Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2019 » Апрель » 29

О самовоспитании студентов в учебном заведении

Федорова Галина Николаевна, преподаватель
Старооскольский филиал Российского государственного геологоразведочного университета имени Серго Орджоникидзе (СОФ МГРИ), СПО, г. Старый Оскол, Белгородская область

Аннотация: в статье идет речь о роли самовоспитания студентов в процессе подготовки будущих специалистов в учебном заведении, как взаимосвязанных этапов работы над собой: самопознания, планирования, реализации плана, контроля и регулирования. Рассмотрены методы и средства самовоспитания студентов.
Ключевые слова: самовоспитание студентов, учебное заведение, этапы самовоспитания, методы, средства, самопознание.


Многолетний опыт работы в СОФ МГРИ (СПО) убеждает, что самовоспитание студентов играет немаловажную роль в эффективном решении вопросов подготовки будущих специалистов. Самовоспитание студента понимают как организованную, активную и целенаправленную его деятельность, направленную на систематическое формирование и развитие позитивных и устранение негативных качеств личности в соответствии с осознанными потребностями и требованиями общества, профессиональной деятельности, а также на реализацию личной программы.

Какова же главная цель самовоспитания на современном этапе? Это достижение согласия с самим собой, обретение смысла жизни, самоактуализация и самореализация потенциальных возможностей, природных способностей и активное с самоутверждения в общественной жизни. А для того, чтобы самовоспитания стало осознанным и профессионально направленным, будущий специалист должен почувствовать, реально оценить свою пригодность к выбранной профессии.

По своей сути самовоспитания - явление социальное. Оно присуще только человеку, который осознает себя в системе общественных отношений.

Несмотря социальную обусловленность, самовоспитание - глубоко индивидуальное и зависит от степени выраженности внутренних предпосылков. Самовоспитание осуществляется на основе определенных принципов, которые являются наиболее общими исходными положениями и требованиями личности к самой себе и определяют цель, идеалы, содержание, методику и организацию процесу самовоспитания.

Анализ процесса самовоспитания студентов позволяет выделить ряд логически взаимосвязанных этапов работы над собой: самопознание, планирование, реализация плана (программы), контроль и регулирование.

Начальный этап в самовоспитании – самопознание, сложный процесс определения своих способностей и возможностей, системы ценностей, жизненных намерений и стремлений, ведущих мотивов и мотиваций характера и темперамента, особенностей протекания психических познавательных процессев (ощущения, восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления, речи). Благодаря этому студент может самостоятельно определить, каких успехов может достичь в жизни, проанализировать возможности совершенствования своей деятельности. Важность этого этапа обусловлена тем обстоятельством, что человек не может разумно действовать без хотя бы минимального знания о себе.
Процесс самопознания начинается с самосознания, то есть осознания себя как общественного существа - личности и своего места и жизненных ориентиров в общественной деятельности. Самоосознание позволяет студенту глубже осознать себя и систему требований, которые предъявляют к нему, а также понять свои задачи в учебно- воспитательном процессе, яснее представить перспективу своего дальнейшего развития.

Самоизучение в процессе самопознания направлено на изучение качеств собственной личности, сопоставления их с требованиями, которые предъявляют к гражданину, оно происходит через самонаблюдение. На основе самоизучения формируется самооценка, которая является суждением человека о степени наличия у нее каких-то качеств, свойств и сопоставления их с эталоном, образцом.

В самооценке оказывается мнение студента о себе, создается собственный проект самоорганизации. Объективная самооценка играет важную роль в организации самовоспитания и в руководствовании своим поведением. Непременным условием объективной самооценки является самокритичное отношение студента к своей личности, умение правильно реагировать на критические замечания других людей. На основании самоизучения и самооценки в с студентов формируется решение прибегнуть к самовоспитанию.

Самооценка формируется по двум направлениям: сопоставление самого себя с образцами для подражания, с выдвинутыми требованиями; повседневное общение студентов с членами коллектива, педагогами. Выделяют следующие основные виды самооценки: адекватная и неадекватная (завышенная и заниженная). Она может стимулировать или, наоборот, подавлять активность студентов.

Неадекватная заниженная самооценка снижает уровень социальных стремлений студента, способствует развитию неуверенности в собственных возможностях, ограничивает его жизненные перспективы. Такая самооценка может сопровождаться негативными эмоциональными срывами, внутренним конфликтом, девиантным поведением. Если человек уверен в себе, это значит, что он правильно оценивает свои силы и возможности. В основе неуверенности в себе лежит недооценка своих качеств и возможностей, самоуверенности - переоценкака. Правильная самооценка дает человеку моральное удовлетворениея.

Планирование самовоспитания предполагает: определение целей и основных задач на перспективу и на определенные этапы обучения и деятельности студента; разработку программы (плана) самовоспитания; определение условий деятельности по самовоспитанию (выработка собственных правил поведения, выбор форм, средств, методов и приемов решения задач в работе над собой).

Хорошо спланированная работа над саморазвитием, самосовершенствованием своей личности является залогом эффективности и результативности самовоспитания. План должен быть конкретным по содержанию, с четкой последовательностью решения задач. Цель и задачи конкретизируют на ближние, средние и дальние перспективы развития студента. С ними определяют также главные ценностные ориентиры и содержание самовоспитания, идеалы, к которым стремится личность.

На основании сформулированных целей, задач разрабатывают программы (планы) самовоспитания, а после самооценки позитивов и недостатков, их дорабатывают. Как правило, их оформляют в личных дневниках, блокнотах. Главное их предназначение - помочь студенту организовать и систематизировать работу над собой.
Практика показывает, что свое назначение программы (планы) самовоспитания выполняют тогда, когда в них отражены следующие вопросы: по каким направлениям студент намерен работать, какие качества планирует формировать, развивать, совершенствовать, устранять; с помощью чего хочет реализовать запланированное и использует в интересах самовоспитания; сроки выполнения и сроки самоконтроля работы над собой.

Программы (планы) самовоспитания конкретизируют и дополняют соответствующими правилами поведения. Существуют правила поведения, которые наработал студент. Это своеобразные ориентиры его поведения в конкретных жизненных и учебно-воспитательных ситуациях. Они могут иметь и более глубокий и перспективный характер. На этом этапе работы над собой используют обязательства за соответствующий период достичь определенных результатов; личный план работы над собой, программу самовоспитания; девиз жизни.

Ориентиром для студентов в планировании процесса профессионального самовоспитания является квалификационная характеристика специалиста, на основе которой следует выстраивать программу индивидуальной самоподготовки к будущей профессиональной деятельности. Требования к современному специалисту должны соответствовать потребностям сегодняшней жизни.

Третий этап самовоспитания - реализация программы самовоспитания. На этом этапе студент контролирует работу над собой, вполне держит ее в поле своего сознания (рефлексии) и на этой основе своевременно выявляет отклонения реализованной программы от заданной, предотвращает их, вносит соответствующие коррективы в план дальнейшей работы.

Для самовоспитания используются определенные средства - совокупность предметов материальной и духовной культуры для решения конкретных задач. О каких основных методах самовоспитания я чаще всего рассказываю студентам? Прежде всего, это самоубеждение - метод воздействия на себя с целью утверждения новых отношений и отношение к собственным поступкам, сущность которого состоит в выдвижении доказательств, поиска контрдоводов и их взвешенности.

С помощью самоубеждения студенты добиваются сознания необходимости развития в себе тех или иных качеств личности, устранения недостатков. Происходит своеобразное разрешение противоречий между их взглядами, мыслями, чувствами и требованиями долга, мнениями и взглядами авторитетного лица, коллектива, общественного мнения. Сформированные с помощью самоубеждения мысли и взгляды добавляют студентам уверенности, морально-психологической устойчивости, способствуют мобилизации себя на достижение заключительной цели самовоспитания.
Метод самонаблюдения заключается в наблюдении за своими действиями, поступками, мыслями, чувствами и основывается на общей наблюдательности человека. Самонаблюдение является необходимым условием контроля за собственным поведением и деятельностью. Его лучше осуществлять в обычных условиях. Прежде всего, следует осуществлять ретроспективное самонаблюдение, т.е. четко восстанавливать в памяти события, которые только состоялись, факты - как продолжение самопереживания. Повторное самонаблюдение всегда дает определенное уточнение, дополнение.

Самоконтроль - систематическая фиксация своего состояния или поведения с целью предотвратить нежелательные проявления и сознательной регуляции личностью своего поведения и деятельности, чтобы обеспечить достижение целей, норм и правил самовоспитания. Самоконтроль в самовоспитании выполняет функции наблюдения, оценочно-констатирующую и корректирующую, развивается на основе способности питомца контролировать любую свою деятельность.

При этом хочу заметить, что студент, у которого значительно развит самоконтроль, но нет достаточно знаний и навыков, может плохо выполнять то или иное новое и сложное для него задание. И наоборот, студент, который имеет менее развитый самоконтроль, но хорошо знает свою профессию, может действовать эффективнее.

Не следует также забывать, что студент может самопроизвольно сопоставлять свои намерения с конкретными делами и результатами, т.е. осуществлять непроизвольный самоконтроль на основе сознательного анализа. Произвольный же самоконтроль, проводимый со специальной целью, имеет значительные возможности стабилизации деятельности. Студенты, которые сознательно ставят перед собой цель - осуществить запланированную программу деятельности, не отвлекаться посторонними относительно нее делами, будут способны систематически и последовательно выполнять свои профессиональные и общественно полезные обязанности.

Сущность метода самоорганизации жизни и деятельности в самовоспитании состоит в том, что студенты организуют свое поведение и деятельность в соответствии с сложившихся правил поведения, основных направлений самовоспитания, эффективно работают над собой согласно программе самовоспитания. Важным условием является умение человека управлять собой, добиваться осуществления поставленной цели.
Самоанализ - анализ своей деятельности, поступков, поведения, своего внутреннего мира. Он заключается в сопоставлении того, что планировали, с тем, что сделано или могло быть сделано. Помогает раскрыть причины успехов или неудач, развивает самосознание и способствует самопознанию.

Самовнушение - влияние студента на самого себя с целью самовоспитания, как следствие, у него возникают различные психические и соматические состояния. Через повторение словесных формул или вызывание ярких представлений на основе уверенности в достижении результата самовнушения влияет на психику, позволяет закрепить и в необходимые моменты вызвать нужный психический настрой.

В работе над собой студенты могут применять метод аутотренинга. Для целенаправленного самовоздействия применяют специальные упражнения самовнушения в виде словесных формул. В процессе таких тренировок студент в состоянии сам создать себе модель представлений, чувств, эмоций состояний, ввести эту модель в свою психику благодаря сосредоточению, виду или многократном повторении.
Хочу отметить, что в процессе реализации программы самовоспитания в личности формируется желание выполнять требования коллектива или педагога, строить свое поведение в соответствии с правилами и требованиями достойного поведения.

Стимулирование самовоспитания предполагает использование таких приемов, как самовнушение, самопоощрение, самоосуждение, самоприказ и других. Самовнушение - психическое воздействие человека на себя через повторение по мысли или вслух определенных высказываний до полного овладения собой. Например: «Я смогу спокойно выслушать замечания». Такой прием обычно предлагают в использовать, если нужно преодолеть в себе страх перед трудностями, неуверенность в собственных силах, нерешительность. Самоподбадривание эффективно, если студент смущается в сложных ситуациях, сомневается в собственных силах и возможностях.

К самопоощрению прибегают, если есть необходимость избавиться от негативных черт характера, когда студент, преодолевая определенные трудности, выполнил сложное задание. Самоосуждение - проявление недовольства своими действиями, поступками, поведением. Угрызения совести пробуждают сознание, вызывают внутреннее волнение и чувство вины самоосуждения приводит желание избавиться от недостатков.

Прием самоприказов заключается в принятии решения никогда не отступать от принципов. Студент побуждает себя к выполнению запланированной деятельности с целью самовоспитания. Сознательные упражнения в выполнении поступков с самоприказов способствуют выработке устойчивой привычки слушать себя. Проговаривание самоприказов вслух обычно имеет позитивный результат, чем произнесение его про себя. Причем, действенность самоприказов зависит от уровня ответственности личности, а результативность - от самоубеждения личности в необходимости этих действий. Я считаю, что очень важно объяснить это студентам.

Самопринуждение - выявление неудовлетворенности собой, назначение себе дополнительного задания и принуждение себя его выполнять. Практические приемы, применяемые при этом: «шаг вперед» - ежедневное планирование деятельности на следующий день; «оценки прожитого дня» - анализ своих дел, поступков, пороков; «правила моего поведения» - соблюдение составленных для студента правил поведения, приучает к исполнению своих обязанностей.

Четвертый этап самовоспитания - контроль и регуляция самовоспитания. На этом этапе применяют приемы самоконтроля, самоотчета, самооценки. Самоконтроль является одним из видов осознанной регуляции собственного поведения и деятельности с целью обеспечить соответствие их результатов сформулированным целям, требованиям, правилам, образцам. Самоконтроль в самовоспитании основывается на способности студента контролировать любую свою деятельность, то есть, анализируя ход работы по самовоспитанию, студент устанавливает отклонения в программе самовоспитания и вносить соответствующие коррективы в план работы над собой. Безусловно, работа над собой требует, в случае необходимости, саморегулирования.

Самоотчет - отчет студента перед собой в различных формах (мысленно, в дневнике и т.п.) о выполнении взятых обязательств, реализацию плана и программы самовоспитания.
Следует отметить, что важная роль в самовоспитании принадлежит учебному заведению и непременным условием действенности руководства самовоспитанием студентов является высокая теоретическая и методическая подготовка всех научно-педагогических работников.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar