Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2019 » Апрель » 10

Роль мастера производственного обучения в формировании личности обучающегося

Чернышова Светлана Михайловна
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Нижегородский техникум городского хозяйства и предпринимательства

На сегодняшний день система профессионально-технического образования представляет собой основную форму поэтапной подготовки квалифицированных, соответствующих уровню и профилю рабочих кадров, конкурентоспособных на современном рынке труда.

В подготовке грамотного рабочего, владеющего всеми необходимыми профессиональными технологиями, ведущее место принадлежит мастеру производственного обучения. Именно он передают учащимся знания и опыт, воспитывает активную жизненную позицию, формирует личность, прививает моральные и этические качества. Одной из важнейших задач мастера является создание дружного, психологически здорового и работоспособного коллектива, где подростки не только обучаются выбранной профессии, но и развивают интеллектуально-творческие особенности, что в сою очередь обеспечивает возможность социального, научного и технического прогресса.

«Многое зависит от общего распорядка в заведении, но главнейшее всегда будет зависеть от личности непосредственно воспитателя, стоящего лицом к лицу с воспитанником: влияние личности на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебником, ни системой наказаний и поощрений», утверждает Ушинский К.Д

Именно мастер раскрывает лучшие стороны профессии для того, чтобы учащиеся смогли ею улечься, только в таком случае возможно достигнуть хорошего результата как в обучении, так и в воспитании.

Формы развития учащихся строятся на основе индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. Нами выделены следующие формы воспитания личности в процессе производственного обучения:
1. Коллективное воспитание осуществляется в процессе совместного обучения подростков навыкам профессии, посещении выставок, музеев, во время праздничных чаепитий и различных тематических вечеров. Беседы с учащимися могут проводиться по текущим вопросам, возникающим в группе, а также подготовленным темам, например: о вреде наркотических средств, о правилах безопасности в общественном транспорте, об истории возникновения праздника «новый год».
2. Индивидуальное воспитание реализуется через личные беседы с учащимся как в учебное время, так и в любое время, когда возникает необходимость, например, конфликтная ситуация со сверстниками, проблемы дома и прочие жизненные ситуации, когда мастер выполняет функцию наставника.

Индивидуальная беседа является весьма сложным методом работы. Для того, чтобы она возымела действие на учащегося необходимо точно представлять цель беседы, продумать ее содержание и форму. Кроме того, беседа должна проводиться человеком, пользующийся уважением и доверием у учащегося, чтобы он смог «открыться» и правильно принять смысл беседы. Не приемлем нравоучительный тон, подчеркивание некомпетентности подростка, вызывающие непременно негативную реакцию и сведение к минимуму усилий мастера.

Типичной целью проведения индивидуальной беседы является либо получение информации от учащегося, либо воздействие на него путем убеждения и внушения.

К методам стимулирования поведения и деятельности подростка относятся, прежде всего, одобрение и осуждение, поощрение и наказание. Одобрение и поощрение используются для закрепления правильных форм поведения. Осуждение и наказание являются средством торможения отрицательных побуждений и неправильных форм поведения.
Задача индивидуального подхода заключается в максимальном использовании возможностей каждого учащегося для наилучшей профессиональной подготовки и гармоничного духовного развития всего трудового коллектива.
Для решения этой задачи нужно хорошо знать условия, которые повлияли на формирование личности учащегося, поэтому первым делом в работе мастера производственного обучения с группой является изучение личного дела и медицинской карты каждого ребенка.

Недостатки поведения, прежде всего, обусловлены объективными обстоятельствами, поэтому не изменив их, нельзя изменить поведение учащегося.
Самый распространенный недостаток в подростковом поведения - это упрямство, проявляющееся в необоснованном сопротивлении этическим нормам и общепринятым стандартам поведения. Обычно это связано с перевозбуждением нервной системы, переутомлением, тяжелыми переживаниями или психическими отклонениями. Также упрямство часто обосновывается стремлением к самостоятельности и независимости, противостоянием «педагогики запретов».
В ответ на упрямство ученика любой мастер и педагог должен, прежде всего, разобраться в причинах, вызвавших психологический протест, проявить внимание к потребностям подростка, привлечь к активным коллективным формам деятельности.

Среди других распространенных недостатков поведения подростков нужно выделить грубость и дерзость по отношению к окружающим. Обычно это объясняется отсутствием уважительного отношения взрослых к молодой, формирующейся личности, подавлением стремления к самостоятельности, а также чувства собственного достоинства подростка.
Отчасти подростки считают грубость признаком взрослости, а чуткость и душевную теплоту расценивают как признак мягкотелости. Для работы с такими учащимися мастеру необходимо целенаправленно доверять им организацию рабочих процессов, ни в коем случае не подавлять их инициативы, уважать достоинство и право на определенную самостоятельность, при этом поблажки или снижение требовательности к работе не допустимы.

Реже проявляется такой недостаток поведения подростков как лживость. Обычно причиной лжи является страх наказания, своеобразное понимание товарищества, проявление солидарности. Тонкая и кропотливая работа мастера должна быть направлены на выявление причин лжи, создание обстановки доверия и взаимного уважения как в коллективе, так и в личных отношениях с учащимися.

Особую группу составляют подростки, не желающие учиться и осваивать профессию. Борьбу с ленью лучше всего осуществлять в коллективной трудовой деятельности, воспитывая личную ответственность каждого учащегося за своих товарищей и общее дело. Мастеру необходимо поощрять в ленивом подростке малейшее проявление интереса к труду, приучать находить радость и удовлетворение в процессе работы.

Таким образом, индивидуальный подход в процессе обучения подростка профессии предполагает доброжелательное отношение и доверие к его потенциальным возможностям, исправление недостатков в поведении, развитие лучших сторон личности, творческих способностей и умения работать коллективе, получая радость от трудовой деятельности.
Особое место в работе мастера занимает работа с «трудными» подростками, систематически нарушающими установленные правила поведения, допускающими правонарушения, не поддающимися общепринятым методам педагогического воздействия, которые эффективны для большинства других учащихся.

Трудный, педагогически запущенный подросток – результат неправильного воспитания, отражение неверной позиции самих взрослых с малых лет жизни ребенка. Отрицательное отношение к конкретным людям (родителям, воспитателям) подростки переносят на всех окружающих их людей. Но за грубостью, дерзостью и неповиновением трудного подростка скрывается потребность в заботе, ласке и понимании.

Обычно мастеру приходиться иметь дело с трудными подростками, которые уже до поступления в училище характеризовались девиантным поведением, то есть поведением, отклоняющемся от нормы. Поэтому воспитательная работа с ними прежде всего носит характер перевоспитания.

В перевоспитании трудных подростков необходима постепенность, обусловленная тем, что такие ребята испытывали отрицательное внешнее влияние или не получали должного воспитания весьма длительное время, зачастую всю предшествующую жизнь. В работе с такими учащимися нужно наметить основные этапы воздействия на личность, по принципу перехода от более простого к более сложному. Необходимо начинать с простых задач, выполнение которых зарождает веру в свои возможности у подростка. Постепенно увеличивая сложность и ответственность задач, предоставляя возможность для проявления инициативы, мастер оказывает воспитательное влияние на учащегося.

Подводя итоги можно сказать следующее:
В процессе коллективного освоения профессии под руководством доброжелательного настроенного мастера между учащимися складываются разнообразные формы общения, развиваются ценные личностные качества. Фактически, подростки приобщается к делам общества, занимают свою социальную позицию, чувствуют свою значимость и полезность окружающим его людям. Грамотная работа мастера в процессе обучения профессии позволяет подготовить специалистов, не только владеющих современными знаниями и технологиями, но и разносторонне развитых и социально адаптированных к жизни после окончания училища личностей.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar