- 17.03.2019
- 14111 Просмотров
- Обсудить
Ликино-Дулёвский политехнический колледж-филиал ГГТУ, г.Ликино-Дулёво, Московская область
Аннотация :
Игровые технологии как форма альтернативных технологий обучения в системе среднего профессионального образования имеет все предпосылки для успешного формирования и развития профессиональных компетенций. В статье представлен обобщенный опыт применения игровых технологий для формирования и развития профессиональных компетенций обучающихся в учебных заведениях среднего профессионального образования.
Ключевые слова :: игровые технологии, игра, игровые формы занятий, игровые приемы, профессиональные компетенции, СПО.
В современных условиях реформирования российской образовательной системы все большее распространение получают разнообразные инновационные процессы. В настоящее время идет и процесс значительной активизации инновационной работы средних специальных учебных заведений, зависящий от потенциала системы среднего профессионального образования. Так как преподаватель не только реализует образовательную программу в учебном процессе, но и непосредственно участвует в формировании содержания образования, в его обновлении. Важная роль преподавателя состоит в формировании будущего специалиста как конкурентоспособного работника, и как личности, способной к саморазвитию.
Активность как самостоятельной, так и коллективной деятельности обучающихся возможна лишь при наличии стимулов. Поэтому в числе принципов активизации особое место отводится мотивации учебно-познавательной деятельности. Принципы активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся, также, как и выбор методов обучения, должны определяться с учетом особенностей учебного процесса. Помимо принципов и методов, существуют также и факторы, которые побуждают обучающихся к активности, их можно назвать еще и как мотивы или стимулы преподавателя, чтобы активизировать деятельность обучающихся.
Интерес является главным мотивом активизации обучающихся. Данный фактор необходимо учитывать уже при формировании учебного материала. Обучающийся никогда не станет изучать конкретную ситуацию, если она надуманна и не отражает реальной действительности, не будет активно обсуждать проблему, которая к нему не имеет никакого отношения. И наоборот, интерес его резко возрастает, если материал содержит характерные проблемы, которые ему приходится встречать, а порой и решать в повседневной жизни. Тут его познавательная активность будет обусловлена заинтересованностью в исследовании данной проблемы, изучения опыта её решения.
Творческий характер учебно-познавательной деятельности сам по себе является мощным стимулом к познанию. Исследовательский характер учебно-познавательной деятельности позволяет пробудить у обучающихся творческий интерес, а это в свою очередь побуждает их к активному самостоятельному и коллективному поиску новых знаний.
Состязательность также является одним из главных побудителей к активной деятельности обучающихся. Однако в учебном процессе это может сводиться не только к соревнованию за лучшие оценки, это могут быть и другие мотивы. Например, никому не хочется «ударить в грязь лицом» перед другими, каждый стремится показать себя с лучшей стороны (что он чего-то стоит), продемонстрировать глубину своих знаний и умений. Состязательность особенно проявляет себя на занятиях, проводимых в игровой форме.
Учитывая перечисленные факторы, преподаватель может безошибочно активизировать деятельность обучающихся, так как различный подход к занятиям, а не однообразный, прежде всего у обучающихся вызовет интерес к занятию, они будут с радостью идти на него, так как предугадать деятельность педагога невозможно. Эмоциональное воздействие выше названных факторов на обучающихся оказывает и игра, и состязательность, и творческий характер, и интерес. Эмоциональное воздействие также существует, как самостоятельный фактор и является методом, который пробуждает желание активно включиться в коллективный процесс учения, заинтересованность, приводящая в движение. Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен. Однообразная информация и однообразные способы действия очень быстро вызывают скуку.
Работа преподавателя по активизации познавательной деятельности учащихся наиболее эффективна, а качество знаний учащихся выше, если при проведении уроков используются приемы и средства, активизирующие их познавательный интерес.
Педагогическая суть игровых технологий заключается в активизации мышления, повышении самостоятельности обучающихся и обеспечении творческого подхода в обучении. Цель игры – это сформировать навыки и умения обучающегося в активном творческом поиске. В процессе игровой деятельности активизируются не только знания, но и коммуникативные навыки, что обуславливает социальную значимость игровой технологии.
Игровая деятельность в учебном процессе в системе СПО может применяться как самостоятельная технология для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; как элементы более обширной технологии; в качестве урока или его части; как технология внеклассной работы.
Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. При планировании игры:
• дидактическая цель ставится в виде игровой задачи;
• учебная деятельность подчиняется правилам игры;
• учебный материал используется в качестве средства;
• дидактическая задача переводится в игровую за счет элемента соревнования;
• успешное выполнение заданий связывается с игровым результатом.
Наиболее часто встречаемыми в педагогической практике в системе СПО являются деловые, организационно-деятельностные, ролевые, имитационные, инновационные и дидактические игры. В своей практике, я как преподаватель спецдисциплин, входящие в профессиональные модули, использую деловые игры: ролевые и имитационные.
Игровая технология, как деятельность, начинающаяся задолго до момента ее применения на занятии, может быть представлена в виде этапов.
1. Подготовка
Первый этап занимает наибольшее время, так как связан с разработкой самой идеи игры и сценария. Здесь необходимо продумать сюжет игры, ее задачи, на чем будет построен момент соревновательности. Особое место занимает подготовка материального обеспечения – чем интереснее будет материал, тем более захватывающим будет процесс самой игры. Тщательная разработка инструкционной карты и раздаточного материала позволяет свести к минимуму время на дополнительные пояснения во время игры.
2. Проведение игры.
На этапе проведения игры в рамках занятия или внеурочной деятельности особое внимание отводится регламенту, который должен быть просчитан преподавателем на этапе подготовке. А соблюдение регламента достигается включением преподавателя как модератора или как непосредственного участника в процесс игры. Это может быть и в роли помощника обучающимся с слабым уровнем освоения теоретических знаний, это направление путем предложения альтернатив, идей для решения поставленной игровой задачи; ссылка на раздаточный материал.
Во время игры обучающиеся могут выполнять отдельные роли или работать в группе.
3.Анализ и обобщение.
Подведение итогов является важным этапом игры, который представляет собой анализ хода и результатов игры, соотношение игровой (имитационной) модели и реальности, а также ход учебно-игрового взаимодействия. На этом этапе необходимо осознать обучающимся: что нового узнали (термины, действия); чему научились (навыки, компетенции); в чем польза для будущей профессиональной деятельности. В своей практике в игровой технологии чаще применяю самооценку обучающихся.
Игровое обучение – процесс мало предсказуемый и плохо управляемый. На его течение влияет достаточно большое количество факторов, подсчитать и просчитать взаимовлияния которых весьма непросто: обстановка, настроение, подготовка, владение информацией и уровень знаний обучающихся, интерес к проблеме и т.д. Однако, систематическое и целенаправленное использование игровых методов может дать определенные результаты, как в изменении основных качеств личности, так и в результативности учебной деятельности. Игра порождает радость и бодрость, воодушевляет обучающихся, обогащает впечатлениями, помогает мне избежать назойливой назидательности, создает в коллективе атмосферу дружелюбия. В ходе игры все обучающиеся незаметно для себя активизируются, увлекаются поисками ответов, начинают размышлять, т.к. положение «аутсайдера» в игре мало кого устраивает. Победителем чаще всего бывает не тот, кто больше знает, а тот, у кого к тому же больше развито воображение, кто умеет видеть, наблюдать, подмечать, быстрее и точнее реагировать в игровой ситуации.
Игра - метод обучения, и с её помощью должны решаться образовательные, развивающие и воспитательные задачи. Использование игровых моментов на уроках - один из вариантов повышения мотивационной составляющей. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям: дидактическая цель ставится перед обучающимися в форме игровой задачи.
Учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве средства игры; в учебную деятельность вносится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом. Учебной целью игр на уроке является проверка знаний обучающихся, а также создание условий для самореализации творческих возможностей обучающихся, проявления ими личностных функций. Дидактические игры очень хорошо уживаются с «серьезным» учением. Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у обучающихся бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
Список литературы:
1. Истомина, Н.Б. Активизация учащихся на уроках спецдисциплин. Пособие для учителя. – М.: Просвещение. 2015.
2. Егорова, Л.И. Создание ситуации успеха на уроке.// Профобразование. 2006, № 6.
3. Лапыгин, Ю.Н. Методы активного обучения: учебник [Текст] /Ю.Н. Лапыгин.- М.: Юрайт,2015.- 248 с.
4. Зверева Н. А. Применение современных педагогических технологий в среднем профессиональном образовании [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 161-164.
5.Кальней В.А., Милешкина Е.Н. Тенденции развития игровых технологий в профессиональной подготовке специалистов СПО // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ. 2014. № 1
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.