по истории родного края «Малые города России», «Зеленая планета глазами детей», «Варнавинский мужской монастырь», (По материалам экспедиции Варнавино- Великий Устюг); Всероссийская художественно-промышленная выставка в Нижнем Новгороде 1896 г., История завода «Красное Сормово» с посещением музея завода, 500-летие Нижегородского Кремля.
В рамках исследования проекта появилась работа «Моя малая Родина Р.П Б. Козино», которую можно далее продолжить и дополнить.
Одним из позитивных итогов этого учебного года является участие обучающихся в районных мероприятиях, посвященных 100-летию ВЛКСМ и Великой Отечественной войне, где ребята заняли 1 место. В этих играх присутствовали вопросы по истории родного края.
Таким образом, одним из эффективных путей духовного и нравственного воспитания молодёжи является её приобщение к изучению своей малой родины. Любовь к родному краю, знание его истории, культуры, традиций – вот основа, на которой осуществляется рост духовной культуры всего общества. Пропаганда краеведения становится необходимостью в современной системе образования. Участие обучающихся в краеведческой деятельности повышает уровень их самосознания, развивает художественный вкус, эстетическую оценку, воспитывает уважение к культуре и истории своего народа, чувство благодарности к старшему поколению, создает возможности для их самореализации в процессе этой общественно – полезной, увлекательной, благородной работы, а также в будущей профессиональной деятельности [5].
Литература
1. Акулич С.Н. О сущности понятия «краеведческий документ» / С. Н. Акулич // Сов. библиотековедение. – 1990. – № 4. – С. 56.
2. Балацкая Н.М. Компьютеризация [краеведческой деятельности библиотек]: планы и надежды / Н. М. Балацкая // Б-ка. – 1998. – № 10. – С. 82-84.
3. Балацкая Н.М. Краеведческая работа библиотек: достижения и проблемы / Н. М. Балацкая // Библиотечное краеведение в развитии провинциальной культуры России: материалы Всерос. науч. конф. 17-19 нояб. 2004 г. – Киров, 2004. – С. 5-12.
4. Барейчева Р.М. Краеведческие пособия для детей / Р. М. Барейчева // Мир библиогр. – 2000. – № 4. – С. 58-59.
5. Васькова Н.И. История родного края в указателях / Н. И. Васькова, О. А. Елистратова // Мир библиогр. – 2001. – № 1. – С. 40-43.
6. Вольберг Г.М. Краеведческая библиография в Российской Федерации: состояние, тенденции развития / Г. М. Вольберг // Краеведческая работа современных библиотек: сб. науч. тр. / РНБ. – СПб., 1997. – С. 19-57.
7. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». М., 2009.
8. Дмитриенко Н.Н. Все врут календари? / Н. Н. Дмитриенко // Мир библиогр. – 2003. – № 1. – С. 12-14.
9. Жлобинская О.Н. Информационно-поисковый язык краеведческих баз данных / О. Н. Жлобинская // Краеведческая работа современных библиотек: сб. науч. тр. / сост.: Н. М. Балацкая Г.М. Вольберг. – СПб., 1997. – С. 85-108.
10. Касьянова И.Р. Краеведческие информационно-библиографические потребности преподавателей гуманитарных дисциплин высшей школы : автореф. дис. … канд. пед. наук: 05.25.03 / И. Р. Касьянова; Краснодар. гос. ун-т культуры и искусств. – Краснодар, 2002. – 19с.
11. Кушнаренко Н.Н. Краеведческая деятельность библиотек: учеб. пособие / Н. Н. Кушнаренко; МГИК. – М., 1993. – 89 с.
12. Кушнаренко Н.Н. Региональные центры по обеспечению краеведения / Н. Н. Кушнаренко // Сов. библиотековедение. – 1990. – № 4. – С. 45-58.
13. Кушнаренко Н.Н. Сводные краеведческие каталоги областных библиотек / Н. Н. Кушнаренко, В. В. Седых // Библиотековедение. – 1991. – № 3. – С. 54-60.
14. Михайлов А.Н. Приветственное слово участникам конференции // Преподобный Серафим Саровский и судьбы России: прошлое, настоящее, грядущее. – Курск: Изд-во Курского гос. пед. ун-та, 2005. С. 6-7
15. Пашнина И.И. Зарождение литературного краеведения и краеведческой литературной библиографии в России / И. И. Пашнина // Культура. Творчество. Человек. – ч. II: Библиотековедение. Библиографоведение. Информатика: тез. Всерос. респ. науч. конф. / М-во культуры РСФСР; Самар. гос. ин-т культуры. – Самара, 1991. – С. 82-84.
16. Попов В. П. Актуальные вопросы патриотического воспитания студентов. СПО. Приложение к ежемесячному теоретическому и научно-методическому журналу “СПО”. – 2007. №5
17. Синенко В.Я. «Духовно-нравственное становление растущей личности в системе взаимодействия семьи и школы. // Семья, школа, церковь.
18. Сторожева Н.В. Библиографическая культура потребителей краеведческой библиографической информации: к постановке проблемы / Н. В. Сторожева // Проблемы культуры в условиях Сибири и перестройки: тез. док. респ. науч. конф.: ч. IV: Библиотека и общество / Кемеров. гос. ин-т культуры. – Кемерово, 1990. – С. 111-112.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.