- 15.03.2019
- 7031 Просмотр
- Обсудить
Дегтярѐва Наталия Александровна
ГБПОУ «Волгоградский политехнический колледж имени В.И. Вернадского»
ГБПОУ «Волгоградский политехнический колледж имени В.И. Вернадского»
«Компетентностный подход – это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов».
Под организацией образовательного процесса в условиях компетентностного подхода понимают создание условий для формирования опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, и иных проблем, составляющих содержание образования.
Концепцией модернизации российского образования определена цель профессионального образования – это подготовка квалифицированного, компетентного, ответственного работника, готового к профессиональному самосовершенствованию, способного к эффективной работе, конкурентоспособного на рынке труда.
Соответственно, основная задача профессионального образования - научить студентов, самостоятельно работать, самим выстраивать систему своих знаний, исходя из собственных запросов, возможностей, устремлений, а также обеспечить освоение и воспроизводство ими социального опыта.
Особенностью компетентностного обучения является усвоение не «готового знания», а организация учебного процесса, в котором бы исследовались условия происхождения и становления данного знания.
Основные положения компетентностного подхода, а именно, готовность проявить имеющийся опыт, осваивать новые способы деятельности, возможность проявить личностную позицию, в практику преподавания предметов естественнонаучного цикла логично включаются при работе студентов с применением проектных и исследовательских технологий.
Возросшая потребность современного общества в принципиально иных молодых людях, умеющих работать с информацией, обладающих способностью самостоятельно осуществлять исследовательскую и инновационную деятельность, принимать решения в ситуации выбора, ставит перед современным образованием новые задачи: развитие творческих способностей, инициативы, стремление к самореализации.
Важное место в реализации этих задач занимает проектно-исследовательская деятельность, способствующая развитию профессиональных склонностей студентов, формированию лидерских качеств, умений работать в команде, умению самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, аргументировано доказывать свою точку зрения.
Под проектно-исследовательской деятельностью понимают такую деятельность по проектированию собственного исследования, которая предполагает выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценку реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.
Проектно-исследовательская работа организуется, как правило, индивидуально или путем участия студентов в работе кружков, семинаров, конкурсах, олимпиадах, научно-практических конференциях.
Кружковая форма чаще всего используется при работе со студентами младших курсов. Руководителями кружка выступают преподаватели колледжа. Кружок может объединять как членов группы, курса, так и студентов одной специальности.
На ежегодных научно-практических конференциях исследовательских работ студентов молодые исследователи получают возможность выступить со своей работой перед широкой аудиторией. Это заставляет студентов более тщательно прорабатывать будущее выступление, оттачивает ораторские способности. Кроме того, каждый может сравнить, как его работа выглядит на общем уровне и сделать соответствующие выводы.
Таким образом, проектно-исследовательская деятельность является одной из форм учебного процесса, в которой наиболее удачно сочетаются обучение и практика. Студент сначала приобретает первые навыки исследовательской работы, затем начинает воплощать приобретённые теоретические знания в исследованиях, так или иначе связанных с практикой. Многообразие форм проектной деятельности даёт возможность каждому студенту найти занятие по душе, и участие в такой работе необходимо для наиболее гармоничного и глубокого образования.
Исследовательская деятельность обеспечивает более высокий уровень системности знания, что исключает его формализм. Большие возможности содержатся в такой форме работы, так как предоставляют студентам возможность выбора не только направлений исследовательской работы, но и индивидуального темпа и способа продвижения в изучаемом предмете.
Как же осуществляется проектно-исследовательская деятельность? Прежде всего, студентами определяется актуальная проблема, над которой в течение определенного времени индивидуально или в группе они будут работать. На этом этапе формируются умения выявлять проблемы в различных областях знаний.
Постановка задачи и составление плана работы развивает умение искать возможные пути решения выбранной проблемы, определяет объекты исследования. На данном этапе происходит сбор и изучение исходной информации, необходимой для выполнения исследований, овладение методами исследований, идет подготовка материальных средств и фронта экспериментальных работ к предстоящим исследованиям. Преподаватель консультирует студентов, рекомендует материал, источники информации, помогает выбрать оптимальные средства, необходимые для проведения исследования.
Во время проведения исследования в соответствии с поставленными задачами, у студентов развиваются умения выдвигать гипотезы. Они систематизируют и обобщают данные, анализируют информацию, полученную из разных источников.
Студенты проводят лабораторные исследования, экспериментальные работы, расчеты, разрабатывают модели, конструкции, алгоритмы, схемы.
Подведение итогов работы. Этот этап дает возможность преподавателю выработать у студентов умения делать аргументированные выводы, обрабатывать данные экспериментальной и опытной работы, оформлять полученные результаты, научить решать познавательные и творческие задачи, работать в сотрудничестве. Данный этап предусматривает показ, предварительную защиту проектных и исследовательских работ, их анализ, выявление и оценку результатов предварительной защиты.
Заключительный этап включает в себя представление результатов практической деятельности по изучению конкретной проблемы, способов ее решения, доказательства правильности решений, что позволяет развивать у студентов умение владеть искусством и культурой коммуникации. Студенты подводят итоги, определяют научную новизну, практическую значимость полученных результатов и разрабатывают рекомендации по дальнейшему использованию данной проблемы. Студенты самостоятельно готовят презентацию проекта, представляют ее на конференциях различного уровня.
На разных этапах организации проектно-исследовательской деятельности преподаватель проводит индивидуальные консультации, при этом роль педагога различна. На этапе выбора темы, целей, постановки задач он выступает в роли консультанта. Здесь важно устраниться от доминирующей роли преподавателя, предоставить студентам свободу выбора темы. Однако на этом этапе все же необходимо скоординировать дальнейшую деятельность студента с учетом его предрасположенности к определенному виду проектно-исследовательской деятельности.
При выполнении и оформлении работы преподаватель также консультирует студента, но предоставляет ему максимальную самостоятельность.
На этапе защиты преподаватель и студенты являются равноправными партнерами.
Предлагаемая методика организации проектно-исследовательской деятельности студентов позволяет утверждать, что:
- Студент становится активным субъектом учебной деятельности, реализующим себя в избранной работе и готовый к решению практических задач через личный опыт и знания;
- Происходит формирование информационной компетентности, включающей в себя умение собирать, систематизировать, обобщать и анализировать информацию, создавать новое, правильно оформлять и защищать свои выводы и предложения, воплощать их на практике, что является важнейшей составляющей любой профессиональной деятельности и успешной социализации выпускников;
- Участие в семинарах и конференциях, публичное выступление формируют позицию, дают возможность ее отстаивать. Кроме того, формируется молодежная интеллектуальная среда.
- Активное участие в проектно-исследовательской работе дает возможность попробовать свои силы в научно-практической деятельности; раскрыть свой талант и найти свое призвание; развивать коммуникативные качества, расширить круг интересов и умений; определяет готовность к сотрудничеству и самосовершенствованию, эмоциональную стабильность, компетентность и успешность.
В процессе выполнения исследовательских работ, будущие специалисты, научатся самостоятельно применять полученные знания, умения и навыки при решении конкретных производственных задач.
Список используемых источников:
1. Клоков Е.В., Денисов А.В. Технология проектного обучения // Профильная школа. 2006. № 2. С.29-30.
2. Кулеба В. Н. Из опыта проектно-исследовательской работы НОУ школы «Выбор» // Исследовательская деятельность школьников. 2004. № 4. С. 45-49.
3. Кущенко И.Ю. Исследовательская компетентность как способ формирования ключевых компетентностей школьников // Исследовательская работа школьников. 2006. № 3 С. 142-153.
4. Обухов А.С. Рефлексия в проектной и исследовательской деятельности // Исследовательская работа школьников. 2005. № 3. С.18-38.
5. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей. АРКТИ, 2005. – 110 с.
6. Ялышева Л.В. Исследовательская деятельность – условие развития творческой личности // Исследовательская работа школьников. 2003. № 3. С.28-29.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.