Меню Международное интернет - издание ISSN: 2409-4455
Современно Перспективно Оперативно
Назад » » » 2019 » Апрель » 26

Нравственно - половое воспитание студентов

Федорова Галина Николаевна, преподаватель
Старооскольский филиал Российского государственного геологоразведочного университета имени Серго Орджоникидзе (СОФ МГРИ), СПО, г. Старый Оскол, Белгородская область

Аннотация: в связи с обострением в настоящее время проблемы совершенствования целенаправленного нравственно-полового воспитания студенческой молодежи, в статье идет речь о необходимости работы педагогического коллектива учебного заведения в этом направлении, приведены результаты социологического исследования в СОФ МГРИ (СПО).

Ключевые слова: нравственно-половое воспитание, семейные отношения, духовно-нравственное развитие, сексуальные отношения.

Одной из приоритетных задач общества согласно «Концепции по нравственно - половому воспитанию» является создание здоровых и безопасных условий для жизни и учебы детей, подростков и молодежи, обеспечение развития интеллектуальных, духовных и физических сил, формирование прочных основ нравственности и здорового образа жизни.

К сожалению, мы можем констатировать тот факт, что в настоящее время сложилась неблагоприятная ситуация со здоровьем и нравственным поведением молодежи. Ее основными причинами являются следующие: безнравственность в сфере межполовых отношений; отсутствие необходимых знаний по сохранению и укреплению здоровья; неспособность взрослых оказать помощь и ответить на вопросы, которые встают перед каждым подростком, молодежью; увеличение числа болезней, передаваемых половым путем; рост беременности несовершеннолетних, исходом которой являются аборты или юное материнство, нередко приводящее к отказу от детей и социальному сиротству; рост проституции несовершеннолетних.

Несомненно, эта проблема требует решения. Я уверена в том, что в процессе нравственно - полового воспитания должны быть задействованы родители, государственные и негосударственные организации образования и здравоохранения, молодежные объединения и т.д. Считаю, что в любом учебном заведении план по нравственно-половому воспитанию должен реализовываться в трех коллективах: студенческом, преподавательском и родительском. Работа должна проводиться с целью формирования личности путем целенаправленного привития подрастающему поколению нравственных ценностей во взаимоотношениях полов, ответственности за свое физическое и психическое здоровье и половое поведение.

Каковы же задачи нравственно–полового воспитания студентов? Это:
формирование у подростков ответственного отношения к своему здоровью; повышение информированности по вопросам пола; обучение основным навыкам общения и принятия осознанных решений в вопросах взаимоотношений с представителями другого пола; формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни, планированию семьи и ответственному родительству; формирование понимания необходимости ответственного сексуального поведения.

Половое и психосоциальное созревание - одна из наиболее уязвимых сфер социализации юношей и девушек. Тяжелейшие психологические травмы, переживаемые в этом возрасте, связанные с несчастливой первой любовью, сексуальной агрессией и насилием, ранней беременностью, абортами, тяжело впоследствии сказываются на физическом и духовном здоровье молодых людей. Осложнения в сфере интимной жизни нередко являются причинами суицидов, приобщения к наркотикам и алкоголю, развития психосексуальных и агрессивных патологических наклонностей и влечений, служат препятствием в создании собственной прочной счастливой семьи. Нельзя недооценивать также эротизирующей роли современного искусства: кино, телевидения, эстрады, которые наполнили достаточно откровенными сценами, будя сексуальные желания молодёжи, подталкивают их к преждевременной ранней половой жизни.

Данные медико-психологических исследований показывают, что большинство подростков проявляют истинный интерес к проблеме полового развития, взаимоотношения полов, возраста начала половой жизни, возможности предохранения от беременности.

Можно считать непосредственной подготовкой к браку следующую работу классных руководителей студенческих групп: обучение методам создания полноценной, здоровой и устойчивой семьи, ознакомление с принципами и проблемами полового и семейного партнёрства, предпосылками правильного выбора брачного партнёра, основными правилами ведения домашнего хозяйства, устройства семейного быта.

Без сомнения, не должна оставаться без внимания и работа по подготовке студентов к сознательному выполнению родительского долга, включающая систему мер, направленных на выполнение важнейшей функции семьи - рождению и воспитанию нового поколения, в частности, вопросы планирования семьи, предохранение от нежелательной беременности и т.д.

Вопросы взаимоотношений полов, любви, семейного счастья - всего, что называется личной жизнью, - не оставляют равнодушными молодых людей. Конечно же, задачи воспитания и образования нельзя считать решенными, если человек психологически и морально не подготовлен к любви и вступлению в брак, если он беспомощен, пассивен в сфере личных взаимоотношений. Ведь такая неподготовленность означает, что он не будет счастлив сам и не даст счастья другому.

Хочу отметить, что необходимость полового воспитания, подготовки к браку была осознана давно. Так, в одном из замечательных памятников XVI века – «Домострой» дано всестороннее, полное описание бытовой жизни Московской Руси и ее патриархального семейного уклада. В нем описывается, как девушки и юноши подготавливались в семье задолго до самого брака. Внимание родителей было привлечено к материальному обеспечению будущей семьи: надо накопить необходимое приданое, чтобы молодые могли жить без нужды и тяжких забот. Главным для девушки считалось соблюдение целомудрия, она должна была иметь навыки в повседневном труде жены и будущей матери, сноровку в ведении домашнего хозяйства, уметь шить для себя белье и одежду, вкусно накормить семью и гостей, чтобы все были довольны, а также быть искусной в вышивках, вязании и украшении жилища, соблюдать в нем порядок и чистоту. В «Домострое» очень большое внимание уделено соблюдению заповедей христианской религии, духовному совершенствованию.

Конечно, в настоящее время проблема совершенствования целенаправленного нравственно-полового воспитания молодежи значительно обострилась, чему способствуют такие факторы, как акселерация и заметное изменение этики сексуальных отношений: нормы, регулирующие половые отношения мужчины и женщины, стали менее жёсткими. Сейчас не подвергаются в такой степени, как раньше, общественному осуждению добрачные связи, внебрачное рождение ребенка, разводы, повторные браки.

Это подтверждается нашим социологическим исследованием, проведенным в СОФ МГРИ РГГРУ (СПО) среди студентов первого курса. Всего было опрошено 200 человек. Возраст респондентов 16-18 лет.
Каковы результаты проведенного исследования? На вопрос: «Должен ли каждый человек иметь семью?» все респонденты ответили положительно, следовательно, все они понимают важность семейных отношений для себя лично. Кроме того, 86% опрошенных уверены, что и для общества важно, есть у человека семья, или ее нет. С утверждением: «Семья – ячейка общества» согласились 92% опрошенных.

«Допускаете ли Вы сексуальные отношения до брака?» - таков был следующий вопрос анкетысальныу, на который все студенты, независимо от пола, ответили положительно. Это говорит о том, что брак не является сейчас мерилом нравственно-половых отношений, и начало сексуальных отношений не связывают с моментом его заключения. Кстати, 94% студентов считают, что прежде, чем заключать брачный союз, нужно пожить в гражданском браке, для проверки своих чувств и отношений.

Нашим первокурсникам было предложено также несколько вопросов, касающихся начала половой жизни. Какие ответы мы получили? Безусловно, радует тот факт, что 84% респондентов считают, что половую жизнь можно начинать после 18 лет. Хотя 8% думают, что подходящий для этого возраст - 17 лет, а 5% - 15 лет, остальные 3% - с 13 лет. Какие же причины ранних половых связей подростков указали наши респонденты? Это: скука; алкогольное опьянение; материальная выгода; желание привлечь к себе внимание и удержать партнера; для самоутверждения; как средство доказать свою взрослость; насилие.

На вопрос об осведомленности о средствах и способах безопасного секса, 95% студентов выбрали такой вариант ответа: «моих знаний мне вполне достаточно», 4% - «знаю практически все», а 1% - «не знаю и знать не хочу». «Как Вы относитесь к проблеме ранней беременности?» - был следующий вопрос анкеты, на который 78% опрошенных ответили, что считают это личным делом каждого. 1% думает, что «чем раньше, тем лучше», а 6% - осуждают это явление. Отметим, что 15% студентов эта проблема вообще не волнует.

К сожалению, 81% студентов на вопрос: «Считаете ли Вы проституцию приемлемым способом зарабатывания денег?» ответили так: «эта работа не хуже, чем любая другая». Лишь 6% осуждают проституцию, а 5% считают, что с этим необходимо бороться, 7% не задумывались об этом. Были и такие ответы (от девушек) : «могу представить себя в этом бизнесе», «проституция - это способ получить за собственное удовольствие большие деньги», что настораживает.
На вопрос: «Ваше отношение к рождению ребенка до брака?» положительно ответило 72% респондентов. Настораживает тот факт, что почти две трети студентов не связывает рождение детей с семейными узами. Думается, что это послабление, вместе с внебрачными половыми связями и составляет особую сложность проблемы половой морали у молодежи.

Чрезвычайно усугубляет ситуацию в сфере полового созревания и подготовки молодёжи к семейной жизни социокультурный разрыв, который наметился между поколениями детей и их родителей. Неприятие и непонимание современных межполовых этических норм, нетерпимость к современным сексуальным «новшествам», которые принесло время, отдаляет молодых людей от взрослых членов семьи, что затрудняет вхождение молодых во взрослую жизнь и решение ими многих сложных вопросов интимной жизни.

Все респонденты дали положительный ответ на вопрос анкеты: «Как Вы считаете, при выборе будущего супруга человек должен сам найти свою половинку?». Однако, 36% при этом воспользовались бы помощью родителей или родственников. Затем был задан вопрос: «Если твои родители запрещают встречаться с любимым человеком, готов ли ты идти против их воли?», на который только 24% ответили утвердительно. Все эти обстоятельства нельзя не учитывать, когда речь идет о нравственно-половом воспитании молодежи.

Хочу напомнить, что статья 38 Конституции РФ гласит: «Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей». Таким образом, Конституцией установлено, что воспитание детей является преимущественным правом и обязанностью родителей, а не иных лиц и даже не государства. Поэтому воспитание детей со стороны государства или частного лица в противоречии с моральными принципами родителей нарушает их конституционное право на воспитание детей. Поэтому, одним из важнейших направлений совершенствования целостной системы подготовки молодежи к семейной жизни важным ее элементом должно стать педагогическое просвещение родителей, связанное с формированием качеств личности семьянина в условиях родительской семьи. С этой целью необходимо прежде всего совершенствовать существующие формы педагогического образования родителей, наполнить их новым содержанием, раскрывающим сущность подготовки детей к браку в условиях родительской семьи.

К сожалению, многие родители уклоняются от откровенных разговоров со своими детьми по вопросам нравственно-полового воспитания,что показало исследование, проведенное нами ранее. Основная масса анкетируемых студентов отметила, что их половым просвящением занималась «улица». В связи с этим, педагогический коллектив учебного заведения должен проводить целенаправленную планомерную работу в этом направлении, причем делать это совместно с родителями.

Закончить статью мне хотелось бы словами В. Г. Белинского: «Нравственная чистота вовсе не заключается в неведении, а подразумевает сохранение добродетели при достаточной осведомленности».
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar