Меню Международное интернет - издание ISSN: 2409-4455
Современно Перспективно Оперативно
Назад » » » 2019 » Апрель » 8

Использование современных образовательных технологий в учебном процессе

Сорокина Жанна Сергеевна
Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Костромской политехнический колледж», г. Кострома

Аннотация: Статья посвящена использованию в учебном процессе современных образовательных технологий. Задача каждого преподавателя – научиться эффективно использовать современные информационные технологии в образовательном процессе, т.к. они способствуют лучшему восприятию учебного материала студентами, повышают интерес к изучаемой дисциплине и позволяют усовершенствовать терминологический словарь по предмету, формируют социально-коммуникативные, профессиональные умения и навыки.
Ключевые слова: педагогические технологии, информационно-коммуникационные технологии, методы, приемы, образовательный процесс.

В настоящее время в системе среднего профессионального образования происходит модернизация организации учебного процесса: изменение образовательной среды, переоценка основных функций и способов деятельности преподавателей и студентов. В педагогической практике преподаватели переходят на активные и интерактивные методы работы с обучающимися, тем самым уходя от традиционных пассивных методов. Для подготовки специалистов обязательным условием является использование в образовательном процессе таких форм как круглый стол, семинар, разбор конкретных ситуаций, деловая игра, групповая дискуссия. Такие формы способствуют развитию и совершенствованию личностно-деловых качеств обучающихся. Активные и интерактивные методы лучшего всего использовать в сочетании с внеаудиторной самостоятельной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся. И все выше сказанное, ни в коем случае не говорит о том, что в современном процессе обучения многие традиционные функции педагогического работника утратили свое значения, нет, они остались. В образовательном учреждении СПО педагог выполняет те же функции, что и педагог школы:
– информатора – передача учебной информации;
– руководителя – планомерное воздействие на студента;
– воспитателя – воспитание эмоционально-ценностного отношения к миру;
– контролера – определение и оценка уровня учебных достижений.

Однако ведущую позицию занимает функция «руководителя» и большое количество часов отводится на самостоятельную работу обучающихся, на управление ею со стороны преподавателей. Поэтому образовательная организация СПО согласно требованиям Федеральных образовательных стандартов третьего поколения обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу, формировать социокультурную среду и создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности.[1]

Внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием расчета времени, которое следует затратить на ее выполнение. ФГОС СПО предъявляют высокие требования к современному выпускнику. Короткие сроки обучения, большие объёмы информации и жёсткие требования к практическому опыту, умениям, знаниям и компетенциям студента — вот современные условия образовательного процесса. Востребованность выпускников учреждений среднего профессионального образования на рынке труда зависит от применяемых образовательных технологий.

Высокие запросы невозможно удовлетворить, основываясь на традиционных методах и средствах педагогических технологий. Необходимы и новые подходы к организации учебного процесса, опирающиеся на современные педагогические технологии. На занятиях по учебной дисциплине «Информатика» в ОГБПОУ «Костромской политехнический колледж» я использую следующие современные образовательные технологии: технологию сотрудничества, проблемного(проектного) и личностно-ориентированного обучения и информационно-коммуникационные технологии. Они способствуют лучшему восприятию учебного материала студентами, повышают интерес к изучаемой дисциплине и позволяют усовершенствовать терминологический словарь по предмету, формируют социально-коммуникативные, профессиональные умения и навыки.
Элементами любой образовательной технологии являются педагогические методы и приёмы. Все используемые преподавателем педагогические приёмы и технологии опираются на идею развития личности и личностных качеств в социокультурной среде.

Технология сотрудничества реализует гуманистический подход в педагогической деятельности. Она направлена на работу студентов в малых группах на учебном занятии и способствует развитию системно-деятельностных компетенций обучающихся, таких как заинтересованность, умение идти на определённый компромисс, интеллектуальная терпимость, умение слушать и «держать позицию», эмпатия, лабильность, гибкость мышления, культура речи. [2]

Современные студенты активно используют современные информационные технологии (персональный компьютер, сервисы Интернет, электронные учебники и т.д.), они воспитаны на аудио-видео продуктах и других элементах компьютерной культуры. Согласно существующим требованиям современного рынка труда выпускник профессиональной образовательной организации должен быть конкурентоспособным, всесторонне развитым и образованным специалистом, владеть профессиональным мастерством, высоким уровнем информационной компетентности, которая является одной из ключевых сторон современного выпускника. Его знания, умения и навыки, личностные качества являются определяющими для того, чтобы быть востребованным в определённых сферах деятельности. [1]

Информационная компетентность – это интегральное качество личности, характеризующее умение решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях, с использованием знаний, учебного и жизненного опыта, ценностей и наклонностей, включающих в себя следующие компоненты:
– компьютерная грамотность;
– опыт индивидуальной и групповой деятельности с использованием информационных технологий для достижения профессионально-значимых целей;
– готовность к саморазвитию в сфере информационных технологий, необходимому для постоянного повышения квалификации в профессиональной деятельности. [4]

На учебных занятиях дисциплины «Информатика» студенты учатся работать с различными источниками информации, используя широкий спектр средств информационных технологий, среди которых можно отметить следующие:
– технические средства общего назначения, которые могут быть использованы преподавателями для обучения студентов: компьютер, проекционный экран, телевизор, мультимедийный проектор, интерактивная доска;
– программные средства обучения: электронные учебники и пособия, охватывающие или весь курс изучения учебной дисциплины, или его крупные разделы;
– средства для тренировки и контроля полученных знаний, профессиональных умений и навыков;
– презентации для визуального и звукового сопровождения словесных методов обучения;
– средства дистанционного обучения для сопровождения самостоятельной учебной деятельности.

Современный образовательный процесс не обходится без сочетания современных информационных и компьютерных технологий. Возможности таких технологий безграничны. Современный компьютер предоставляет массу информации, которую можно получить за считанные секунды. Применение информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе представляетсобой новые технические средства, формы, методы преподавания и новый подход к процессу обучения. [3]

Задача каждого преподавателя научиться эффективно использовать современные информационные технологии, так как они расширяют образовательное процесс по каждой учебной дисциплине. С появлением компьютерных сетей и других, аналогичных им средств ИКТ образование приобрело новое качество, связанное в первую очередь с возможностью оперативно получать информацию. Через глобальную компьютерную сеть возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т.д.)
Мультимедиа в учебном процессе, представленная компьютерными программами (системами), электронными учебниками, компьютерным моделированием в виде разнообразных заданий для самостоятельной работы, учебно-познавательными задачами на разных этапах учебного занятия, интернет-олимпиадами по дисциплине, а также образовательными веб-страницами в сети Интернет.

Применение мультимедиа развивает заинтересованность обучающихся к обучению, улучшает у них мотивационную деятельность к анализу, синтезу и сравнению, моделированию, выявлению причинно-следственных связей, активизирует использование разных видов информации.

Варианты использования мультимедиа в работе с обучающимися: проведение презентаций на занятии при объяснении нового материала; наглядная демонстрация процесса; презентация по результатам выполнения индивидуальных и групповых проектов; совместное изучение источников информации; корректировка и тестирование знаний.

Применение мультимедиа-технологий в образовании обладают следующими достоинствами по сравнению с традиционным обучением:
– допускает использование цветной графики, анимации, звукового сопровождения, гипертекста;
– допускает возможность постоянного обновления;
– имеет небольшие затраты на публикацию и размножение;
– допускает возможность размещения в нем интерактивных веб-элементов, например, тестов или рабочей тетради;
– допускает возможность копирования и переноса частей для цитирования;
– устанавливает гиперсвязь с дополнительной литературой в электронных библиотеках или образовательных сайтах.

Мультимедиа позволяют сочетать вербальную и наглядно-чувственную информацию, что способствует мотивации обучающихся, созданию актуальной настройки на обучение.
При использовании технологии проектной деятельности обучающиеся выполняют проекты в широком диапазоне проблемных задач (творческих, информационных, коммуникационных) и приобретают знания, умения и навыки в процессе конструирования, планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий. Ценность данной технологии заключается в использовании самостоятельной проектировочной деятельности обучающихся как основного средства их профессионального развития.

Список использованных источников:
1. Гаршина Ю. П. Практика использования современных образовательных технологий на уроках общеобразовательных дисциплин в учреждениях среднего профессионального образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 46. – С. 90–94. – URL: http://e-koncept.ru/2016/76387.htm.
2. Киселев,Г.М Информационные технологии в педагогическом образовании [Текст]: Учебник./.- Г.М.Киселев.- М.: Дашков и К., 2014.- 308 с.
3. Лапыгин, Ю.Н. Методы активного обучения: учебник [Текст]/Ю.Н. Лапыгин.- М.: Юрайт,2015.- 248 с.
4. Сластенин, В.А. Педагогика [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /В.А. Сластенин, И.Ф Исаев., Е.Н. Шиянов - М.: Издательский центр «Академия», 2014.- 576 с.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar